СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся при изучении английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся при изучении английского языка

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формирование социокультурной компетенции учащихся при изучении английского языка»

Формирование социокультурной компетенции учащихся при изучении английского языка . Черепова Мария Ивановна (Cherepova Maria Ivanovna) , МКОУ ,,Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича. '' , пос. Кшенский Советского района Курской области. Телефон – 89202606350.

Автор сообщает нам о формировании социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. Есть много средств и возможностей для формирования социокультурной компетенции учащихся. Это различные формы организации уроков английского языка (урок -экскурсия , урок-праздник, урок-спектакль и др.) и внеклассная работа.

The author tells us about the forming of the social- competence of students through the English lessons . There a lot of means and opportunities for the forming of social-cultural competence of students. These are different forms of the organization of the English lessons and outschool activities.

,,Tell me and I forget,

teach me and I remember,

involve me and I learn.''

(Скажите мне и я забуду,

научите меня и запомню,

вовлеките меня и выучу.) Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в ХХI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни; поколения, способного успешно самоопределится в условиях быстроменяющегося мира.

Эта проблема особенно актуальна для России, где за последнее время происходят колоссальные изменения как в политической, экономической, так и в социальной сфере. Постепенно, но необратимо происходит интеграция России в мировое сообщество. Проблемы, которые раньше считались местными, региональными, сегодня становятся глобальными, общечеловеческими, а их успешное решение возможно в том случае, если будут объединены усилия всех стран и народов. Поэтому наряду с формированием языковой компетенцией, я отвожу большую роль социокультурной компетенции. Английский язык, как язык международного общения, предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство. литература, спорт, образование, политика, глобальные проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдение прав человека, здоровый образ жизни и т. д. (т. е. все современные вопросы, касающиеся выживания человека и планеты.

Социокультурная компетенция позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознать ценность каждой культуры в мировом поликультурном пространстве. Следует отметить и ещё один важный планируемый результат формирования социокультурной грамотности – развитие патриотических чувств. Чтобы любить свою Родину, по достоинству оценить её вклад в развитие мировой истории и культуры, необходимо иметь информацию об особенностях национальной культуры и истории.

Благодаря полному представлению о традициях, обычаях, языке своей и другой (не чужой) культуры и формируется целостное представление о мире, как одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга, и в тоже время объединённые общими стремлениями к миру, добру, счастью.

На данных таблицах представлены возможности формирования социокультурной компетенции учащихся .





Изучая английский язык мы узнаём и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство. Образ жизни. Так, при изучении английских пословиц мы сравниваем, как одна и та же мысль передаётся разными средствами в разных языках. И мы обязательно акцентируем внимание учащихся на такие моменты – народная мудрость, выраженная в пословицах интернациональна. Например, мы говорим по - русски ,,Красив тот, кто красиво поступает.'' И по – английски: ,, Handsome is handsome does. ''

А при изучении культуры англоговорящих стран и родной страны у учащихся появляется возможность познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, дать свою оценку, выразить своё отношение к многообразию культур и найти то общее, что объединяет все творческие тенденции мировой культуры.

При изучении литературы народов англоговорящих стран ученики узнают из произведений художественной литературы о жизни, традициях, образе жизни людей в этих странах, а также знакомятся с языковой культурой этих стран. При изучении речевого этикета ученики узнают, что англичане буквально на каждом шагу на улице, в общественном месте, дома можно услышать: ,,I am sorry.'' ,, Excuse me.'' ,, Thanks a lot.'' ,, I am glad to see you. '' ,, How kind of you.'' и т. д. Несомненно, что этот факт является примером для воспитания.

Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям относятся урок – спектакль (Welcome, welcome spring ) , урок – праздник (Easter in England and Russia) , урок - экскурсия (At the airport) и т. д. Этот вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся , развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей, а также воспитывает артистичность, интонацию в общении, умение работать коллективно, обучает работе с различными источниками знаний.

Всё, о чём говорилось выше, позволяет вовлечь учащихся в процесс познания добиваться результатов в таком процессе как формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. Вполне понятно, эта проблема многогранна и требует дальнейшего обучения и обсуждения. Литература: Починок Т. В. ,,Формирование социокультурной компетенции как основа межкультурного общения.'' Журнал ,,Иностранные языки в школе.''№7, 2007 год. Сафонова В. В. ,,Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизации.'', Воронеж. Истоки. 1996 год .Ключевые слова: Формирование социокультурной компетенции; возможности и средства формирования социокультурной компетенции;необходимость формирования социокультурной компетенции. Key words: necessity of forming of socialcultural competence of students; opportunities and means of forming of socialcultural competence.