СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Формирование базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья «Формирование базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»»

2


Уважаемый председатель и члены государственной аттестационной комиссии!

(Слайд 1) Вашему вниманию представляется доклад по содержанию выпускной квалификационной работы Агафоновой А.Н. на тему«Формирование базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир», которая выполнена мной под руководством кандидата педагогических наук, доцента кафедры дошкольного и начального общего образования Заббаровой Марины Геннадьевны.

(Слайд 2) Согласно ФГОС НОО образовательный процесс в начальных классах должен быть ориентирован на овладение учениками универсальными учебными действиями (УУД), среди которых особое значение имеют познавательные, включающие базовые исследовательские действия. В исследованиях А.В. Леонтович, А.И. Савенкова, Н.Б. Шумаковой и многих других установлено, что формирование базовых исследовательских действий младших школьников является фундаментом для развития полноценной исследовательской деятельности.

В практике начального образования работа по формированию базовых исследовательских действий учащихся при изучении курса «Окружающий мир» зачастую проводится бессистемно и фрагментарно. Учителями особе внимание уделяется освоению младшими школьниками программного содержания, запоминанию терминов, дат, фактов и пр. Исследовательская работа зачастую ограничивается краткосрочными исследовательскими проектами, основанными на изучении и анализе учебной литературы. Редко проводятся исследования с организацией опытов и экспериментов, наблюдений, развивающих способность ставить проблемы, выдвигать предположения, проверять их экспериментальными методами.

(Слайд 3) Все вышеперечисленное позволило определить проблему исследования: каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир»?Цель исследования – теоретически обосновать и подтвердить на практике эффективность педагогических условий формирования базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».Объект исследования – базовые исследовательские действия младших школьников.Предмет исследования – педагогические условия формирования базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

(Слайд 4) Гипотезой исследованияпослужило предположение о том, формирование базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир» будет осуществляться наиболее эффективно при соблюдении следующих педагогических условий:

- расширено содержание курса «Окружающий мир» посредством реализации внеурочной деятельности, способствующей формированию готовности к осуществлению исследовательских действий, интереса к ним, самостоятельности их осуществления;

- создана развивающая предметно-пространственная среда начальной школы, позволяющая развивать интерес к исследовательской деятельности, мотивировать к применению исследовательских действий;

- вовлечены родители учащихся в проведение работы по формированию базовых исследовательских действий.

(Слайд 5) Задачи и методы исследования перечислены на слайде.Практическая значимость исследования определяется тем, что материал и результаты исследования могут быть применены учителями начальной школы, которые занимаются проблемой формирования базовых исследовательских умений младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

Экспериментальной базой исследования была«Средняя общеобразовательная школа п. Поливаново» МО «Барышский район», Ульяновская область. Участие в экспериментальном исследовании принимали ученики третьего класса в количестве 11 человек.

(Слайд 6) Изучение теоретических источников позволило установить содержание понятия «базовые исследовательские действия младших школьников», определить значение курса «Окружающий мир» в формировании базовых исследовательских действий младших школьников, педагогические условия формирования базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

Опираясь на работы А.Г. Асмолова, базовые исследовательские действия младших школьников мы определили, что они являются системой умений и способностей, способствующей самостоятельному поиску разрешения исследовательской проблемы, отбору исследовательских методов и приемов. Владение этими действиями позволяет учащимся начальных классов приобретать субъективно новое знание, развивать интеллектуально-творческие способности. Критериями уровня их сформированности выступают такие, как готовность к их осуществлению, интерес к ним, самостоятельность их реализации.

На основе анализа теоретических источников была организована и проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая их констатирующего, формирующего и контрольного этапа.

(Слайд 7) Цель констатирующего этапа заключалась в определении исходных уровней сформированности базовых исследовательских действий младших школьников.Критерии, показатели оценки базовых исследовательских действий, а также методики диагностики были заимствованы из диссертационного исследования А.П. Гладковой. Их подробная характеристика представлена в таблице на слайде.

(Слайд 8)Данные диагностики представлены на слайде. Они показывают, что большинство учащихся третьего класса недостаточно готовы к реализации базовых исследовательских действий. Они испытывают затруднения в анализе, классификации, обобщении, сравнении, при работе с информацией. Многие младшие школьники не испытывают интереса к исследовательским действиям. У многих учащихся не формирована самостоятельность исследовательских действий.

В целом результаты констатирующего этапа указывают на необходимость проведения специально организованной целенаправленной работы по формированию базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

На формирующем этапе работа была нацеленана реализацию педагогических условий формирования базовых исследовательских действий младших школьников в процессе изучения курса «Окружающий мир».

(Слайд 9) Для реализации первого педагогического условия было расширено содержание курса «Окружающий мир» посредством внеурочной деятельности, способствующей формированию готовности к осуществлению исследовательских действий, интереса к ним, самостоятельности их осуществления. Формой внеурочной деятельности были занятия в кружке «Юные исследователи окружающего мира», которые проводились 1 раз в неделю.

Тематика занятий соотносилась с программным материалом курса «Окружающий мир», УМК «Перспектива» 3 класс, а также определялась возможностями организации по выбранным темам мини-исследований, сочетающих изучение и анализ теоретических источников (учебника, справочника, словарей и пр.), наблюдения за объектами и явлениями, элементарных опытов.

Все внеурочные занятия проводились в виде мини-исследований, приближенных к схеме научных исследований. Поэтому началом работы на них служила проблемная ситуация, которая заинтересовывала учащихся в работе, подводила к необходимости постановки проблемы для изучения. Например, на занятии «Давление воздуха» сначала дети попытались объяснить факт того, что воздух может давить, воздействовать на предметы и человека, так как известно, что он газ, а значит невесомый. Столкновение известного (невесомость газа) и неизвестного (давление воздуха) позволило активизировать учащихся и подвести к определению проблемы исследования: как проявляется давление воздуха?

Формулирование проблемы исследования и ее фиксация на доске позволяла перейти к беседе-обсуждению, в которой определялись гипотеза, цель, задачи, методы и способы исследования.

На каждом занятии сочетались исследовательские действия по изучению литературы и проведению опытов. Это расширяло представление учащихся о необходимости изучения явлений и объектов посредством различных видов информации, о сопоставлении данных. Все занятия содержали опыты. Они позволяли младшим школьникам освоить логику научного экспериментального исследования, развить умение последовательно его проводить: готовить материалы и оборудование, изучать (проводить опыт), фиксировать результаты.

Заканчивались занятия обобщающей беседой, развивающей умение детей анализировать, сравнивать и обобщать все полученные данные в исследовательской работе. А потом оценивать собственные успехи в решении поставленных задач, в разрешении поставленной проблемы.

(Слайд 10) Реализация второго педагогического условия позволила создать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую развитию интереса младших школьников к исследовательской деятельности, мотивации к применению исследовательских действий. Ее содержание в пространстве начальной школы было представлено:

1) «Школа юного ученого-исследователя», представленная оформленной зоной в классном помещении, в которой были расположены материалы и оборудования для элементарных опытов, памятки и брошюры с правилами проведения исследований, наглядный материал по темам внеурочных занятий (схемы, таблицы, фотографии и т.д.), детские энциклопедии из серии «Я познаю мир»;

2) «Наши открытия», представленная стендом в реакционном помещении начальной школы рядом с классной комнатой, на котором регулярно размещалась информация о проведенных занятиях и опытах на них. Это были материалы детских отчетов, включающие рисунки, фотографии, краткие справки о проведенном исследовании, предназначенные для знакомства учащихся других классов начальной школы, родителей и педагогов.

Кроме того было установлено сотрудничество со школьной библиотекой для проведения выставок книг познавательной тематики по темам внеурочных занятий.

(Слайд 11) Для реализации третьего педагогического условия была проведена работа по вовлечению родителей в процесс формирования базовых исследовательских действий младших школьников при изучении курса «Окружающий мир». С этой целью вначале было проведено родительское собрание, на котором их познакомили со значимостью развития интереса к исследовательской деятельности, любознательности детей для становления навыков у них учебной деятельности и исследовательских действий. Кроме того с родителями было проведено обсуждение по проблеме организации познавательного общения в семье: обсуждение природных и социальных явлений, привлечение ребенка к познанию механизмов и устройств, к чтению энциклопедий и совместном просмотру познавательных телевизионных передача и видеороликов и интернете. Было подчеркнуто, что интерес к исследованию и познанию у детей не зарождается самостоятельно, семья стимулирует его и поддерживает. Каждый родитель своим примером и интересом к деятельности ребенка пробуждает стремление к проявлению исследовательских действий.

В конце экспериментального исследования был проведен контрольный этап, нацеленный на проведение повторной диагностики сформированности критериев базовых исследовательских действий у учащихся, сравнение полученных данных с данными на начало работы и определения на этой основе эффективности экспериментального исследования.

(Слайд 12) Результаты проведения сравнения данных сформированности всех критериев базовых исследовательских действийпредставлены на слайде. Они показывают, чтоимеется выраженная положительная динамика в сформированностисамостоятельности исследовательских действий. Младшие школьники проявляли наиболее выраженность самостоятельность в определении проблемы, поставке цели и задач, составлении плана, выборе методов исследования.

(Слайд 13) Таким образом,результаты сравнения показали, что у младших школьников после проведенной работы в соответствии с педагогическими условиями, которые были сформулированы в начале исследования, значительно улучшились показатели уровней сформированности всех критериев базовых исследовательских действий.

(Слайд 14) Доклад окончен, благодарю за внимание. Готова отвечать на ваши вопросы.