«Формирование профессионально-трудовых навыков обучающихся, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям»
Формирование профессионально-трудовых навыков обучающихся на уроках профессионально-трудового обучения, позволяющие им достигнуть оптимального уровня самостоятельности для адаптации к новым социальным условиям, является обширной темой, в связи, с чем очень актуальной.
Задача учителя профессионально-трудового обучения заключается в социальной адаптации: передачи обучающимся практических знаний, умений, навыков, воспитанности такого уровня, который позволил бы подготовиться к предстоящей самостоятельной жизни в соответствии с социальными нормами, действующими в обществе, с одной стороны и с другой, педагогическими возможностями производительного труда, обусловленными современным содержанием специального образования.
Перед современной коррекционной школой стоит задача максимально подготовить и адаптировать обучающихся к условиям социума, к трудовой и производственной деятельности. Поэтому современный выпускник специальной (коррекционной) школы должен быть способным:
работать самостоятельно без помощи руководства;
брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений;
проявлять инициативу, принимать решения;
осуществлять самостоятельные социальные контакты в социальной среде;
адекватно осознавать собственные возможности и способности.
Для того, чтобы сформировать у обучающихся необходимые компетенции я определила следующую цель своей работы - формирование и повышение уровня сформированности навыков самостоятельной работы на уроках швейного дела, с последующим применением этих навыков в повседневной жизни.
Для достижения поставленной цели на уроках решаю следующие задачи:
обучение обучающихся навыкам планирования работы;
обучение составлению отчета о выполненной работе, анализ изделия;
работа над выполнением проекта;
работа по инструкционным и технологическим картам;
работа по образцу изделия;
Для того, чтобы сформировать у обучающихся необходимые компетенции, большое значение уделяется развитию самостоятельности у обучающихся на уроках профессионально-трудового обучения.
Самостоятельное выполнение практических заданий на уроках швейного дела представляет большую трудность для обучающихся. Это выражается в неумении пользоваться инструкциями (устными и письменными), чертежами, образцами и моделями, в неумении планировать свою работу, выполнять ее в определенной последовательности и описании процесса выполнения изделия.
Для самостоятельного выполнения трудового задания по швейному делу обучающиеся специальной (коррекционной) школы, кроме умения выполнять ручные и машинные швы должны:
разбираться в чертежах и рисунках изделия;
знать контурные срезы изделий и их названия;
выполнять задания по инструкции /письменной и устной/ и по образцу.
Важным и необходимым условием является знание обучающимися технологических особенностей материалов, оборудования, швейных машин. Несмотря на то, что обучающиеся усваивают эти знания, применение полученных знаний, умений, навыков для них представляет значительные трудности.
Для решения этой проблемы необходимо построить обучение таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий, чтобы обучающиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания, дети приучаются работать самостоятельно.
Работа, направленная на повышение активности и самостоятельности учащихся на уроках профессионально- трудового обучения состоит из нескольких этапов:
1. Вовлечение обучающихся в практическую деятельность.
2. Формирование мотивации к изучению данного предмета.
3. Постепенное усложнение заданий.
В процессе работы используются следующие методы и приемы:
1. Метод словесного сообщения (рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником).
2. Наглядные методы (демонстрация приемов работы, показ образцов и моделей, анализ условных изображений).
3. Практические методы (упражнения, лабораторные и практические работы).
4. Метод проектов (творческие проекты учащихся).
В своей работе опираюсь на следующие принципы:
Принцип коррекционной направленности обучения. Исправление и ослабление недостатков психофизического развития детей, формирование обобщенных учебных и трудовых умений и развития самостоятельности обучающихся.
Принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения. Формирование у школьников нравственных представлений и понятий.
Принцип научности и доступности. Знания, которые необходимо усвоить обучающимся не должны противоречить объективным научным знаниям, обучение должно быть построено с учетом реальных возможностей обучающихся.
Принцип систематичности и последовательности в обучении. Знания, которые обучающиеся приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, т. е. более успешно применять на практике.
Принцип связи обучения с жизнью. Предполагает опору в обучении на жизненный опыт детей и подготовку их к самостоятельной жизни.
Принцип наглядности в обучении. Привлечение различных наглядных средств в процесс усвоения обучающимися знаний и формирования у них различных умений и навыков. Обогащение обучающихся чувственным познавательным опытом, необходимым для полноценного овладения абстрактными понятиями.
Принцип сознательности и активности. Понимание обучающимися изучаемого учебного материала: сущности усваиваемых понятий, смысла трудовых действий, приемов и операций. Сознательное усвоение знаний и навыков обеспечивает успешное применение их в практической деятельности, предотвращает формализм, способствует превращения знаний в устойчивые убеждения.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода. Учет индивидуальных особенностей обучающихся в учебном процессе с целью активного управления ходом развития их умственных и физических возможностей.
Принцип прочности усвоения знаний, умений и навыков. Предполагает углубление и закрепление осмысленных знаний и превращение умений в навыки.
Работа по развитию у обучающихся самостоятельности и активности на уроках швейного дела ведется по следующим направлениям :
1.Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе, после выполнения задания. Рассказать о способе выполнения предстоящей работы.
2.Усвоение навыков составления плана выполнения задания (устно и письменно).
3.Обучение умению выполнять задания по образцу (готовому изделию и рисунку).
Приучаю обучающихся сознательно подходить к выполнению заданий. В начале каждой темы на первом уроке объясняю способ выполнения задания, способы обработки, применение. Затем предлагается проанализировать последовательность выполнения, составляется коллективный план работы. После этого обучающимся предлагается приступить к выполнению задания. Следующий этап – составление отчета о проделанной работе. Формирование умения давать словесный отчет о проделанной работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.
Кроме словесного плана, для облегчения понимания обучающимися последовательности изготовления, использую наглядный план.
Четкой организации практических работ повышению самостоятельности обучающихся при выполнении практических заданий способствует использование технологических карт. В технологической карте представлена поэтапная технология изготовления изделия, с описанием всех этапов работы.
Анализ образца обучающиеся проводят по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения обучающихся использовать специальную терминологию в своей речи. Анализируемый предмет обучающиеся рассматривают вблизи, осматривают со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то формулирую вопросы так, чтобы обучающиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ.
Для успешного выполнения обучающимися практической работы, считаю необходимым анализ образца и предварительное планирование. Обучающимся необходимо представить, какие операции, в какой последовательности и каким образом предстоит выполнить, какие материалы при этом следует использовать, какими инструментами работать и что должно получиться в результате. И все это следует вовлекать в соответствующую речевую форму. В начале обучения объясняю выполнение каждой операции, отдельно чередуя показ приемов со словесной инструкцией. Этот прием помогает решать такую задачу, как накопление пассивного словаря, необходимой терминологии и постепенное включение новых слов в активный словарь. В дальнейшем обучающиеся обретают умение планировать ближайшую операцию.
В последующей работе школьники учатся составлять план работы в коллективной беседе по вопросам учителя. Вопросы должны быть направлены на уточнение операций, основных моментов деятельности. Впоследствии, сокращаю свою помощь на уроке, лишь стимулируя планирование.
Также на уроках швейного дела для воспитания самостоятельности обучающихся использую работу по усвоению терминологии : учебно-наглядные пособия )игры, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.
Словарная работа на уроках ведется в три этапа: 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря обучающихся.
Для работы по всем этим направлениям применяю следующие упражнения:
Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам "Чего не
хватает" по теме "Моделирования поясных изделий", обучающиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть, работая с карточкой "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", обучающиеся производят своего рода группировку, сортировку изделий.
Для закрепления и повторения программного материала использую карточки, тестовые задания.
Использование тестов для проверки знаний обучающихся повышает их объективность, позволяет определить уровень самостоятельной работы. В основном использую задания закрытого типа, которые предоставляют возможность обучающемуся выбрать правильный ответ. Тестовый контроль помогает реализовывать самоконтроль, самостоятельно совершенствовать и углублять знания, способствует систематической подготовке к заданиям, следовательно, способствует развитию самостоятельности и активности обучающихся.
Важная задача учителя - воспитание у обучающихся организационных умений и навыков работы в мастерской. Обучающиеся должны научиться организованно и вовремя входить в мастерскую и выходить из нее, бережно относиться к инструментам и материалам, правильно использовать спецодежду, уметь обращаться к учителю, убирать свое рабочее место, и т.д. В дальнейшем эти умения и навыки должны закрепляться как полезные привычки, облегчающие переход к самостоятельному труду на производстве. Все разъяснения необходимо подкреплять показом и дальнейшими упражнениями.
Таким образом, развитие самостоятельности обучающихся на уроках швейного дела происходит при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному. Наиболее эффективным является такой путь воспитания самостоятельности у обучающихся коррекционной школы, когда формирование у детей умения давать словесный отчет, составлять план работы, выполнять задания по образцу, рисунку и письменной инструкции проходит по нескольким этапам: сначала обучение проводится на материале, знакомом обучающимся, затем - на частично знакомом и только после этого - на новом материале.