«Формирование профессиональных компетенций на занятиях учебной и производственной практики через использование ситуационных задач »
Полякушина Марина Владимировна,
Преподаватель спецдисциплин ГАПОУ ТО «Тюменский колледж транспортных технологий и сервиса»
г.Тюмень, Тюменская область
Актуальной задачей, стоящей сегодня перед профессиональным образованием, становится практическая реализация общих и профессиональных компетенций студентов, которые обеспечат выпускнику личностную и профессиональную самореализацию.
Задача среднего профессионального образования сводится к тому, чтобы независимо от специализации и характера работ, любой начинающий молодой специалист обладал фундаментальными общеобразовательными, общетехническими и специальными знаниями.И не просто обладал определённым уровнем знаний, умений, навыков, а был способен реализовать их в любой нестандартной профессиональной ситуации.
Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
Под профессиональными компетенциями понимается способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной профессиональной деятельности.
В процессе работы со студентами, своей непосредственной задачей ставлю формирование всех предусмотренных ФГОС общих и профессиональных компетенций.
Таким образом, обучая студентов , стараюсь научить их применять знания, умения, проявлять личные качества в конкретной ситуации, в том числе и нестандартной и аварийной на железнодорожном транспорте.
Ситуация- это проблема, которая представляет определенное сочетание факторов из реальной профессиональной сферы деятельности. Учебная и производственная практика призвана обеспечить тесную связь между теоретической и практической подготовкой студентов, дать им первоначальный опыт практической деятельности, создать условия для формирования профессиональных компетенций для последующей работы на производстве.
Одной их основных форм организации компетентностного подхода в условиях СПО является учебная и производственная практика.
Практическое обучение студентов нашего колледжа по новому Федеральному государственному стандарту состоит из учебной и производственной практик.
В Тюменском колледже транспортных технологий и сервиса уделяется большое внимание организации и проведению занятий учебной и производственной практики. В колледже разработаны Методические рекомендации по организации практики обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования в ГАПОУ ТО «ТКТТС» «Положение о производственной практике студентов», разработаны рабочие программы учебных и производственных практик по квалификациям : оператор по обработке перевозочных документов, дежурный по железнодорожной станции, приемосдатчик груза и багажа.
Все программы согласованы с работодателями Тюменского региона Свердловской железной дороги, которые привлекаются также к разработке учебно-программной документации. Наши работодатели принимают активное участие в аттестации практической подготовки после прохождения студентами всех видов производственных практик.
Студенты направляются на прохождение производственной практики по направлению колледжа на основе договоров с организациями железнодорожного транспорта. Издается приказ директора колледжа о направлении на производственную практику, студенты проходят обязательное медицинское освидетельствование по установленному приказу №302н от 12.04.2011г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ, инструктаж по охране труда и распределяются на рабочие места с закреплением наставников. В процессе прохождения производственной практики студенты находятся на рабочих местах в качестве стажера, тем самым закрепляя те или иные профессиональные компетенции на предприятиях.
Каждым студеном колледжа в течение производственной практики ведётся дневник производственного обучения, в котором ежедневно записываются все виды производственной деятельности. Закрепленный руководитель производственной практики характеризует профессиональную деятельность студента и качество выполнения работ. По окончании практики студенты выполняют отчет по производственной практике.
Совместная работа коллектива Тюменского колледжа транспортных технологий и сервиса и предприятий Тюменского региона Свердловской железной дороги при организации проведения учебной и производственной практики обеспечивает более быструю адаптацию выпускников колледжа к новым социально-экономическим условиям жизни, решает вопросы кадрового обеспечения предприятий Тюменского и Сургутского регионов Свердловской железной дороги.
Профессиональные компетенции, формируемые на учебной и производственной практике ,тесно связаны с видами профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник колледжа , и формируются в рамках каждого профессионального модуля.
Рассмотрим пример формирования профессиональных компетенций через использование ситуационных задач по профессии «Дежурный по железнодорожной станции » на примере модуля ПМ.01. Организация перевозочного процесса (по видам транспорта) по специальности СПО: 23.02.01 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам), при организации учебной практики.
Код ПК | Наименование результата обучения | Наименование тем учебной практики | Виды работ | Формы и методы контроля и оценки |
ПК 1.1 | Выполнять операции по осуществлению перевозочного процесса с применением современных информационных технологий управления перевозками | Работа поездного диспетчера участка . | Ведение фрагмента графика исполненного движения в системе ГИД -Урал. Работа в системе АСУОП. | Экспертная оценка выполнения практического задания . |
ПК1.2 | Организовывать работу персонала по обеспечению безопасности перевозок и выбору оптимальных решений при работах в условиях нестандартных и аварийных ситуаций | Работа ДСП по организации приема, отправления поездов и производству маневровой работы в условиях нарушения работы устройств СЦБ и связи на станции и перегоне | Прием, отправление поездов при перерыве всех установленных средств сигнализации и связи. Прием, отправление поездов при запрещающих показаниях входных ,выходных светофоров по регистрируемому приказу, пригласительному сигналу. письменным разрешениям. | Экспертная оценка выполнения практического задания . |
ПК1.3 | Оформлять документы, регламентирующие организацию перевозочного процесса | Работа оператора при дежурном по железнодорожной станции. | Заполнение бланков предупреждений на поезда, разрешений на занятие перегона, поездной документации на рабочем месте ДСП, в АРМ ДСП. | Экспертная оценка выполнения практического задания . |
При подборе материала в процессе разработки ситуационных задач необходимо руководствоваться следующими принципами:
задача должна отражать специфику профессиональной сферы деятельности, который вызовет профессиональный интерес;
проблема, которая лежит в основе ситуационной задачи, должна быть понятна обучающему;
решение ситуационных задач должно быть направлено на выявление уровня знания материала и возможности оптимального применения их в процессе решения задачи;
Таким образом, применение в процессе проведения учебной и производственной практики ситуационных задач способствует развитию у студен
тов аналитических способностей, умения находить и эффективно использовать необходимую информацию, вырабатывать самостоятельность и инициативность в принятии решений при возникновении нестандартных и аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте.
Список литературы:
1.Андреещева Н. Н. Формирование у студентов профессиональных компетенций // Среднее профессиональное образование. — М., 2009. — № 12. Якупова А. Р., Чернявская В. И. Компетентностная модель специалиста технического профиля // Научные исследования в образовании. Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». — М., 2009. — № 6.
2. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М.: Издательство ИРПО МО РФ, 2011. – 336 с.
3.Галеева Ж. Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетенций специалистов педагогического профиля [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2016. — С. 231-233. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9865/ (дата обращения: 22.09.2018).
4. Семушина, Л.Г., Ярошенко, Н.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях. Учебное пособие для преподавателей учреждений среднего профессионального образования / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – М.: Мастерство, 2004. – 272 с.
5. Скакун, В.А. Методические разработки по производственному обучению / В.А. Скакун. – М.: Высш. школа, 2009. – 347 с.