Статья
«Формирование навыков самоконтроля у обучающихся в СМГ»
Кнутас Валентина Ивановна,
учитель физической культуры
высшей квалификационной категории
План:
Введение
Формирование навыков самооценки и самоконтроля, навыков взаимоконтроля.
Формы самоконтроля.
Этапы формирования самоконтроля.
Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма.
Субъективные методы самоконтроля.
Объективные методы самоконтроля.
Дневник самоконтроля.
Список литературы:
Введение
Сегодняшнее состояние здоровья детей, подростков и молодежи вызывает крайне серьезную тревогу. По данным Минздрава России, только 5% выпускников общеобразовательных школ являются практически здоровыми, 40% школьников хронически больными, 50% имеют морфо физические отклонения, до 80% страдают различными нервно-психическими расстройствами. Ежегодно около 35% юношей невозможно призвать на военную службу по медицинским показателям.
Обучающиеся СМГ отличаются от здоровых школьников тем, что у них наряду с изменениями функционирования внутренних органов и самочувствия качественно меняется психическое состояние. Одним из средств, улучшающих психическое и физическое состояние детей, является физическая культура.
Одним из приоритетных направлений государственной политики в России является создание условий для предоставления детям СМГ равного доступа к качественному образованию в общеобразовательных учреждениях с учетом особенностей их психофизического и физического развития. Это не просто модное веяние нашего времени, а естественный и закономерный этап в развитии системы образования и подходов к образованию особенных детей, обладающих специальными образовательными потребностями в силу ограниченных возможностей своего здоровья.
В связи с этим в решении проблемы здоровье сбережения и здоровье созидания в современном обществе ведущая роль отводится системе образования, ориентированной на формирование здорового образа жизни учащихся, как приоритетной задачи, так как здоровый образ жизни является педагогически зависимым фактором.
Здоровье – это не только медицинская категория. И зависит оно от самых различных факторов, один из них - самоконтроль.
Прислушиваться к своим ощущениям, можно и в жизни, и при занятиях физическими упражнениями. Ребенок, в силу возрастных особенностей, не всегда может сознательно контролировать свою физическую активность, чтобы защитить себя от перегрузок. Умение контролировать свое самочувствие составляет часть физической культуры, которую человек должен усвоить с детского возраста. Самоконтроль, чаще всего, осуществляется стихийно и неосознанно. Одна из задач учителя физической культуры – сделать этот процесс осознанным и целенаправленным. Большое значение в физической культуре имеет сознательное отношение самих занимающихся к регулярному и методически правильному использованию физических упражнений. Именно поэтому ведущую методическую роль приобретает самоконтроль занимающихся. Каждый школьник должен уметь пользоваться простейшими приемами наблюдений.
Формирование навыков самооценки и самоконтроля, навыков взаимоконтроля.
Задача современного школьного образования состоит не только в том, чтобы обеспечить полноценное личностное, социальное и культурное развитие ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к дальнейшему развитию и самообразованию, развить умение самостоятельно оценивать себя, принимать решения, определять содержание своей деятельности и находить способы её реализации. Следовательно, школа должна развивать у учащихся универсальную интеллектуальную способность человека – самоконтроль.
Формы самоконтроля.
Существуют две формы самоконтроля:
1. внешняя (осознаваемая) произвольная;
2. внутренняя (автоматическая) непроизвольная.
Внешний (осознаваемый) самоконтроль формируется в процессе занятия произвольно.
В условиях школы полное формирование внутреннего непроизвольного (автоматического) самоконтроля затруднительно, возможно формирование только некоторых его элементов. Если ученик корректно осуществляет учебные действия, достаточно быстро извлекает из памяти знания, которые требуется в той или иной ситуации, и осознает это, то у него нормально развит механизм самоконтроля. Если учащийся совершает некоторые учебные действия ошибочно, осознает это и вносит коррективы, то у него в целом сформирован механизм самоконтроля, однако самоконтроль меняет свою форму с непроизвольной на произвольную после совершения ошибочного действия, то есть механизм самоконтроля не доведён до совершенства. Если учащийся совершает ошибочные действия, не может вспомнить информацию, которая нужна, и не осознает этого, значит, механизм самоконтроля не сформирован. В этом случае нужна помощь извне – от учителя или учащихся. Конечно, механизм самоконтроля до определённой степени может формироваться стихийно. Однако стихийное становление этой способности человека требует от него больших затрат и усилий. Психологически более оправдано сделать этот процесс управляемым и целенаправленным.
Этапы формирования самоконтроля.
Выделяются следующие этапы формирования самоконтроля:
1-й этап: Ученик должен научиться понимать и принимать контроль учителя. Для этого учитель должен:
- показать учащимся, что любое обучение – органическое единство двух процессов: передача обучаемому в той или иной форме учебного материала и выявление степени усвоения этого материала, то есть контроль результатов обучения;
- ознакомить учащихся с нормами и критериями оценки знаний, умений и навыков;
- сообщать учащимся, после каких доз учебного материала необходим контроль и цель проведения того или иного контроля;
- выставляя ту или иную оценку, объяснять её, исходя из критериев оценки;
- просить учащегося самостоятельно оценить свою деятельность и объяснить полученную им оценку;
- просить учащегося оценить деятельность товарища, опираясь на указанные учителем критерии;
- научить учащихся пользоваться различными видами проверки.
2-й этап: Ученик должен научиться наблюдать и анализировать учебную деятельность своих товарищей.
Для этого учителю следует практиковать взаимопроверку обучающихся самостоятельных упражнений, домашнего задания. При взаимопроверке учащиеся должны знать, что цель таких работ не в получении оценки, а в том, чтобы проверить, насколько глубоко и правильно понята тема, может ли ученик самостоятельно найти решение той или иной задачи, может ли проанализировать выполнение задания другими учениками.
Взаимопроверка служит хорошей школой воспитания самоконтроля – ведь обнаружить ошибки в работе товарища гораздо легче, чем в собственной, а полученные навыки контроля ученик переносит на свою деятельность (самоконтроль).
3-й этап: Ученик должен научиться осуществлять наблюдение своей учебной деятельности, её самоанализ, самооценку и самокоррекцию.
От способности ученика к самоанализу и самооценке зависит успешность его обучения, требовательность к своей учебной деятельности и адекватная реакция на оценку его деятельности учителем.
Самоанализ и самооценка предполагают определение отношения к себе и своей учебной деятельности, умение исследовать свою деятельность, определять эффективность своего труда, создавать мотивы, потребности и возможности для перестройки и улучшения своей учебной деятельности. Само коррекция является необходимым этапом учебной деятельности ученика для успешного продолжения образования.
Для формирования у учащихся навыка осуществлять самонаблюдение, самоанализ и само коррекцию своей деятельности, учитель должен:
- приучать учащихся при выполнении домашнего задания проверять степень усвоения материала путём ответа на поставленные вопросы, сопоставлять новую информацию с ранее изученной;
- вырабатывать у учащихся привычку анализировать полученные результаты, проверять правильность выполнения заданий, используя специфические приёмы;
- не торопиться с выставлением оценки, если ученик не правильно выполнил задание, а по возможности дать ученику найти свою ошибку, если ошибка найдена, то оценку можно не снижать;
- не спешить с упрёками, не обвинять учащегося в стремлении завысить свою оценку, если учащийся допускает ошибки в самооценке.
2. Самоконтроль занимающихся за состоянием своего организма.
При самостоятельных занятиях физическими упражнениями необходимо вести самонаблюдение за изменениями организма, происходящими под их воздействием. Следует регулярно заполнять дневник самоконтроля, в котором отражают такие количественные показатели, как частота сердечных сокращений, масса тела, тренировочные нагрузки, результаты выполнения планируемых упражнений, выполнение тестов, и др.
С помощью данных из дневника можно проследить динамику развития физических качеств и показателей физического развития, изменения самочувствия, режима дня и многое другое, что помогает оптимизировать двигательный режим и контролировать свое здоровье.
Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой, и их изменениями под влиянием регулярных занятий физическими упражнениями. Самоконтроль позволяет своевременно выявлять неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм занимающихся. В зависимости от поставленной задачи изучаются срочный, отставленный и кумулятивный эффекты на физическую нагрузку.
Срочный – изучение воздействия физических упражнений в процессе занятий и на следующий день.
Отставленный – изучение воздействия физических упражнений после занятий в последующий день (текущее обследование).
Кумулятивный – изучение в течение длительного времени (от 3 до 12 месяцев).
Чтобы проверить воздействие на организм одного занятия, следует учитывать четыре основных момента: показатели самоконтроля утром, перед занятием, сразу после занятия и утром следующего дня.
2.1. Субъективные методы самоконтроля:
Самочувствие – один из важных показателей оценки физического состояния. Оно бывает хорошим, удовлетворительным и неудовлетворительным.
Сон – наиболее эффективное средство восстановления работоспособности организма.
Аппетит – при физических нагрузках человек должен питаться лучше, т.к. потеря энергетических веществ увеличивается.
Настроение. Очень существенный показатель, отражающий психическое состояние занимающихся физическими упражнениями. Занятия всегда должны доставлять удовольствие. Настроение можно считать хорошим, когда человек уверен в себе, спокоен, жизнерадостен; удовлетворительным – при неустойчивом эмоциональном состоянии и неудовлетворительным, когда человек расстроен, растерян, подавлен.
Желание заниматься – отмечается в дневнике как «большое», «безразличное», «нет желания».
Утомление – это физиологический процесс, протекающий в организме при физических нагрузках. Утомление проходит через 2–3 ч после занятий.
Работоспособность может быть повышенная, нормальная, пониженная.
Переносимость нагрузок. Является важным показателем, оценивающим адекватность физических нагрузок функциональным возможностям занимающихся.
Болевые ощущения. В результате чрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушении режима дня могут наступить болевые ощущения: боль в пояснице, в области сердца, головная боль.
В результате физической нагрузки может возникнуть перенапряжение, характеризующееся слабостью, головокружением, слабой болью в мышцах.
2.2. Объективные методы самоконтроля.
К ним относятся:
Показатели внешних признаков утомления. Визуальное наблюдение – оценка переносимости физических нагрузок по внешним признакам утомления (окраска кожи лица и туловища, потливость, дыхание, движения и внимание).
Частота сердечных сокращений. В настоящее время ЧСС врачами и физиологами рассматривается как главный и доступный показатель, характеризующий состояние сердечно-сосудистой системы и её реакции на физическую нагрузку. ЧСС определяется пальпаторным методом на сонной или лучевой артериях. В норме ЧСС у лиц молодого возраста в покое равняется 60–70 уд./мин. У девушек на 4 – 8 ударов выше, чем у юношей.
Артериальное давление (АД). Другим важным показателем состояния сердечно-сосудистой системы является АД. В пределах нормы принято считать максимальное, систолическое, артериальное давление (САД) 100–130 мм рт. ст., минимальное, диастолическое (ДАД), 60–80 мм рт. ст.
Частота дыхания (ЧД). За норму принято считать 14–16 дыханий в минуту (вдох и выдох – одно дыхание). У занимающихся физической культурой ЧД должна быть 10–14 раз в мин.
Длина и масса тела. Рост можно измерить с помощью линейки. Свой вес можно узнать, взвесившись дома на домашних весах или же в школьном кабинете медсестры.
Жизненная ёмкость лёгких (ЖЁЛ). Важным показателем функции дыхания является жизненная емкость легких – объем воздуха, полученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Она отражает функциональные возможности системы дыхания и измеряется с помощью спирометра.
Нужно записывать, при каких нагрузках возникают эти явления в дневник самонаблюдения, чтобы не допускать перенапряжений во время самостоятельных занятий. На уроках физической культуры болевые ощущения выявлялись в процессе беседы. Учащиеся рассказывают о том, что происходит с их организмом, где именно появились болевые ощущения.
Проводимые наблюдения позволяют определить адекватность применяемых нагрузок возможностям обучающихся, достаточность их для того, чтобы они оказывали оздоровительный эффект, количество упражнений, длительность интервалов между отдельными упражнениями и занятиями. Правильно организованный самоконтроль в процессе занятий физическими упражнениями способствует улучшению состояния здоровья.
Обучать детей самоконтролю лучше со 2-го класса. А начиная с 5-го класса учащиеся должны самостоятельно определять продолжительность выполнения упражнений во времени, учиться измерять частоту сердечных сокращений. Самоконтроль необходимо вести постоянно и регулярно во все периоды занятий физическими упражнениями и во время отдыха. Следить за изменениями организма можно с помощью дневника самоконтроля.
3.Дневник самоконтроля.
Под воздействием физических нагрузок происходят изменения в органах и системах организма человека. Для того чтобы занятия физическими упражнениями и спортом не оказывали негативного влияния на здоровье человека, необходимо проводить регулярный контроль за состоянием организма. Это задача не только врачей и преподавателей, но и самих занимающихся.
Дневник самоконтроля нужен для отслеживания развития функциональных возможностей организма, укрепления здоровья, для умелого управления своим самочувствием и настроением. В дневник самоконтроля записываются данные о весе своего тела, частоте пульса до и после занятий, силе мышц рук, самочувствии, сне, аппетите и т. д. Дневник следует периодически показывать учителю физической культуры и врачу с целью консультации по возникающим проблемам, корректировки двигательного режима и физических нагрузок. Дневник самоконтроля
следует сохранять на все годы учебы в школе и записывать в него свои результаты каждого контрольного испытания. Очень важно научиться самому контролировать себя. Занятия физическими упражнениями принесут пользу только в том случае, если будут проводиться систематически. Ведение дневника самоконтроля помогает соблюсти это условие.
В дневнике также следует отмечать случаи нарушение режима и то, как они отражаются на занятиях и общей работоспособности.
Примерная форма дневника самоконтроля:

Ведение дневника самоконтроля помогает учащимся лучше познать самих себя, приучает их следить за собственным здоровьем, позволяет своевременно заметить степень усталости, состояние переутомления и заболевания, определить, сколько времени требуется для отдыха и восстановления умственных и физических сил, какими средствами и методами при восстановлении достигается наибольшая эффективность. Благодаря систематическим, самостоятельным занятиям и результатам самоконтроля формируется ценностно-мотивационная сфера, воспитывается потребность к осознанному физическому самосовершенствованию с целью сохранения и укрепления своего здоровья.
Список литературы:
Готовцев, П. И. Самоконтроль при занятиях физической культурой / П. И. Готовцев, В. Л. Дубровский. – Москва, 1998.
Каирова Н.З. Формирование навыков самоконтроля и самооценки у младших школьников//Нач.шк., 2014.
Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль - важные условия формирования учебных навыков //Нач. шк.-1986.
Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
В.И. Лях Физическая культура 1-4 классы : учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Просвещение, 2011.
В.И Лях Физическая культура. Предметная линия учебников В.И. Ляха. Рабочие программы. Просвещение, 2012г.
Пачина А.Г. Самоконтроль в учебной деятельности младших школьников//Нач.шк.- 2004.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – М.: Просвещение, 2014.