Статья на тему:
«Экологическое воспитание на уроках окружающего мира в начальной школе».
Автор статьи: Максимова Татьяна Александровна
ОУ: Больше – Алдаркинский филиал ГБОУ СОШ №2 «ОЦ» с. Борское
(2019 – 2020 учебный год)
Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё,
что он может, как прекрасна была бы земля наша.
А. П. Чехов
Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым мышлением, способного осознавать последствие своих действий по отношению к окружающей среде; привлечение внимания школьников к экологическим проблемам нашего края и всей планеты.
Задачи:
1. Активизировать познавательный интерес учащихся к учебным предметам через проведение тематических недель;
2. Создание условий для развития межпредметных связей;
3. Развитие коллективного творчества, толерантности в отношениях со сверстниками;
4. Формировать чувство любви к природе;
5. Дать учащимся возможность применять полученные знания и умения во внеурочной деятельности;
6. Показать свою практическую готовность помочь окружающей природе;
7. Расширять общий кругозор учащихся;
8. Воспитывать бережное отношение к природе, родному краю и окружающей нас среде, находясь в гармонии с природой.
Введение:
Программа курса «Окружающий мир» предусматривает экологическое воспитание младших школьников. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие, в природе и окружающем мире. В курс «Окружающий мир» включены такие темы: «Что нас окружает», «Дом и школа», «Воздух, вода, их значение для растений, животных, человека», «Загрязнение воздуха и воды», «Экономия воды в быту» и др. Работая с этими темами на уроке, дети знакомятся не только с природными явлениями, но и с другими компонентами природы, а также влиянием деятельности человека на состояние данного компонента природы.
Актуальность:
Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает.
Это вызвано:
- необходимостью повышения экологической культуры человека;
- необходимостью постоянного сохранения и улучшения условий жизни человека на Земле;
- необходимостью решения актуальных проблем, связанных с уменьшением жизненного пространства, приходящегося на одного человека;
- необходимостью сохранения и восстановления, рационального использования и приумножения природных богатств;
- низким уровнем восприятия человеком экологических проблем как лично- значимых;
- недостаточно развитой у человека потребностью практического участия в природоохранной деятельности.
Актуальность взаимодействия общества и природной среды выдвинула школой задачу формирования у детей ответственного отношения к природе. Педагоги и родители осознают важность обучения школьников правилам поведения в природе. И чем раньше начинается работа по экологическому воспитанию учащихся, тем большим будет её педагогическая результативность. Научно - технический прогресс улучшает условия жизни человека, повышает её уровень. Но вместе с тем растущее вмешательство человека вносит в окружающую среду такие изменения, которые могут привести к необратимым последствиям. Проблема охраны природы становится главной проблемой.
Охранять природу … Охранять окружающую среду … Эти слова сегодня мы слышим всё чаще и чаще.
Особую роль в сложившейся ситуации играет школа. Она призвана дать экологические знания, воспитать экологическую культуру, быть активным пропагандистом всех природоохранных мероприятий.
Экологическая грамотность сегодня необходима всем.
Ведь будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
Основная часть:
Под экологическим воспитанием детей понимается, прежде всего, воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом; к потомкам, которым нужно оставить Землю, пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей.
Наилучшего результата воспитания всесторонне развитой личности можно достичь при правильном сочетании урочных занятий с внеурочной деятельностью. Уроки и внеурочная деятельность должны быть связаны между собой, дополнять, совершенствовать друг друга.
Экологическое воспитание должно быть систематическим и регулярным.
Важным условием экологического воспитания является – использование местного краеведческого материала. Результатом работы являются: сообщения учащихся, поделки, рисунки.
Второе условие – вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: уход за цветниками, озеленение школы как внутри, так и внешне, на пришкольных участках, уход за живым уголком. Учащиеся являются активными участниками природоохранных акций, организованных школой, районом.
На занятиях окружающего мира, внеурочной деятельности необходимо давать задания, ставящие ребёнка в положение исследователя, открывателя природных взаимосвязей, тайн и загадок. Результатами являются учебно - исследовательские работы, которые представлены на различных конференциях.
Важное значение имеет практическая направленность деятельности учащихся в местном сообществе, её ориентация на общественно - полезные дела, а также участие школьников в разработке и практическом воплощении собственных экологических проектов. Особое место занимает работа с родителями, вовлечение их в процесс экологического становления учащихся. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить в каждом мероприятии.
К числу самых волнующих, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется всё: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Ладога, Чёрное море – это только некоторые адреса кричащих экологических проблем. На второй план отходит беспокойство о наших соседях на планете – растениях и животных. В результате многие виды полностью исчезли с лица Земли, другие – на грани жизни и смерти. Разрушающая сила нашего воздействия на природу усугубляется тем, что между живой и неживой природой существуют разнообразные и весьма тесные связи. Воздействие человека вызывает разрывы этих связей, нарушает сложенные природой сообщества.
Детям младшего школьного возраста свойственно уникальное единство знаний и переживаний, которые позволяют говорить о возможности формирования у них надёжных основ ответственного отношения к природе. Все учебные предметы начальной школы призваны вносить свой вклад в формирование экологической ответственности детей. Индивидуальный анализ учебников подтверждает, что предпосылки для этого имеются. Однако в настоящее время качество и результативность школы в области экологического образования нельзя считать удовлетворительной.
Родная природа – это могущественный источник, из которого ребёнок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой и особенно живой природы появляется очень рано. Дети замечают всё: трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке, подвижного жучка на зеркальной глади воды, крохотного паучка в густой траве. Внимание детей привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир: стараются всё потрогать руками, рассмотреть, понюхать, если возможно, попробовать на вкус.
Поддерживая искренний интерес ребёнка к окружающему, следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.
Очень важно, чтобы взрослые сами любили природу и эту любовь старались привить детям. Мы рождены природой, и никогда человек не потеряет связи с ней. Но нужно обладать терпением, нужно иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы увидеть тихую прелесть крохотного полевого цветка или игру красок во время заката, буйное цветение сирени, заслушаться звонким пением птиц.
Природа – великий учитель!
Большое наследие в области воспитания детей окружающей средой оставил нам выдающийся педагог В. А. Сухомлинский. Он придавал особое значение влиянию природы на нравственное развитие ребёнка. По его мнению, природа лежит в основе детского мышления, чувств, творчества. Он неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, а активно влияет только на взаимодействие с ней. Чтобы ребёнок научился понимать природу, чувствовать его красоту, нужно прививать ему это качество с раннего детства. Будущее планеты зависит от того, насколько экологически грамотными будут дети.
В учебном процессе экологическое образование необходимо обеспечить последовательностью изучения экологических проблем и научных основ решения. Эта последовательность выражается в следующих этапах:
-выявление ценностных свойств и качеств компонентов окружающей среды, кризисное состояние которых вызывает тревогу;
-определение экологической проблемы как выражение реального противоречия во взаимодействии общества и природы:
-выдвижение научных, нравственных, экономических, технологических идей оптимизации взаимодействия общества и природы; привлечение теоретических концепций обществоведения, естествознания, искусства и техники в целях обеспечения экологически безопасного существования человека;
- характеристика реальных успехов в решении экологических проблем на международном, государственном, региональном уровнях;
- практическая деятельность учащихся по оценке состояния окружающей среды своей местности, решению местных экологически проблем, освоение норм и правил ответственного отношения к природе.
Особое место системы экологического воспитания и образования занимает начальная школа, где целенаправленно закладываются начало экологической культуры детей.
Формы, методы и средства организации экологического воспитания и образования: (традиционные; активные, инновационные).
Формы:
межпредметная - экологическое содержание уроков –– внедрение экологического образования и воспитания на уроках технологии, математики, литературы и др.;
внеурочная - различные формы внеурочной и внешкольной воспитательной работы:
классные и библиотечные часы;
исследовательская работа (проектная деятельность) – научные исследования школьников под руководством преподавателей;
экологические праздники и мероприятия;
лекторская работа - педагоги проводят занятия, организуют просмотр фильмов на экологические темы;
участие в экологических конкурсах, конференциях и олимпиадах;
практическая помощь природе - кормушки, скворечники, субботники.
Заключение:
Проблема экологического воспитания и образования существовала и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Постановка цели и задач экологического воспитания позволила определить содержание воспитательного процесса, выделить основные этапы сущности процесса воспитания, приёмы и формы экологического воспитания, как в учебной, так и во внеучебной деятельности. Формирование экологического сознания - важнейшая задача школы. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво.
Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду!
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая,
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!
Таким образом, при организации экологического воспитания и образования на уроках «Окружающего мира» и на внеурочных занятиях необходимо владеть следующими умениями:
- планировать и корректировать цели, задачи и формы экологического воспитания на основе изучения и анализа уровня воспитанности школьников;
- выделять экологические знания в предмете, вооружать учащихся мыслительными операциями (сравнением, анализом, выделением главного, установлением причинно - следственных связей);
- осуществлять экологическое воспитание в процессе непосредственного общения с природой;
- организовывать экскурсии, общественно - полезную деятельность экологического содержания;
- вести работу по изучению природы родного края;
- владеть разнообразными формами и методами осуществления экологического воспитания.
Список использованной литературы:
1. Азбука экологии./под ред. О.Г. Завьялова, Н.И. Науменко, Н.П. Несговорова, Л.П. Салеева – К.: Парус – М. 2016.
2. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания. //Начальная школа. – 2016. - №2. – с.32.
3. Гавриляко С.Б. Игры «Земля – наш дом».//Начальная школа. – 2017. - №5. – с.57.
4. Кириллова З.П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы. //Начальная школа. – 2017. - №5.
5. Леонтьев М.Р., Самотесов Е.Д. Экологическое образование в России: проблемы и перспективы. //Биология в школе. – 2016. - №3. – с.5.
6. Плешаков А.А. Методические основы нового учебника природоведения для 3 класса четырёхлетней начальной школы.//Начальная школа.-2016, N7 - с. 30-35.
7. Плешаков А.А. Методические основы нового учебника природоведения четырёхлетней начальной школы.//Начальная школа.-2017, N3.- с.63-67.
8.https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/12/17/ekologicheskoe-vospitanie-na-urokakh.
9.https://infourok.ru/referat-na-temu-ekologicheskoe-vospitanie-detey-v-nachalnoy-shkole-1206602.html.
10. https://infourok.ru/osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obschego-obrazovaniya-shkola-rossii-1282831.html