СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной и производственной практики через использование ситуационных задач"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье приведены примеры формирования профессиональных компетенций через использование  ситуационных задач по профессии "Дежурный по станции" на примере профессионального модуля ПМ.01 Организация  перевозочного процесса(по видам транспорта) по специальности СПО 23.02.01  Организация  перевозок и управление на транспорте(по видам)

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной и производственной практики через использование ситуационных задач"»

«Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной и производственной практики через использование ситуационных задач »

Полякушина Марина Владимировна,

Преподаватель спецдисциплин ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»

г.Тюмень, Тюменская область

Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация общих и профессиональных компетенций студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.

Задача среднего профессионального образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий молодой специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями.И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в любой нестандартной профессиональной ситуации.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность  применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для    успешной    деятельности    в   определенной области.

 Под профессиональными  компетенциями понимается способность  действовать  на  основе  имеющихся   умений,    знаний     и     практического    опыта в определенной   профессиональной  деятельности.  


В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных ФГОС общих и профессиональных компетенций.

Таким образом, обучая студентов , стараюсь научить их применять знания, умения, проявлять личные качества  в  конкретной ситуации, в том числе и нестандартной и аварийной на железнодорожном транспорте.

Ситуация- это проблема, которая представляет определенное сочетание факторов из реальной профессиональной сферы деятельности. Учебная и производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой  студентов, дать им первоначальный опыт практической  деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций для последующей работы на производстве.

Одной их основных форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является учебная и производственная практика.

Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.

В Тюменском колледже транспортных технологий и сервиса уделяется большое внимание организации и проведению занятий учебной и производственной практики. В колледже разработаны Методические рекомендации по организации практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в ГАПОУ ТО «ТКТТС» «Положение о производственной практике студентов», разработаны  рабочие программы учебных и производственных практик по квалификациям : оператор по обработке перевозочных документов, дежурный по железнодорожной станции, приемосдатчик груза и багажа.

Все программы согласованы с работодателями Тюменского региона Свердловской железной дороги, которые привлекаются также к разработке учебно-программной документации. Наши работодатели принимают активное участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик.

Студенты  направляются на прохождение производственной практики по направлению колледжа на основе договоров с организациями железнодорожного транспорта. Издается приказ директора колледжа о направлении на производственную практику, студенты проходят обязательное медицинское освидетельствование по установленному приказу №302н от 12.04.2011г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ, инструктаж по охране труда  и распределяются на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.

Каждым студеном колледжа в течение производственной практики ведётся дневник производственного обучения, в котором ежедневно записываются все виды производственной деятельности. Закрепленный руководитель производственной практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики  студенты  выполняют отчет по производственной практике.

Совместная работа коллектива Тюменского  колледжа транспортных технологий и сервиса и предприятий Тюменского региона Свердловской железной дороги при организации проведения учебной и производственной практики обеспечивает более быструю адаптацию выпускников колледжа к новым социально-экономическим условиям жизни, решает вопросы кадрового обеспечения предприятий Тюменского и Сургутского регионов Свердловской железной дороги.  

Профессиональные компетенции, формируемые на учебной и производственной практике ,тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник колледжа , и формируются  в рамках каждого профессионального модуля.

Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций через использование ситуационных задач по профессии «Дежурный по железнодорожной станции » на примере модуля ПМ.01. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) по специальности СПО: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), при организации учебной практики.



Код ПК

Наименование результата обучения

Наименование тем учебной практики

Виды работ

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1

Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением

современных информационных технологий управления перевозками

Работа поездного диспетчера участка .

Ведение фрагмента графика исполненного движения в системе ГИД -Урал. Работа в системе АСУОП.

Экспертная оценка выполнения практического задания .

ПК1.2

Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций

Работа ДСП по организации приема, отправления поездов и производству маневровой работы в условиях нарушения работы устройств СЦБ и связи на станции и перегоне

Прием, отправление поездов при перерыве всех установленных средств сигнализации и связи.

Прием, отправление поездов при запрещающих показаниях входных ,выходных светофоров по регистрируемому приказу, пригласительному сигналу. письменным разрешениям.


Экспертная оценка выполнения практического задания .

ПК1.3

Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса

Работа оператора при дежурном по железнодорожной станции.

Заполнение бланков предупреждений на поезда, разрешений на занятие перегона, поездной документации на рабочем месте ДСП, в АРМ ДСП.

Экспертная оценка выполнения практического задания .


При подборе материала в процессе разработки ситуационных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:

задача должна отражать специфику профессиональной сферы деятельности, который вызовет профессиональный интерес;

проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна обучающему;

решение ситуационных задач должно быть направлено на выявление уровня знания материала и возможности оптимального применения их в процессе решения задачи;

Таким образом, применение в процессе проведения учебной и производственной практики ситуационных задач способствует развитию у студен

тов аналитических способностей, умения находить и эффективно использовать необходимую информацию, вырабатывать самостоятельность и инициативность в принятии решений при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте.

Список литературы:

1.Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. — М., 2009. — № 12. Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — М., 2009. — № 6.

2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Издательство ИРПО МО РФ, 2011. – 336 с.
3.Галеева Ж. Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 231-233. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9865/ (дата обращения: 22.09.2018).

4. Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2004. – 272 с.

5. Скакун, В.А. Методические разработки по производственному обучению / В.А. Скакун. – М.: Высш. школа, 2009. – 347 с.