Формирование профессиональных компетенций
у будущих педагогов на занятиях по иностранному языку
Полупанова Е.А.,
преподаватель КГБ ПОУ НПГТ
Согласно ФГОС СПО студенты, обучающиеся по специальностям 44.02.02 Преподавание в начальных классах и 44.02.01 Дошкольное образование, за время обучения должны приобрести общие и профессиональные компетенции необходимые для учителя начальных классов и воспитателя дошкольного образовательного учреждения. Конечно, большая часть компетенций формируется на занятиях по специализированным предметам и междисциплинарным курсам. Но и занятия по дисциплинам общего гуманитарного и социально-экономического цикла должны быть построены так, чтобы у обучающихся шло формирование необходимых компетенций. Занятия по иностранному языку не являются исключением.
Прежде всего, это подготовка преподавателя и сама организация занятия:
- наличие у педагога плана-конспекта занятия;
- четкая организация работы;
- использование дидактического материала;
- использование средств ИКТ;
- организация педагогического общения с обучающимися на занятии.
Иными словами, каждое занятие должно быть примером для студентов того, как надо организовывать работу и вести себя с учащимися. Это может помочь учащимся при формировании таких компетенций, как ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.
Одна из профессиональных компетенций – это ПК 1.2. Проводить уроки и ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста. Проводить уроки и занятия – это умение держаться, руководить деятельностью детей, держать их под контролем, держать необходимый темп. Думаю, что научиться этому помогает игра «Угадай слово». Использую её при введении новой лексики по каждой теме. Игра очень простая: после введения лексики, ведущий записывает одно из слов на обратной стороне доски, а студенты по очереди называют новые слова и пытаются его отгадать. Тот, кто угадал, становится ведущим. Прежде всего, я преследую учебную цель – отработка лексики, запоминание фонетического и графического образа слова. Но при этом студенты выступают в роли учителя: они учатся правильно стоять перед группой, быстро вызывать обучающихся, называя их по имени, держать темп, контролировать ответы, поддерживать дисциплину.
Ассистирование преподавателю также является, на мой взгляд, эффективным приёмом формирования профессиональных навыков. Для отработки материала часто использую парную работу: ассистенты, более «сильные» по предмету студенты, помогают отработать и выучить материал обучающимся с проблемами по иностранному языку. А на занятиях, когда обучающиеся должны сдать какой-либо материал, я назначаю ассистентов из числа тех студентов, которые ответили на «отлично» и показали превосходное знание материала. Ассистенты должны выслушать ответ, корректно исправить ошибки и объективно выставить оценку, не смотря на то, что оценивают друзей из своей группы. Я стараюсь следить за тем, чтобы общение было вежливым, без язвительных замечаний, сарказма и оскорблений. Это помогает развивать такую профессиональную компетенцию, как «Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения» (ПК 1.3).
Для развития данной компетенции используется также приём взаимооценивания. При выполнении задания с точным результатом, например, вставить слова в пропуски или поставить слова в нужную форму, обучающиеся обмениваются тетрадями с выполненным заданием. Сначала я объясняю критерии оценивания работы, затем предъявляю «ключ», обычно это слайд или записанные на доске ответы. Задача обучающихся – выявить ошибки, объективно оценить работу и объяснить, тому, кто выполнял работу, где он или она допустили ошибку.
Для будущих педагогов одной из самых важных способностей является умение запоминать большой объём информации: преподаваемый материал, план-конспект уроков и занятий, имена детей, их родителей, необходимую информацию о здоровье детей, особенностях их развития и т.д. Поэтому на каждом занятии я ставлю перед собой задачу развивать память и когнитивные способности обучающихся. Для этого есть целый ряд заданий, например, при отработке неправильных глаголов. Я записываю на доске, а обучающиеся – в тетради, 4 неправильных глагола, их вторую и третью форму и перевод. Таким образом, на доске – 16 слов. Обучающиеся по очереди читают слова, а я каждый раз вытираю по одному слову. Студенты должны по памяти воспроизвести то, что было на доске изначально. Для последнего студента на доске остаются только цифры и он должен всё назвать, не подглядывая в тетрадь. Это упражнение хорошо развивает кратковременную память обучающихся. На протяжении второго семестра каждое занятие мы учим со студентами по 4 глагола, когда накапливается 12 глаголов, они отвечают их на оценку. Сначала им очень трудно, обычно получают «3» или «4», в лучшем случае, и то далеко не все. Но к концу учебного года ситуация кардинально меняется: студенты достаточно легко сдают глаголы на хорошие оценки. Кстати, этот приём можно использовать и при отработки лексики.
Заучивание стихотворений эффективно помогает развивать долгосрочную память. Разучивая стихотворения, я использую дословный перевод. Сначала мы читаем стихотворение, затем дословно переводим, студенты запоминают перевод и рассказывают стихотворение, переводя каждое русское слово на английский язык. Этот приём можно использовать только в том случае, если студенты знают всю необходимую лексику. При разучивании сложных стихов мы с обучающимися запоминаем по одной строчке и каждый раз рассказываем стихотворение с начала, прибавляя по одной строчке. Опрос стихотворения я провожу не на одном уроке, а в течение 2-3 занятий, чтобы студенты ещё не один раз его повторили.
Кроме того, я знакомлю студентов с различными приёмами запоминания информации:
- ассоциативное запоминание;
- дробление информации;
- интервальные повторения;
- рифмизация;
- визуализация;
- запись слов на стикерах;
- использование доски или ватмана с изучаемыми словами;
- разбор слова по составу.
Отслеживая результаты обучения учащихся, я отметила, что в конце учебного года они легче запоминают новый лексический материал, чем это было в начале года. Уверена, что в конечном итоге развитие памяти положительно скажется и на всём процессе обучения и на профессиональной деятельности будущих специалистов.
Считаю, что для каждого занятия по любой дисциплине необходимо подбирать задания для развития общих и профессиональных компетенций обучающихся.
5