Развитие рефлексии в младшем школьном возрасте
С. Д. Казакова
КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»
Аннотация статьи:
В статье рассматривается вопрос развития рефлексии в младшем школьном возрасте. Раскрывается понятие рефлексии. Выделен метод развития рефлексии на экспериментальной группе.
Ключевые слова: рефлексия
В современном мире важной составляющей развития учащегося является формирование личности с ее индивидуальностью и его всестороннее развитие. Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время в требованиях Федерального Государственного Образовательного Стандарта Начального Общего Образования учащийся должен владеть такими результатами, как: «формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха», «формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов», «принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения», «освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии». Так или иначе, эти результаты связаны с развитием рефлексии.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие учащихся. Это связано с тем, что познавательные процессы становятся более произвольными и осознанными. Учащийся учится понимать свои психические процессы, воспринимать информацию, запоминать ее и быть внимательным.
Многие отечественные ученые, такие как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн и др., рассматривали средства формирования рефлексии в своих исследованиях. Они рассматривали рефлексию как способность человека к внутренней оценке собственной деятельности и самого себя. Рефлексивные процессы, таким образом, способствуют формированию личности субъекта, его интеллектуальных способностей посредствам самоанализа.
В жизни каждого человека случаются моменты, когда он задает себе вопросы: «Кто я? Какой я? В чем смысл моей жизни, да и существования в целом?». Если человек ставит перед собой такие вопросы, то это ясно дает понять, что у человека есть потребность в самопознании. У самопознания есть свои механизмы: идентификация и рефлексия. Идентификация дает возможность сравнивать себя с чем-то, а рефлексия, наоборот, отстранится, посмотреть на себя со стороны. Именно рефлексия дает возможность человеку понять себя и свои поступки.
Научные исследования психолога Маи Ивановны Лисиной показывают, что самые первые проявления рефлексивных умений и навыков отмечаются у детей дошкольного возраста. Однако, в начале это возраста дети еще нерефлексивны. В пользу этого утверждения свидетельствует открытый Ж. Пиаже феномен эгоцентризма мышления ребенка и его эгоцентрической речи, психологическая сущность которых как раз и состоит в неспособности ребенка соотносить свою точку зрения с точкой зрения других людей, т.е. в его неспособности рассредоточения. В большом психологическом словаре рефлексия трактуется как — мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, поведения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе и к другим, своих задач, назначения и т.д. [Большой психологический словарь. Автор: Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко.]
А в словаре практического психолога - РЕФЛЕКСИЯ - (от лат. reflexio — обращение назад) — процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. [Словарь практического психолога. Автор: С. Ю. Головин.]
Доктор филологических наук Юрий Сергеевич Степанов и профессор, доктор психологических наук Игорь Никитович Семенов выделили следующую классификацию рефлексии, которая включает в себя кооперативную, коммуникативную, личностную и интеллектуальную рефлексии [8,9]. Данная классификация показалась нам наиболее наполненной и включающая в себя необходимые виды для раскрытия понятия рефлексии.
1. Кооперативная рефлексия. Объект – знания о ролевой структуре и позициональной организации коллективного взаимодействия. Кооперативный аспект рефлексии обеспечивает координацию профессиональных позиций совместных действий субъектов в коллективной деятельности.
2. Коммуникативная рефлексия. Объект – представления о внутреннем мире другого человека и причинах его поступков. Рефлексия – в данном случае – специфическое качество познания человека человеком. Результатом данного типа рефлексии может быть появление нового понимания того, как человек воспринимается партнерами по общению, и коррекция коммуникативного стиля.
3. Личностная рефлексия. Объект – собственные поступки и образы «Я» как индивидуальности, процесс понимания человеком своего внутреннего мира, своего состояния и деятельности.
4. Интеллектуальная рефлексия. В данном случае рассматриваются знания об объекте и способы действия с ним, а рефлексия трактуется как способность объекта выделять, анализировать и соотносить собственные действия с предметной ситуацией. Возникающие новые идеи и представления могут относиться непосредственно к предмету профессиональной деятельности, что является результатом интеллектуальной рефлексии.
В настоящее время развитие рефлексивных умений младших школьников является важной составляющей образовательного процесса. Ниже приведена статистика развития рефлексивных умений у учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ СОШ №3, где 3 «А» класс являлся экспериментальной группой (23 человека), а 3 «Б» – контрольной (22 человека). В исследовании принимали участие 45 учащихся начальной школы (Приложение 1).
Выяснение уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 3 г. Тольятти в классах 3 «А» и 3 «Б». Учащимся был предложен тест «Личностная рефлексия младших школьников»
Тест «Личностная рефлексия младших школьников» проводился 03.03.2012г в естественных условиях в экспериментальной группе (3 «А» класс) и в контрольной группе (3 «Б» класс), с целью развития личностной рефлексии. Каждому младшему школьнику был предложен экземпляр теста, состоящий из 10 вопросов.
В экспериментальной группе результаты теста показали: высокий уровень у 8 учащихся составляют 35%, у 10 учащихся – 43%,у 5 учащихся – 22%.
В контрольной группе был предложен аналогичный тест, обработка данных показало, что высокий уровень у 6 учащихся составляет 27%,средний уровень 14 учащихся – 64 %,а низкий уровень у 2 учащихся составляет 9 %.
На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент.
Целью данного эксперимента является организация проектной деятельности младших школьников, направленных на формирование рефлексивных способностей. На данном этапе была организована проектная деятельность с учащимися, в которую были включены специальные задания, направленные на развитие рефлексивных способностей.
Последним этапом опытно-экспериментального исследования стал контрольный эксперимент, целью которого является проверка эффективности использования метода проекта для развития рефлексивных способностей с помощью повторного проведения диагностических методик.
После реализации проекта была повторно заполнена карта наблюдения, отражающая уровень развития рефлексивных способностей.
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся экспериментальной группы высокий уровень развития личностной рефлексии повысился на 4%, средний уровень стал выше на 4%, низкий уровень, значительно снизился, на 8 %.
В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способности относятся к общим способностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределяться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникающие трудности, намечая план их решения.
Проблема развития рефлексивных способностей младших школьников актуальна в настоящее время и активно изучается многими современными авторами
Библиографический список
Нормативные документы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”
Печатные издания
Барышникова, Е. В. Психология детей младшего школьного возраста / Е. В. Барышниква. – Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018.
Психологическая служба в современном образовании: Рабочая книга / Под ред. И. В. Дубровиной. – СПб.: Питер, 2009. – с.: ил. – (Серия «Практическая психология»).
Электронные издания
Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; Под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с. ISBN 5-8050-0168-3 – Режим доступа: https://elar.rsvpu.ru
Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология/Под ред. Д. Б. Эльконина.-М.: Педагогика, 1984.-432 с., ил.-(Акад. пед. Наук СССР). – Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru
Опытно – экспериментальное исследование развития рефлексивных способностей младших школьников – Режим доступа: https://cyberpedia.su/12x110c8.html
Приложение 1
Методика опытно-экспериментального исследования и выявление уровня сформированности рефлексивных способностей младших школьников через проектную деятельность
В данном параграфе раскрывается методика проведения опытно-экспериментальной работы, дается краткая характеристика используемых в ходе эксперимента диагностик и методов исследования, уточняются и конкретизируются уровни сформированности рефлексивных способностей младших школьников через проектную деятельность. Для реализации цели, гипотезы и задач исследования нами применялся комплекс научно-исследовательских методов. Для осуществления исследования были определены младшие школьники 3 «А» и 3 «Б» классов МБОУ СОШ №3, где 3 «А» класс являлся экспериментальной группой (23 человека), а 3 «Б» – контрольной (22 человека). В исследовании принимали участие 45 учащихся начальной школы.
Исследовательская работа включала в себя:
1) выявление уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников;
2) применения проектной деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей младших школьников в учебном процессе;
3) анализ и обобщение полученных данных.
Продуктивность обеспечения эксперимента необходимой информацией об изучаемом процессе была в основном решена за счет использования апробированных в педагогике и психологии методик диагностики: наблюдения, тестирования.
При организации исследований были учтены требования, предъявляемые к проведению педагогического эксперимента:
- наличие экспериментальной базы;
- предварительное проектирование проектной деятельности, направленной на формирование рефлексивных способностей младших школьников;
- участие учеников в опытно-экспериментальной проверке гипотетического положения;
- однородность состава учащихся экспериментальной и контрольной групп;
- осуществление контрольного выявления уровня сформированности рефлексивных способностей младших школьников через проектную деятельность.
При организации эксперимента были поставлены задачи:
- изучить сформированность рефлексивных способностей у младших школьников, выявить имеющиеся недостатки;
- разработать и апробировать проектную деятельность младших школьников, направленную на формирование рефлексивных способностей у младших школьников;
- внедрить полученные результаты в практику учебно-воспитательного процесса обучения.
При подготовке и планировании опытно-экспериментального исследования мы выделили следующие этапы:
1 - констатирующий, диагностический, который позволяет констатировать исходное состояние сформированности рефлексивных способностей у младших школьников.
2 – формирующий, который направлен на проектирование и реализацию проектной деятельности младших школьников.
3 – контрольный, который дает возможность обобщить, оформить результаты опытно-экспериментальной работы, сделать соответствующие выводы.
Для того чтобы проектировать формирование рефлексивных способностей у младших школьников, необходимо было сначала выявить реальное состояние и уровень рефлексивных способностей, а затем проследить динамику продвижения.
Решалась эта проблема следующими способами:
- наблюдением и изучением учащихся в различных ситуациях и различных видах деятельности;
- сочетанием тестовых методик с обычными, но целенаправленными наблюдениями за деятельностью обучающихся.
В начале эксперимента на диагностическом этапе с целью уточнения показателей сформированности рефлексивных способностей у младших школьников были определены критерии:
· построение нового образа (личностная рефлексия);
· взаимодействие участников (коммуникативнаярефлексия);
· участие в коллективной деятельности (кооперативнаярефлексия).
В своем исследовании мы опирались на систему показателей, разработанных на основе критериев для определения сформированности рефлексивных способностей у младших школьников, которые представлены в таблице 2.1.:
Таблица 2.1. Характеристика критериев сформированности рефлексивных способностей у младших школьников
Уровни | Показатели |
Высокий | · Личностная рефлексия - в процессе решения нестандартной, творческой задачи (ситуации) ученик, «включая» личностную рефлексию, строит новый образ себя, как субъекта творчества и приходит к решению. · Коммуникативнаярефлексия - смена представлений участников взаимодействия друг о друге осуществляется адекватно в определенной коммуникативной ситуации (умеют слушать друг друга, уважительно относятся к другому мнению, находят компромиссные решения) · Кооперативнаярефлексия состоит в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности в процессе выполнения проекта самостоятельно. |
Средний | · Личностная рефлексия - в процессе решения нестандартной, творческой задачи (ситуации) ученик, «включая» личностную рефлексию, строит новый образ себя, но требуется поддержка взрослого, в том числе и для принятия решения. · Коммуникативнаярефлексия - смена представлений участников взаимодействия друг о друге осуществляется в определенной коммуникативной ситуации при поддержке взрослых. · Кооперативнаярефлексия состоит в переосмыслении и реорганизации коллективной деятельности в процессе выполнения проекта самостоятельно, однако требуется поддержка взрослого. |
Низкий | · Личностная рефлексия - в процессе появления нестандартной, творческой задачи (ситуации) избегает ее решения. · Коммуникативнаярефлексия – старается избегать взаимодействия с другими участниками или осуществляется только при участии взрослых. · Кооперативнаярефлексия осуществляется только при поддержке взрослого в процессе выполнения проекта. |
На основе разработанной организации опытно-экспериментального исследования, определения критериальных компонентов необходимо было сначала выявить реальное состояние и уровень сформированности рефлексивных способностей.
Цель констатирующего эксперимента - выяснение уровня сформированности рефлексивных способностей у младших школьников. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ СОШ № 3 г. Тольятти в классах 3 «А» и 3 «Б». Учащимся был предложен тест «Личностная рефлексия младших школьников» (Приложение 1).
Тест «Личностная рефлексия младших школьников» проводился 03.03.2012г в естественных условиях в экспериментальной группе (3 «А» класс) и в контрольной группе (3 «Б» класс), с целью развития личностной рефлексии. Каждому младшему школьнику был предложен экземпляр теста, состоящий из 10 вопросов.
В экспериментальной группе результаты теста показали: высокий уровень у 8 учащихся составляют 35%, у 10 учащихся – 43%,у 5 учащихся – 22%.
В контрольной группе был предложен аналогичный тест, обработка данных показало, что высокий уровень у 6 учащихся составляет 27%,средний уровень 14 учащихся – 64 %,а низкий уровень у 2 учащихся составляет 9 %.
Полученные данные отражены в сводной таблице результатов уровней рефлексивных способностей младших школьников.
Таблица 2.1. Сводная таблица результатов личностной рефлексии младших школьников.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Количество % | Количество % |
Высокий | 35% | 27% |
Средний | 43% | 63% |
Низкий | 22% | 10% |
Результаты исследования представлены в графическом виде:
Рис. 2.1. Показатели уровней личностной рефлексии младших школьников
Полученные результаты с помощью теста «Личностная рефлексия младших школьников» указывают на то, что в экспериментальной группе больше низкого уровня в личностной рефлексии, чем в контрольной группе.
Для более детального изучения актуального уровня развития рефлексивных способностей был использован метод анкетирование на выявление коммуникативной рефлексии.
Анкетирование проводилось 04.03.2012г. в естественных условиях. Каждому младшему школьнику был предложен экземпляр анкеты, состоящий из 5 вопросов. Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа.
На первый вопрос «Много ли у тебя друзей, с которыми ты постоянно общаешься?» в экспериментальной группе ответили «да» - 20, «нет»- 2, «иногда» - 1 человек, в контрольной группе «да» -20 , «нет»- 1 , «иногда»-1 человек
На второй вопрос «Легко ли ты устанавливаешь контакт с людьми, которые значительно старше тебя по возрасту?» в экспериментальной группе ответили «да»-17, «нет»-3 «иногда»-3 человек, в контрольной группе «да»-19, «нет»-1, «иногда»-2
На третий вопрос «Стремишься ли ты при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?» в экспериментальной группе ответили «да»-10 , «нет»-5 , «иногда»-8 человек, в контрольной группе ответили «да»-11 , «нет»-7, «иногда»-4 человека.
На четвёртый вопрос «Испытываешь ли ты чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?» в экспериментальной группе ответили «да»-16, «нет»- 4, «иногда»-2 человека, в контрольной группе «да» - 5 , «нет» -6 ,«иногда»-11 человек.
На пятый вопрос «Правда ли, что ты утомляешься от частого общения со сверстниками?» в экспериментальной группе ответили «да»- 6, «нет»-14, «иногда»- 3,в контрольной группе «да»-2, «нет»-4, «иногда»-16 человек
Вопросы были поделены на уровни:
от 8 -10 баллов - высокий уровень,
от 7 - 5 баллов - средний уровень,
от 0 – 4 баллов - низкий уровень.
Таблица 2.2. Сводная таблица результатов коммуникативной рефлексии младших школьников.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Количество % | Количество % |
Высокий | 43% | 21% |
Средний | 35% | 60% |
Низкий | 22% | 19% |
На основе анализа результатов анкетирования выявлено, что в экспериментальной группе10человек (43%) - обладают высоким; 8 человек (35%) – обладают средним уровнем самоконтроля; 5 человек (22%) – обладают низким уровнем самоконтроля.
Вконтрольной группе5 человека (21%) – обладают высоким уровнем; 13 человек (60%) – обладают средним уровнем самоконтроля; 4 человека (19%) – обладают низким уровнем самоконтроля.
Данные представлены на сравнительной диаграмме (рис. 2.2.):
Рис. 2.2. Показатели уровней коммуникативной рефлексии младших школьников
Анкетирование проводилось 05.03.2012г. в естественных условиях с целью выявление кооперативной рефлексии. Каждому младшему школьнику был предложен экземпляр анкеты, состоящий из 5 вопросов . Учащимся необходимо было выбрать вариант ответа.
На первый вопрос «Нравится ли тебе заниматься общественной работой в своём классе?» в экспериментальной группе ответили «да» - 12, «нет»- 2, «иногда» - 9 человек, в контрольной группе «да» -10 , «нет»- 1 , «иногда»-11 человек
На второй вопрос «Трудно включаешься в новую деятельность в своём классе?» в экспериментальной группе ответили «да»-16, «нет»-4 «иногда»-3 человек, в контрольной группе «да»-3, «нет»-1, «иногда»-18 человек.
На третий вопрос «Трудно ли тебе осваиваться в коллективе?» в экспериментальной группе ответили «да»-11 , «нет»-4 , «иногда»-8 человек, в контрольной группе ответили «да»-10 , «нет»-7, «иногда»-5 человек.
На четвёртый вопрос «Верно ли, что у тебя не бывает конфликтов в коллективе из-за невыполнения ими своих обязанностей, обязательств?» в экспериментальной группе ответили «да»-17, «нет»- 3, «иногда»-5 человек, в контрольной группе «да» - 5 , «нет» -6 ,«иногда»-11 человек.
На пятый вопрос «Часто раздражают тебя окружающие люди, и хочется ли тебе побыть одному?» в экспериментальной группе ответили «да»- 6, «нет»-14, «иногда»- 3,в контрольной группе «да»-2, «нет»-4, «иногда»-16 человек.
Вопросы были поделены на уровни:
от 8 -10 баллов - высокий уровень,
от 7 - 5 баллов - средний уровень,
от 0 – 4 баллов - низкий уровень.
На основе анализа результатов анкетирования выявлено, что в экспериментальной группе10человек (43%) - обладают высоким; 9 человек (40%) – обладают средним уровнем самоконтроля; 4 человека (17%) – обладают низким уровнем совместной деятельности.
Вконтрольной группе7 человек (31%) – обладают высоким уровнем; 11 человек (50%) – обладают средним уровнем самоконтроля; 4 человека (19%) – обладают низким уровнем совместной деятельности.
Таблица 2.3. Сводная таблица результатов кооперативной рефлексии младших школьников.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Количество % | Количество % |
Высокий | 43% | 31% |
Средний | 40% | 50% |
Низкий | 17% | 19% |
Данные представлены на сравнительной диаграмме (рис. 2.3.):
Рис. 2.3. Показатели уровней кооперативной рефлексии младших школьников
На основе анализа результатов констатирующего эксперимента среднего показателя можно сделать вывод, что у учащихся контрольной группы средний уровень (60%) кооперативной рефлексиивыше, чем в экспериментальной группе (35%).
На основе результатов анализа констатирующего эксперимента был разработан формирующий эксперимент.
Целью данного эксперимента является организация проектной деятельности младших школьников, направленных на формирование рефлексивных способностей. На данном этапе была организована проектная деятельность с учащимися, в которую были включены специальные задания, направленные на развитие рефлексивных способностей.
Данный эксперимент проводился с экспериментальной группой. На базе МБОУ СОШ № 3 г.Тольятти 3 "А" класса.
При работе над данным проектом предполагается прохождение следующих этапов.
І. Подготовительный этап
06.03.2012г. Занятие № 1.
Цель: составление замысла проекта.
Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., положительно приняли цель, поставленную перед ними, они с радостью и воодушевлением включились в обсуждение предстоящей работы, что необходимо создать собственную книгу. Они самостоятельно определили задания для каждого участника класса к следующему занятию над проектом. Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К., взяли задания в свободное время найти интересные книги и изучить строение книг, их оформление, содержание, К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р. придумать название проекта, Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., взяли задание найти интересные иллюстрации подумать о предстающем оформлении проекта. Дети с полной серьезностью и ответственностью отнеслись к работе.
II этап. Планирование.
07.03.2012г. Занятие № 2.
Цель: составление замысла проекта, обсуждение наработок детей, распределение индивидуальных исследовательских заданий между участниками класса, определение ролей.
На данном занятии К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р. были более активны в обсуждении выбора названия проекта, плана работы над ним, спорили, эмоционально высказывали протест, доказывали свою точку зрения, и в ходе этой живой дискуссии было решено назвать проект "Пасхальные сказка", т. е. создать книгу, в которую войдёт сказка, посвященные предстоящему празднику пасхи, сочиненные самими детьми. Оформлением книги было предложено заняться Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К..Ребята нашли интересные иллюстрации и картинки сказочных героев. Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К. пришли к выводу, что каждый из них к определенному сроку должен выполнить самостоятельное исследование по проблеме, написать сказку.
В процессе данного занятия были использованы различные приемы, направленные на развитие рефлексивных способностей: дети были поставлены в проблемную ситуацию, которая направила их на осознание недостатка собственных теоретических знаний, на поиск путей решения данной проблемы. Все это позволило включить, как в ход занятия, так в его итог активное обсуждение проблемы, ходов ее решения. Хорошим показателем является неожиданно вспыхнувший спор, который поставил детей в активную рефлексивную позицию.
III этап. Исследование.
08.03.2012г. Занятие № 3
Цель: проведение исследования детьми по индивидуальным исследовательским и творческим задачам.
Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., находили самостоятельно информацию из разных источников, отбирали наиболее важную, обсуждали ее с классом и с родителями, затем, опираясь на найденный материал, писали собственную сказку, посвященные празднику пасхи. На этом же этапе происходило первичное оформление сказки.
В течение нескольких занятий были проведены новые упражнения, направленные на развитие рефлексивных способностей. Большую трудность вызвало упражнение "Протокол наблюдений". Наблюдение вел Лёша К. по желанию. Трудность заключалась в том, что Лёше К. было сложно сосредоточиться на работе и высказываниях всех ребят группы, правильно словесно оформить и донести до остальных свои наблюдения. Некоторые выводы были ошибочными и вызвали протест со стороны других ребят. Все это вновь послужило средством для активизации ребят, становлении их активной рефлексивной позиции. Валя Б. и Вика З.высказывали свою точку зрения, доказывали свое мнение.
На данном этапе было собрано достаточное количество теоретического материала, выполнена часть работы по достижению цели проекта. На этом этапе детям помогали родители.
IV этап. Предзащита.
09.03.2012г. Занятие № 4.
Цель: представление наработанного материала, его совместное обсуждение и оформление.
На данном занятии была проведена беседа по вопросам:
-Что нового ты узнал, работая над проектом?
Оксана Ш.,ответила на этот вопрос так, что прежде, чем писать сказку, нужно придумать сюжет сказки, а для Вики З., что главное в написании сказки, действующие лица.
-Какие уже имеющиеся у тебя знания, понадобились тебе при работе?
Валя Б., ответила, что владение интернетом помогло при написании сказки.
-Где во время работы над проектом ты чувствовал себя успешным, и у тебя все получалось хорошо?
Кристина К,ответила, что при работе над проектом при поддержке родителей я чувствовала себя более успешной и чувствовала себя уверенно.
-О чем ты думал во время работы?
Даша М.,считала,что сказка должна быть интересной и конец сказки был радостным.
Даша Д.,ответила,так,что иллюстрации сказки должны быть красочными.
Данил Г.,сказал, что действующие лица сказки, должны быть и добрые и злые.
-Что тебе понравилось при работе больше всего?
Кузнецов Е,ответил,что работать все вместе с классом очень интересно,выполнять обязанности,задания.
На данном занятии Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., представили наработанный материал в ходе индивидуального исследования - свою сказку, самостоятельно сделанные иллюстрации. Затем в ходе совместного обсуждения была выбрана форма и способы оформления книги, распределены индивидуальные задания по оформлению частей книги. В данное занятие были включены знакомые ребятам приемы, направленные на развитие рефлексивных способностей.
По результатам проведенного занятия можно сделать вывод, что Дима Ш. и Юля К. стали активнее и общительнее. Они стали проявлять все больший интерес к результатам совместной работы, стали внимательнее друг к другу, стараются оказать помощь, быть полезными. Некоторые дети выполнили больше работы, чем требовалось (написали несколько сказок вместо одной), что говорит о повышении активности ребят, их заинтересованности работой над проектом. Результаты рефлексивных упражнений, которые в начале работы вызывали наибольшие трудности у ребят, показали, что Алина А. и Вика З. стали успешнее в проведении рефлексии, стали требовательнее и внимательнее относиться друг к другу, к индивидуальной работе и заданиями, научились спокойно и доброжелательно принимать критику, высказывать и доказывать свою точку зрения.
V этап. Защита.
26.03.2012г. Занятие № 5.
Цель: отчет по работе над проектом, представление выставки, совместное обсуждение результатов, оценивание работы.
На данном занятии участники проекта: Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З., защитили результаты своей работы в форме творческого отчета. У детей была масса впечатлений от проделанной работы, от успешного представления результатов, дети испытывали гордость за свой совместный труд. Рефлексия, проведенная в конце занятия с участниками группы, показала, что Алина А., Лиза Б.,Данил Г.,Маша Д.,ДашаД.,Кристина Е.,Егор К.,Софья Л.,Кристина Л.,Кирилл научались планировать собственную деятельность, М.,Даша М.,Геворг О.,Руслан П.,Настя Р.,Ксения С.,Настя С.,Дэнис адекватно оценивать результаты, Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З.,высказывать отношение к работе других ребят, адекватно оценивать совместную работу всей группы, осознавать свои имеющиеся и потенциальные возможности.
Данное занятие было очень эмоциональным. В процессе рефлексии каждый из ребят хотел высказаться. О работе над проектом дети высказывались положительно, Ф.,Оксана Ш., Юля К., Яна Г., Валя Б., Лёша К., Вика З.,. предложили написать новую книгу, посвященную другому празднику. Все это говорит о том, что работа над проектом способствовала не только развитию рефлексивных способностей ребят, а также повысила их активность, успешность, общая проектная цель сблизила и сплотила ребят.
Последним этапом опытно-экспериментального исследования стал контрольный эксперимент, целью которого является проверка эффективности использования метода проекта для развития рефлексивных способностей с помощью повторного проведения диагностических методик.
После реализации проекта была повторно заполнена карта наблюдения, отражающая уровень развития рефлексивных способностей.
01.04.2012г.учащимся контрольной и экспериментальной группы был повторно предложен тест с целью выявления личностной рефлексии.
Учащимся экспериментальной группы был повторно предложен тест с целью выявления изменения уровня развития личностной рефлексии у младших школьников.
В результате теста были получены следующие результаты: в экспериментальной группе 9 человек (39%) имеют высокий уровень развития личностной рефлексии; 11 человек (47%) имеют средний уровень развития; 3 человека (14%) имеют низкий уровень.
Уровни | Экспериментальная группа |
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Количество % | Количество % |
Высокий 35% | 39% |
Средний 43% | 47% |
Низкий 22% | 14% |
Данные представлены в сравнительной диаграмме рис.2.6.
Рис. 2.4. Показатель изменения уровня развития личностной рефлексии у младших школьников в экспериментальной группе
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся экспериментальной группы высокий уровень развития личностной рефлексии повысился на 4%, средний уровень стал выше на 4%, низкий уровень, значительно снизился, на 8 %.
Учащимся контрольной группы был повторно предложен тест с целью выявления изменения уровня развития коммуникативной рефлексии у младших школьников. В результате теста были получены следующие результаты: в контрольной группе 8 человек (37%) имеют высокий уровень развития коммуникативной рефлексии; 10 человек (45%) имеют средний уровень развития; 4 человека (18%) имеют низкий уровень.
Уровни | Контрольная группа |
Констатирующий эксперимент | Контрольный эксперимент |
Количество % | Количество % |
Высокий 27% | 37% |
Средний 63% | 45% |
Низкий 10% | 18% |
Данные представлены в сравнительной диаграмме рис.2.5.
Рис. 2.5. Показатель изменения уровня развития личностной рефлексии у младших школьников в контрольной группе
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихсяконтрольной группы высокий уровень развития личностной рефлексии стал значительно выше на 10%, средний уровень стал ниже на 18%.Количество учащихся в контрольной группе с низким уровнем личностной рефлексии на 8 % выше.
Уровни | Экспериментальная группа | Контрольная группа |
Количество % | Количество % |
Высокий | 39% | 37% |
Средний | 47% | 45% |
Низкий | 14% | 18% |
Данные представлены в сравнительной диаграмме рис.2.6.:
Рис.2.6. Показатель изменения уровня личностной рефлексии младших школьников в экспериментальной группе и контрольной группе.
На основе анализа результатов контрольного эксперимента можно сделать вывод, что у учащихся экспериментальной группы высокий уровень и средний уровень развития личностной рефлексии, значительно выше, чем в контрольной группе, на 2%, а низкий уровень в экспериментальной группе ниже, чем в контрольной на 4%.
Заключение
В результате проведенного теоретического анализа по данной теме, было выяснено, что рефлексия рассматривается как универсальное свойство психики, значимое качество личности, способность, обеспечивающая успешность и результативность деятельности и др. Рефлексивные способности относятся к общим способностям. Являются одними из важных, которые помогают человеку самоопределяться в окружающем мире, совершенствоваться, преодолевать возникающие трудности, намечая план их решения.
Проблема развития рефлексивных способностей младших школьников актуальна в настоящее время и активно изучается многими современными авторами, т.к. именно этот возраст является сензитивным для развития рефлексивных способностей.
На формирование рефлексивных способностей оказывает влияние ряд факторов, а именно: специальным образом организованная деятельность; деятельность, которая носит творческий характер; деятельность, имеющая определенный уровень сложности (в зоне ближайшего развития); а также деятельность, к которой у учащихся должным образом сформирована мотивация.
Такие условия могут быть обеспечены за счет включения в образовательный процесс активных методов обучения, групповой работы детей. Одним из них является методов проектов. Данный метод широко используется при обучении в средней и старшей школе. Но возможности использования его в начальной школе еще не до конца изучены современными авторами.
При организации проектной деятельности с младшими школьника необходимо учитывать их возрастные и индивидуальные особенности. Анализ соответствующей литературы позволил сделать вывод, что овладение проектной деятельностью доступно для младших школьников, более того данный метод будет наиболее эффективным для целенаправленного развития рефлексивных способностей.
Анализ различных проектов, представленных в психолого-педагогической литературе позволил сделать вывод, что во многих из них рефлексия выделяется как отдельный этап, однако способы и приемы организации рефлексии в процессе проектной деятельности недостаточно раскрыты в литературе.
Исходя из этого, в работе были представлены возможные способы и приемы организации рефлексии, использование которых, позволит учителю начальных классов обеспечить условия, направленные на развитие рефлексивных способностей младших школьников, а также будут способствовать формированию интереса детей к самопознанию и саморазвитию. Процедура рефлексии может быть организована по-разному, в зависимости от формы, содержания и количества участников.
При прохождении преддипломной практики в МБОУ СОШ №3 в 3 «А» классе г.Тольятти с 2.03.12 по 5.04.12 было проведено опытно-экспериментальное исследование, с целью апробации и выявления эффективности использования настоящих приемов и способов работы для развития рефлексивных способностей младших школьников. Была разработана и апробирована модель учебного проекта.
Исследование содержало первичное и итоговое констатирующее наблюдение, на основе которых сравнивалось уровень развития рефлексивных способностей у учащихся до проведения проекта и после. Результаты свидетельствуют о положительной динамике развития рефлексивных способностей учащихся, что позволяет сделать вывод об адекватности применения проектного метода для достижения поставленных целей.
На основе анализа теоретического материала, проведенной опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о подтверждении выдвинутой гипотезы: если при организации процесса обучения используются адекватные формы организации образовательного процесса и используется проектная деятельность младших школьников, то это способствует развитию их рефлексивных способностей.
Таким образом, практическая значимость работы состоит в том, что представленные материалы опытно-экспериментального исследования могут быть использованы в профессиональной деятельности учителя начальных классов, в частности на уроках литературного чтения и во внеурочное время в качестве средства развития рефлексивных способностей младших школьников в педагогической практике общеобразовательных школ.