ОКОУ «Курская школа «Ступени»
Тема выступления : «Формирование математических представлений младших школьников с интеллектуальной недостаточностью с помощью компьютерных технологий»
ВЫПОЛНИЛА: учитель Кочергина Анна Петровна |
Использование компьютера в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья, становится все более распространенным явлением не только за рубежом, но и в России. Приоритетная задача применения компьютерных технологий в специальной педагогике состоит не в обучении детей адаптированным основам информатики и вычислительной техники, а в комплексном преобразовании их среды обитания.
За последние десятилетия, в специальном образовании накоплен значительный теоретический и практический опыт. Исследования в области применения компьютерных технологий в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья проводили A.B. Аграновский, Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Ю.И. Сакулина, Н.Д. Шматко и др.
Ученые считают, что «сегодня компьютерная грамотность — необходимое условие успешного обучения и воспитания детей. В сочетании с традиционными средствами коррекционного воздействия, компьютерные технологии способствуют развитию психических процессов у детей с нарушением интеллекта, личности ребенка в целом, повышают качество его обучения».
Анализируя причины трудностей овладения математическими
представлениями детьми с интеллектуальной недостаточностью
особенности познавательной деятельности учащихся с нарушением интеллекта;
бедность, однообразие и несистематизированность наглядных средств обучения;
отсутствие комплексного их применения и изменения видов и функций по мере овладения учащимися знаниями;
недостаточный учет коррекционно-развивающих возможностей наглядности;
отсутствие специальных пособий по математике для учащихся с нарушением интеллекта.
Представляется принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и использовать компьютерные технологии в качестве средства формирования математических представлений детей с умственной отсталостью. Первые шаги, направленные на внедрение компьютерных технологий в систему специального образования, говорят об эффективности данных технологий в совершенствовании учебного процесса и доступности овладения ими многими детьми младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Компьютер активно проникает в жизнь данной категории детей, влияя на их эмоциональное, мотивационное, социальное, интеллектуальное и в том числе математическое развитие.
Опираясь на модель процесса формирования и развития практически значимых знаний и умений учащихся с интеллектуальной недостаточностью при обучении математике, можно сказать, что использование традиционных методов обучения не всегда позволяет осуществить дифференцированный подход к школьникам, применить новые наглядные пособия, постепенно изменить их вид и функции, не дает возможность варьировать приемы их использования, не формирует обобщенные, дифференцированные и прочные математические знания и умения, не позволяют осознанно их использовать при решении различных учебно-познавательных и практических задач. Использование ИКТ в сочетании с традиционными, поэтапное изменение их видов и функций при изучении математики, а также варьирование приемов работы с ними позволило мне повысить эффективность формирования осознанных обобщенных математических знаний, успешность их применения в практической деятельности и способствовало развитию познавательной деятельности учащихся. Использование ИКТ на уроках математики помогает мне активизировать и развить познавательные интересы учащихся при формировании математических представлений, добиться овладения системой доступных математических знаний, умений и навыков, необходимых им в повседневной жизни.
В своей работе применяла эффективные методы и формы обучения школьников с интеллектуальными нарушениями.Опираясь на общедидактическую классификацию методов обучения, в процессе формирования математических представлений я использовала практические методы и приёмы обучения: упражнения (игровые, подражательно-исполнительские, творческого и конструктивного характера); метод игры, предусматривающий использование разнообразных компонентов игровой деятельности (воображаемой игровой ситуации, игровых действий).
Наглядные методы и приемы обучения: наглядно-действенный показ (способа действия, образца выполнения); рассматривание детьми иллюстративного материала на экране компьютера.Я демонстрировала с помощью - компьютера графический материал, например, сюжетные картины с изображением знакомых ребенку предметов; анимационных рисуночных изображений; например, падающие листья, ветер, дождь, снег и т.д.; изображений со звуковым сопровождением, например, изображение мальчика, сопровождаемое смехом или аплодисментами:
На занятиях, наряду с компьютером, также использовались традиционные методы обучения, например, словесные методы: рассказ педагога; беседа: предварительная, обобщающая; собственно рассказывание детей как отражение в связной речи ранее сложившихся, элементарных математических представлений; вопросы как словесный приём обучения (репродуктивные, требующие констатации; поисковые, требующие умозаключения; прямые и подсказывающие вопросы).
Формы организации занятий с использованием ИКТ
математическая разминка
самостоятельные работы
интегрированные занятия
работа на тренажерах
презентации
тестирование (обучающее, закрепляющее, контролирующее)создавала проблемные ситуации, использовала практические упражнения.
прививала и поддерживала интерес к своему предмету с помощью интерактивной доски: использовала занимательные задания, загадывала загадки и ребусы, представляла таблицы-подсказки.
Через использование занимательного материала активизировала и развивала познавательные интересы детей. Очень важно, чтобы урок с самого начала «заладился». Если хорошо проведен устный счет, с известной долей уверенности можно сказать, что ребята будут активны.
Приемы, подобранные с расчетом пробудить у учащихся интерес: использование демонстрационных карточек на интерактивной доске, использование занимательных упражнений, создание проблемных и программированных заданий. Такие задания очень нравятся детям, не надоедают им, заставляют постоянно думать, активизируют их познавательную деятельность.
Очень хорошим приемом являются задания тестового характера, позволяющие подойти индивидуально к каждому ученику. Их можно использовать на уроках математики как для закрепления пройденного материала, для самоконтроля знаний, так и в качестве дополнительных заданий для отдельных учеников. Тесты позволяют за короткий срок проверить знания учащихся по изучаемой теме.
Нужно отметить, что способность к оперированию числовой и знаковой символикой детям даётся нелегко, дети с большим трудом запоминают определения, формулировки, общие схемы рассуждений. Путаются в операциях «сложения» и «вычитания», не запоминают названия некоторых цифр. С помощью ИКТ учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса учеников.
В качестве эффективного средства формирования и развития познавательного интереса, любознательности учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы VIII вида я использую сюжеты русских народных сказок на разных уроках, в том числе, и на уроках математики.
Существует множество приёмов использования сказок на уроках математики:
• «Помоги сказочному герою»: помоги доктору Айболиту «вылечить» примеры;
• «Математические пазлы»;
• «Знакомые сказочные персонажи в стране Математика»;
• Арифметические задачи о сказочных героях;
• «Путешествие со сказочным героем» (герои сказки испытывают трудности. Учащиеся с ОВЗ помогают им: отправляясь в путешествие, преодолевая самые неожиданные препятствия, выполняя математические задания, отгадывая загадки и т.п.).
Преодоление препятствий вместе со сказочными героями придает обучению яркую эмоциональную окраску, что способствует повышению усвоения, как математического материала, так и литературного.
Уроки с использованием сюжетов русских народных сказок провожу после изучения математической темы, для отработки навыков решения примеров и задач, закрепления изученного материала. Все этапы и виды работ урока строятся на сюжетной линии сказки. Урок начинается, как правило, со вступительного слова учителя и может быть продолжен постановкой проблемных вопросов, вовлекающих в активную работу всех учащихся. На заключительном этапе урока подводится итог, повторяется и обобщается использованный на нем материал, оценивается работа школьников.
Использование сюжета русской народной сказки на уроках математики и ее показ с помощью ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIIII вида способствует лучшему пониманию и усвоению младшими школьниками программного материала по предмету, позволяет педагогу включить в активную познавательную деятельность большее число учащихся, тем самым осуществить личностно-ориентированный подход. На таких уроках учитель реализует принцип связи изучаемого материала с жизнью, осуществляет межпредметную связь математики и уроков чтения, внеклассного чтения. Сюжет русской народной сказки можно использовать на разных этапах урока (объяснение нового материала, закрепление, повторение, контроль и др.); в качестве основы для арифметических примеров и задач, дидактических игр и т.п. Регулируя уровень организации учебной деятельности для каждого ребенка, учитель решает образовательные задачи, реализуя возможность к процессу получения учащимися математических знаний, умений и навыков, что, как следствие, способствует формированию и развитию познавательного интереса школьников.
В заключении хочется сказать, что уровень сформированности математических представлений умственно отсталых младших школьников повысился при введении в процесс обучения компьютерных технологий, методического сопровождения занятий с использованием компьютера, учитывающих соотношение компьютерных и традиционных форм учебной деятельности, характер сотрудничества педагога и ребенка при работе с компьютером. Использование наряду с традиционными методами и средствами обучения компьютерных технологий позволяет существенно обогатить математические представления школьников с умственной отсталостью. Интерактивность и изобразительность компьютерных ресурсов делают восприятие материала наглядным, коррекцию ошибок-оперативной, а обратную связь - эффективной