Статья «Эффективные способы
организации образно-ролевой игры»
Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы: Е.Е. Кравцова «Разбуди в ребенке волшебника» и О. В. Лещинская – Гурова « Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения ».
В начале четвертого года жизни у ребенка возникает новый вид игры, который получил название игры образно-ролевой. Этот вид игры тесно связан с театрализацией. Центральным моментом является исполнение какой-либо роли: человека, животного, даже изображение различных предметов. Эта игра необходима ребенку для умения перевоплощаться, для развития творчества, и, главное, она нужна для развития детского воображения.
В начале учебного года я составила перспективный план по развитию образно - ролевой игры.
Для развития образно – ролевой игры, необходим довольно обширный материал, который дети могли бы использовать в своих играх для перевоплощения в образ. С этой целью в группе был создан уголок ряжения: маски – шапочки, сундучок с костюмами для детей, шкатулка с бижутерией, напольная ширма. Эти атрибуты я использую в каждой игре. Атрибуты помогают детям погрузиться в мир игры, побуждают к образному воплощению роли, вызывают положительные эмоции, способствуют импровизации.
Игры использую с усложнением. В начале года предлагаю игры, где детям необходимо «превратиться» в одного персонажа. Например, в игре «Путешествие на осеннюю полянку» воспитанники изображают только зайчика, в игре «На бабушкином дворе» - изображают курочку и цыплят. К концу года – использую игры, где необходимо представить образ нескольких героев. Например, в игре «Кто-кто в теремочке живет…» дети «превращаются» в лисичку, в зайчика, волка, в игре «Мы на луг ходили» - предстают в образах бабочек, птичек, пасущихся на лугу коров, овечек.
Организацию образно-ролевых игр я осуществляю в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение, анализ.
Рассмотрим более подробно процесс проведения образно-ролевой игры.
Прежде чем начать игру, я стараюсь вызвать у детей интерес к ней, желание играть (мотивация). Для этого я использую следующие эффективные способы:
Использование художественного слова (песенки, потешки, загадки).
Появление необычного персонажа.
Использование сюрпризов (телеграмма, звуковое письмо, чудесный мешочек, волшебная коробочка и др.)
«Погружение в игру» при помощи «волшебных вещей» из сказки, создание воображаемой ситуации.
Для поддержания интереса к игре я использую средства наглядности: декорации ( домик – теремок, деревья, цветы и т.д.), игрушки ( зайчик, ёжик, котенок и т.д.), иллюстрации сказок, картинки времен года, мультимедийные презентации.
Мои наблюдения показали, что дети 3-4 лет легко могут превратиться в зайчиков, кошек и других знакомых животных, но движения у всех ребят в процессе имитации однообразные. Поэтому часто в играх я использую методический прием, который направлен на то, чтобы показать детям насколько разнообразными могут быть интонации, мимика, жесты, походка, поза, движения. Для этого я сама «превращаюсь» в разных животных, сказочных персонажей ( Муха- цокотуха, Лиса – Патрикеевна, Матрешка, Мама -Коза) и прошу детей отгадать мой образ. В другой раз прошу одного ребенка изобразить героя, а остальные ребята отгадывают.
В ходе каждой игре я использую индивидуальный подход, который способствует самовыражению детей, помогает в раскрытии образа. Я задаю детям вопросы для развития у воспитанников умения передавать в импровизации характер и настроение персонажей. Например, « Саша, а твой зайчик, что делает? А у тебя, Дима, зайчик какой, грустный или веселый?»
Обязательно использую слова одобрения, похвалы: «Ребята, какие зайчата все разные, интересные, забавные! У Кати зайка так аппетитно морковку грызет, а у Вани зайчик как прыгает высоко! Молодцы!»
Естественно, у всех детей по-разному развиты творческие способности. Поэтому ребят, у которых еще недостаточно хорошо развиты навыки импровизации, я стимулирую на повторение имитационных движений героев, предлагаю этюды- упражнения для развития умения пользоваться жестами, мимикой (этюды «Сердитый дедушка», «Лисенок боится»). Воспитанникам, с хорошо развитым умением импровизировать, я предлагаю показать образ нового персонажа. ( Например, в игре «Кто-кто в теремочке живет…»- образ лисички).
В процессе игровой деятельности с детьми я стараюсь уделять внимание развитию интереса к импровизации в процессе воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизация становится основой работы на этапе обсуждения воплощения образов героев и на этапе анализа результатов образно - ролевой игры. Детей подвожу к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. В образно-ролевых играх я поощряю желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать в зависимости от своего понимания содержания текста.
Образно-ролевые игры – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. В дальнейшем я продолжу работу по развитию творческих способностей, воображения, фантазии детей.
Литература:
Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника: Кн. для воспитателей дет.сада и родителей. –– М.: Просвещение: Учебная литература, 1996. - 160 с.
Лещинская-Гурова О.В. Игра в образовательном пространстве дошкольного учреждения Н.Новгород, 1999.
Новоселова С.Л. К вопросу о возрастных особенностях развития содержания игры как деятельности. //Игра и ее роль в развитии ребенка раннего возраста –М.,1978.