СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Дыхательная гимнастика в детском саду"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье кратко описано значение дыхательной гимнастики для дошкольников. В конце статьи вы можете ознакомиться с весёлыми играми на развитие дыхания.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Дыхательная гимнастика в детском саду"»

Статья

«Дыхательная гимнастика в детском саду»


Мудрецы с Востока говорили, что воздух – это дыхание Бога, признак Его присутствия в мире. Известный врач Гиппократ – считал дыхательные упражнения обязательным и важнейшим компонентом в профилактической медицине.

Дыхательная гимнастика – это комплекс специализированных дыхательных упражнений, направленных на укрепление физического здоровья ребёнка.

Она служит для развития у ребенка органов дыхания, постановки различных видов дыхания, а также профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Дыхательной гимнастикой можно начинать заниматься с детьми, достигшими возраста 4-5 лет, даже с детьми трёхлетнего возраста можно делать не сложные игровые дыхательные упражнения.

Цель дыхательной гимнастики – увеличить объём дыхания, нормализовать его ритм, выработать плавный длительный экономный выдох.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

- 5-8 минут, в хорошо проветриваемом помещении;

- упражнения повторяются 3 - 5 раз в среднем или медленном темпе, у старших дошкольников до 8 раз в более быстром темпе;

- чередовать с другими упражнениями;

- следить за тем, что бы у ребёнка не закружилась голова, то есть дуть не более 10 секунд с паузами;

- не проводить после еды;

- упражнения проводят в свободной одежде, которая не стесняет движения;

- находиться в состоянии глубокого расслабления;

- упражнения выполнять легко, без особых усилий;

- начинать с более лёгких. коротких упражнений;

- гимнастику проводят в игровой форме.

Значение дыхательной гимнастики для ребёнка:

- способствует воспитанию правильного речевого дыхания. Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи;

- профилактика болезней дыхательных путей;

- насыщение головного мозга кислородом, это способствует улучшению работоспособности;

- восстановление дыхания после физических нагрузок;

- улучшает носовое дыхание;

- улучшает состояние сердечно - сосудистой системы;

- улучшает звучание голоса;

- улучшает зрение, память;

- улучшает работу органов пищеварения;

- ликвидирует различные нервозы;

- укрепляет сосуды на ногах.

Упражнения разделяются на статические и динамические. Статические – это упражнения, которые выполняются без движения рук и корпуса. Статические дыхательные упражнения направлены на постановку нижнерёберного дыхания с активным участием диафрагмы; на координацию ритмичного вдоха и выдоха. Отрабатывается короткий и одновременно бесшумный вдох.

Динамические – упражнения, сочетающиеся с различными движениями. Цель тренировки достигается за счёт изменения темпа, частоты, характера выполнения упражнений. Для активизации мышц используют резкие рывки рук (толкательные движения), наклоны, повороты туловища, а для снятия напряжения – медленные и плавные движения.

Основная задача педагога - как выполнять и что ощущать; вывести на «опору дыхания».

Дыхательные упражнения можно выполнять на музыкальных, физкультурных, логопедических занятиях, на прогулке, на утренней гимнастике или же один – два раза в течение дня в свободное время, отдельным комплексом.

Дыхательная гимнастика имеет ряд преимуществ. Она основана на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, так как носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И наша задача научиться и научить детей правильно дышать!

Комплексов дыхательных гимнастик большое разнообразие. А я хочу вам предложить забавные игры на развитие дыхания, которые педагоги и родители смогут проводить без особых временных и материальных затрат.


Весёлые игры на развитие дыхания

«Пузыри»

Перед детьми стаканчики с водой, в которых коктейльные трубочки. Дети делают глубокий вдох и долгий выдох через трубочки ртом. Следим, чтобы щёчки не надувались.

«Мыльные пузыри»

Учим детей делать глубокий вдох, вытягивать губы трубочкой, дуть плавно и долго. Можно мыльные пузыри сделать с малышом вместе, тогда будет ещё интереснее и веселее.

«Футбол»

Ворота можно сделать из картона или просто на стол выложить два кубика, стаканчика и т.д., что бы получились ворота. Мячик скатываем из ватки, салфетки. По очереди дуем на мячик, кто больше забьёт голов. Делаем глубокий вдох. Затем с силой выдыхаем вперёд на ватку, губы вытягиваем вперёд «трубочкой».

«Хоккей»

Игра по аналогии с «Футболом», но вместо ватки берём крышку, пуговицу и как шайбу загоняем в ворота.

«Быстрые шарики»

В три стаканчика наливаем воду и ставим на стол в ряд, близко друг к другу. В первый стакан с водой кладём шарик для настольного тенниса. Ребёнок делает глубокий вдох и дует на шарик вперёд, чтобы тот перекатывался из стакана в стакан. Стараемся на одном длительном выдохе переместить шарик в третий стаканчик. Эту игру можно проводить и как соревнование.

«Снегопад»

Кладём снежинку из бумаги, салфетки на раскрытую ладошку. Делаем глубокий вдох, затем плавный выдох на снежинку, чтоб та улетела. Когда много детей, получается настоящий «снегопад».

«Листопад»

Эта игра проводится по аналогии с игрой «Снегопад», только вместо снежинок берём разноцветные листья из бумаги. Можно поэкспериментировать с бумагой разной толщины, какой листочек легче сдуть и какой будет плавно лететь. Также можно много листьев разложить на стол и сдувать их, получается разноцветный «листопад».

«Бабочка на цветке»

Из картона вырезать цветы. Бабочек вырезать из тонкой цветной бумаги. Соединить каждую бабочку с цветочками верёвочками или толстыми нитками. Кладём листочек на стол или на ладошки, а сверху кладём бабочку. Пытаемся сдуть бабочку с цветка.

«Спящий цветок»

Из тонкой бумаги вырезаем цветы с длинными лепестками. Закручиваем или складываем лепестки к центру цветка – «цветок спит». «Разбудим цветочек» – подуем на лепестки так, чтобы они раскрылись.

«Дождик»

Игра проводится по аналогии с игрой «Бабочка на цветке», только здесь у нас будет тучка и капельки дождя. На слова «Дождик пошёл», дети дуют на капельки, сдувая их с тучки.

«Кораблики»

В таз с водой кладём бумажные кораблики или пластмассовые, резиновые. Дуем на кораблики, так чтобы они двигались по воде. Можно устроить соревнование: «Чей кораблик самый быстрый?»



Литература

1. Амосова Т. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.Т. Издательство: РИПОЛ Классикс, ил, 2008, с.64

2. Белякова Л. И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия»- М.: В.Секачев, 1998

3. Коновалова Н.Г. «Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплекс упражнений; сюжетно-ролевое сопровождение. ФГОС ДО», издательство «Учитель», 2019

4. Серазетдинова Л.И., Утегенова Н.Р., Шайдуллина Г.Г. Техники дыхательных упражнений как компонента системы оздоровления: Учебно-методическое пособие/ Серазетдинова Л.И., Утегенова Н.Р., Шайдуллина Г.Г. - Казань: Казанский университет, 2016. – 40 с.

5. nsportal.ruДетский садЗдоровый образ жизни…/kartoteka-dykhatelnoy…

6. logopedprofiportal.rublog/825447