СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование познавательного интереса к изучению русского языка в начальной школе через использование современных образовательных технологий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье идет речь о формировании познавательного интереса к изучению русского языка в начальной школе  через использование современных образовательных технологий  

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование познавательного интереса к изучению русского языка в начальной школе через использование современных образовательных технологий"»

Формирование познавательного интереса

к изучению русского языка в начальной школе

через использование современных образовательных технологий


Современный мир нуждается в образованных и целеустремленных молодых специалистах. Умение самостоятельно мыслить, определение важных задач и путей их решения, прогноз результата - главные качества личности, необходимые для экономического роста государства. Важно понимать, что развитие этих качеств напрямую зависит от формирования познавательного интереса учащихся.

Познавательный интерес выступает одним из условий достижения эффективности и высокого качества образования. Наличие познавательного интереса в процессе обучения обеспечивает рост сознательного отношения к учению, развитие познавательных процессов, умение ими управлять, сознательно их регулировать. Поэтому перед школой стоит задача: сделать учащегося активным участником познавательной деятельности.

В Государственном образовательном стандарте начального общего образования определены основные цели обучения, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться. Формирование у школьников потребности и способности к самостоятельному получению знаний, к непрерывному образованию и самообразованию - важная стратегическая задача современной школы.

Решение этой задачи невозможно без развития и формирования у младших школьников устойчивого познавательного интереса, постоянного желания углубиться в сферу познания. От этого в будущем будут зависеть успехи школьников не только в годы обучения в стенах школы, но и в дальнейшем профессиональном образовании.

Поэтому каждый учитель должен разработать для себя систему приёмов и методов, направленную на развитие мыслительной деятельности каждого ученика. А это невозможно без развития познавательного интереса.

Развитие познавательных интересов происходит поэтапно. Учёные выделяют следующие этапы становления познавательного интереса (рисунок 1).

Учителя должны знать особенности, признаки различных этапов развития познавательного интереса, уметь разглядеть у школьников малейшую искру интереса к какому-либо виду деятельности, создавать все условия для того, чтобы разжечь её и превратить в подлинный интерес к знаниям, к науке.

Методика эффективного формирования познавательных интересов учащихся имеет ряд этапов (рисунок 2).

Прежде всего становление познавательных интересов учащихся происходит на уроке. Для реализации образовательных целей использую элементы различных современных педагогических технологий (рисунок 3).

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока, используя для этого различные формы, виды и методы работы, наглядность и технические средства обучения.

Наглядные и демонстрационные материалы: сигнальные карточки, схемы-опоры, раздаточный материал, таблицы, занимательные упражнения, учебные презентации, аудио- и видеоматериалы к изучаемым темам - давно стали помощниками в работе (рисунок 4). Они вызывают чувство новизны, неожиданности, необычности, удивления, развивают инициативу, сообразительность, помогают создать атмосферу доброжелательности.

Для того чтобы вызвать у учеников любопытство (причину познавательного интереса) – использую различные приёмы:

- создание ситуации успеха через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;

- положительный эмоциональный настрой через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;

- рефлексию через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?»);

- занимательность, необычное начало урока через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

Для обучения учащихся целеполаганию в учении, осознание целей учения и их реализации применяю:

- прерывание и незавершённость учебной деятельности через создание дефицита знаний и самостоятельное определение целей последующей деятельности;

- предоставление права выбора через разноуровневые задания, дозированность домашних заданий, совместное планирование деятельности на уроке;

- реакцию на ошибку через приём «лови ошибку», выяснение причин ошибок и определение последующих действий;

- практическую направленность через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией, определение значимости изучаемого материала.

Формирование учебной деятельности, которая характеризуется умением самостоятельно выделять учебную задачу и овладевать новыми способами учебных действий, приёмами самоконтроля и самооценки своей учебной деятельности реализую посредством следующих приёмов:

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу;

2) необычная форма преподнесения материала;

3) создание проблемной ситуации через анализ, сравнение учебных объектов, организацию обучения от учащихся, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий;

4) сотрудничество на уроке через совместное решение проблемы и разрешение противоречий, учебную дискуссию, выделение существенных признаков предметов, классификацию, обобщение, моделирование;

5) привлечение учащихся к оценочной деятельности через отзыв учащихся об ответе других, оценку промежуточных достижений;

6) стимулирование деятельности через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий:

7) использование метода проверки знаний «Каждый учит каждого»: этот приём использую при закреплении учебного материала; ученик, который первым закончил работу, после проверки задания, становится помощником учителя, он не только должен проверять ошибки второго ученика, а будет ещё объяснять, чтобы их не было;

8) использование метода работы в малых группах при проверке содержания позволяет экономить время и опросить многих учащихся.

Такие формы работы помогают развивать у учащихся интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, оказывать помощь товарищу, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении русским языком.

Одним из средств развития познавательного интереса у младших школьников является игровая технология. Игра используется в качестве приема, который активизирует мыслительную деятельность, стимулирует учащихся к познанию. На уроках применяю учебные, интеллектуальные, умственные, дидактические и обучающие игры. Включение детей в игровую деятельность усиливает интерес к изучению материала. На уроках использую «творческие пятиминутки», во время которых учащиеся сочиняют пословицы, поговорки, загадки, стихи. Или рубрику «почемучкины вопросы», где почемучка предлагает ответить на вопросы. В случае, когда ученики сразу не могут ответить, то они обращаются к справочникам, дополнительной литературе, могут спросить у родителей. Такой вид работы воспитывает интерес к предмету, формирует у учеников желание работать с дополнительной литературой, самостоятельность.

Укреплению познавательного интереса к предмету способствует и использование на уроках технологии развития критического мышления через чтение и письмо. На таких уроках обучающиеся не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся активными участниками урока: делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. На каждом из этапов урока использую определённые приёмы этой технологии, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность, способствуют развитию критического мышления, а самое главное - формируют интерес к предмету: составление таблиц «Двойной дневник», «Знаю, хочу узнать, узнал», создание кластеров, корзин идей, написание эссе, составление синквейнов, использование приемов «Мозговая атака», «Инсерт», «Зигзаг», «Бортовой журнал», «Корзина идей» и др.

Познавательные действия на уроке включают в себя исследовательскую и проектную деятельность.

Проектная деятельность предоставляет возможность самостоятельно приобретать знания под контролем учителя. Характерная черта проектной деятельности – поиск информации, которую необходимо обработать, осмыслить и представить участникам проектной группы. В ней обеспечивается развитие познавательных интересов, умений детей самостоятельно добывать знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Для работы учащимся были предложены такие темы проектов: «В мире слов», «Тайны морфем», «Тайна моего имени», «Знаки препинания», «Части речи», «В царстве заимствованных слов», «Древняя письменность» и другие.

Ценность метода проекта заключается в том, что он требует от учащихся проявления творческого отношения к выполнению задания: изготовление буклетов, создание рукописных книг с пословицами, сочинение сказок, историй, создание мультимедийных презентаций.

Укреплению и повышению познавательных интересов учащихся, развитию их творческого мышления, индивидуальности каждого школьника способствуют творческие работы. На практике использую такие виды работ:

- виды работ с творческой основой: составь рассказ на тему, из данных предложений, по картине, с использованием языкового материала, развёрнутый рассказ, связный рассказ по плану, рассказ о герое, изложение по тексту, сжатый, подробный с элементами описания, с заменой лица, с элементами рассуждения, изложение по началу и концу. Таким же, с творческой основой, являются задания написать изложение по составленному плану, озаглавить текст, написать изложение от первого лица;

- виды работ творческого характера: написать сочинение по картинкам, сочинение с грамматическим заданием, с элементами характеристики, написать

сказку, сочинение – рассуждение, сочинение с элементами описания, сочинение – миниатюру.

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного, 30% увиденного и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Для того, чтобы облегчить процесс восприятия и запоминания информации, использую в практике информационно-коммуникационные технологии.

Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информации, активизирует познавательную деятельность обучающихся, обеспечивает наглядность, привлекает большое количество дидактического материала. Обеспечивает доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Способствует повышению качества образования. Использование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современным.

Приведу примеры использования ИКТ на уроках русского языка:

- компьютерная программа «Тесты русский язык. По классам»;

- обучающий комплекс «Русская словарная лексика»;

- электронный учебник по орфографии;

- орфографический тренажер по русскому языку «Грамотей»;

- игровой комплекс «Тайна 6-и сундуков» (учебный курс, посвященный падежам русского языка);

- интерактивная доска (в компьютерном классе имеется мультимедийный комплекс);

- тестирование с использованием компьютера;

- цифровые образовательные ресурсы «УЧИ. РУ», «Инфоурок» (онлайн-олимпиады), «Видеоуроки»;

- учебные презентации.

Чтобы учащиеся не уставали на уроке использую здоровьесберегающие технологии. Для предотвращения утомляемости провожу во время урока физкультминутки, релаксационные зарядки, которые позволяют повысить работоспособность, внимательность.

Список использованной литературы

1. Баранова Э. А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников. – М: Речь, 2004. – 219 с.

2. Государственный образовательный стандарт начального общего

образования Донецкой Народной Республики, утвержденный приказом Министерства образования и науки ДНР от 07.08.2020 № 119. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/11IpyQeWcTaWmuLtaiM0BFLfeXAJReta7/view

3. Дейкина А. Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. – М. : Просвещение, 2002. – 235 с.

4. Дусавицкий А. К., Репкин В. В. Исследование развития познавательных интересов младших школьников в зависимости от способа обучения // Вопросы психологии. –1975. – № 3. – С. 92-102.

5. Захарова С. А. Формирование познавательного интереса у обучающихся на уроках русского языка и литературы / С. А. Захарова. // Педагогическое мастерство : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). – Москва : Буки-Веди, 2014. – С. 77-78. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/144/6442/