Долгова Ирина Александровна
учитель информатики МКОУ «Миленинская основная общеобразовательная школа» Фатежского района Курской области,
С. Миленино Фатежского района Курской области
e-mail: [email protected]
Формирование функциональной грамотности обучающихся на уроках информатики.
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются понятия функционально грамотного человека, функциональной грамотности, виды функциональной грамотности. Особое внимание в статье уделяется методам и приёмам, с помощью которых формируется и развивается на уроках информатики читательская, финансовая, математическая грамотность и креативное мышление.
Ключевые слова: функциональная грамотность, информатика, читательская грамотность, финансовая грамотность, математическая грамотность, креативное мышление, метод, приём.
Dolgova Irina Aleksandrovna
Computer science teacher of the MSEI "Mileninskaya Basic Secondary School" of the Fatezhsky district of the Kursk region,
Village Milenino of the Fatezhsky district of the Kursk region
e-mail: [email protected]
Formation of functional literacy of students in computer science lessons
ABSTRACT
The article discusses the concepts of a functionally literate person, functional literacy, types of functional literacy. Special attention is paid to the methods and techniques by which reading, financial, mathematical literacy and creative thinking are formed and developed in computer science lessons.
Keywords: functional literacy, computer science, reading literacy, financial literacy, mathematical literacy, creative thinking, method, reception.
Одной из значимых задач современного образования является развитие функционально грамотных людей. «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» [4]. Следовательно, актуальной задачей современного учителя является формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся. «Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, Ф.г. Есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» [2].
В настоящее время выделяют следующие основные виды функциональной грамотности:
Читательская грамотность;
Финансовая грамотность;
Математическая грамотность;
Естественнонаучная грамотность;
Глобальные компетенции;
Креативное мышление.
Современная школа должна привить учащимся навык применения полученных знаний в повседневной жизни. Основной задачей уроков информатики является высокоинтеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно-логическое мышление.
На уроках информатики формируются и развиваются все виды функциональной грамотности. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
Читательская грамотность формируется на каждом уроке и практически на каждом этапе. В этом помогают следующие методы и приёмы:
«Горячий стул» – приём, который можно использовать в двух вариантах. Первый – учащийся выходит к доске и садится на стул лицом к товарищам, спиной к доске, в это время учитель пишет на доске или показывает на листе обучающимся термин или понятие. Дети должны охарактеризовать данное слово, не называя его, так, чтобы человек, сидящий на стуле, его отгадал. Второй вариант – учащийся выходит к доске, садится на стул лицом к товарищам и ему задаются вопросы по пройденной теме;
«Толстый и тонкий вопрос» – приём, при котором обучающимся даётся для ознакомления текст, после прочтения которого, они должны сформулировать по три «тонких» и «толстых» вопроса. «Тонкий» вопрос предполагает краткий ответ, а «толстый» - развёрнутый. Предварительно обучающимся учитель раздаёт памятки с правилами построения вопросов и ключевыми словами;
«Лови ошибку» – приём, при котором учитель даёт информацию, содержащую в себе неопределённое количество ошибок, которые обучающиеся должны найти. Данную деятельность можно организовать индивидуально, либо в группах;
«Кластер» – приём, представляющий собой графическое отображение материала, показывающие внутренние и внешние связи предметов или явлений. Кластер позволяет охватить намного больше информации, чем при обычной письменной работе, а также помогает учащимся выделять главное и систематизировать материал;
«Игра «Компьютерные антиподы» – приём, где для каждого понятия необходимо указать противоположное по смыслу слово;
«Вставка символов» – приём, при котором обучающимся предлагается открыть на компьютере заранее подготовленный учителем текстовый документ, где в словах пропущены буквы. Учащимся необходимо восстановить слова. Автоматическая проверка орфографии при этом отключена.
Финансовая и математическая грамотность развиваются при изучении раздела «Электронные таблицы», где дети учатся решать практические задачи с экономическим содержанием. При применении вычислительных таблиц учащиеся видят, что можно осуществить крупные точные математические расчеты и вычисления за меньшее время, чем, если бы они все это делали привычным для них ручным способом. Это выполняется за счет употребления разнообразных формул, которыми владеют электронные таблицы. Финансовые задачи позволяют формировать и развивать у детей школьного возраста не только финансовую грамотность, но и экономическое мышление. При их решении с помощью электронных вычислительных таблиц ученики занимаются расчетами, анализируют сравнительную пользу той или иной купли-продажи, сделки, предпринимательской деятельности. Разбор подобных задач способствует усвоению учащимися экономических понятий, используемых в реальной жизни, данные знания понадобятся им в будущем. Очень важным является то, что решение задач с финансовым содержанием на уроках информатики вносит разнообразие в урок и вызывает интерес у учащихся.
Большой вклад в развитие креативного мышления на уроках информатики вносит работа над проектно-исследовательской деятельностью. В плане представления результатов данной деятельности особенно выигрышно смотрятся материалы, созданные с использованием современных компьютерных информационных технологий, таких как видеоролики, буклеты, маршрутные листы, презентации с интерактивными элементами, игры. Особый интерес и мотивацию работа приобретает, если проектно-исследовательские материалы публикуются на сайте школы, выполняются в рамках конкурсного движения. Также креативное мышление формируется и развивается при выполнении практических работ в графическом редакторе.
Часто у обучающихся возникают трудности при построении квадратичной функции на уроках алгебры. Детям тяжело устанавливать зависимости между коэффициентами. Однако, после изучения раздела «Моделирование» на уроках информатики, данные задачи решаются легче. Похожая ситуация складывается и при построении таблиц и диаграмм на уроках математики в 6 классе. Соответственно, уроки информатики способствуют формированию и развитию математической грамотности.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что уроки информатики с применением данных приемов и методов помогают подготавливать функционально грамотных обучающихся с высокой образовательной активностью.
Список литературы.
Акушева, Н.Г. Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сборник материалов XVII Международной научно-практической конференции/ Н.Г. Акушева, М.Б. Лойк, Л.А. Скороделова – М: 2020. - с. 49-51;
Азимов Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам): словарь/ Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин – М.: Икар, 2009, с. 342;
Вершловский С.Г. Функциональная грамотность выпускников школ: социологические исследования/ С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина – М: 2007, с. 140-144;
Образовательная система "Школа 2100". Педагогика здравого смысла: сборник материалов в помощь учителям, администрации школ и ДОУ, работникам органов управления образованием, методистам, преподавателям ИПК, педколледжей и педвузов, студентам педагогических учебных заведений / [науч. ред. - А. А. Леонтьев]. - М: Изд. Дом Рос. акад. образования: Баласс, 2003, с.35;
Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://bosova.ru/metodist/authors/ (дата обращения – 27.04.2023).