Формирование социокультурной компетенции учащихся при изучении английского языка . Черепова Мария Ивановна (Cherepova Maria Ivanovna) , МКОУ ,,Советская средняя общеобразовательная школа №2 имени Героя Советского Союза Ивана Дмитриевича. '' , пос. Кшенский Советского района Курской области. Телефон – 89202606350.
Автор сообщает нам о формировании социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. Есть много средств и возможностей для формирования социокультурной компетенции учащихся. Это различные формы организации уроков английского языка (урок -экскурсия , урок-праздник, урок-спектакль и др.) и внеклассная работа.
The author tells us about the forming of the social- competence of students through the English lessons . There a lot of means and opportunities for the forming of social-cultural competence of students. These are different forms of the organization of the English lessons and outschool activities.
,,Tell me and I forget,
teach me and I remember,
involve me and I learn.''
(Скажите мне и я забуду,
научите меня и запомню,
вовлеките меня и выучу.) Реалии глобальной взаимозависимости и культурного разнообразия нашей планеты в ХХI веке определяют потребность в образовании и воспитании поколения с новым типом мышления, новым отношением к жизни; поколения, способного успешно самоопределится в условиях быстроменяющегося мира.
Эта проблема особенно актуальна для России, где за последнее время происходят колоссальные изменения как в политической, экономической, так и в социальной сфере. Постепенно, но необратимо происходит интеграция России в мировое сообщество. Проблемы, которые раньше считались местными, региональными, сегодня становятся глобальными, общечеловеческими, а их успешное решение возможно в том случае, если будут объединены усилия всех стран и народов. Поэтому наряду с формированием языковой компетенцией, я отвожу большую роль социокультурной компетенции. Английский язык, как язык международного общения, предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство. литература, спорт, образование, политика, глобальные проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдение прав человека, здоровый образ жизни и т. д. (т. е. все современные вопросы, касающиеся выживания человека и планеты.
Социокультурная компетенция позволяет видеть общее и индивидуальное в культуре других народов, осознать ценность каждой культуры в мировом поликультурном пространстве. Следует отметить и ещё один важный планируемый результат формирования социокультурной грамотности – развитие патриотических чувств. Чтобы любить свою Родину, по достоинству оценить её вклад в развитие мировой истории и культуры, необходимо иметь информацию об особенностях национальной культуры и истории.
Благодаря полному представлению о традициях, обычаях, языке своей и другой (не чужой) культуры и формируется целостное представление о мире, как одном большом доме, в котором живут разные народы, отличающиеся друг от друга, и в тоже время объединённые общими стремлениями к миру, добру, счастью.
На данных таблицах представлены возможности формирования социокультурной компетенции учащихся .
Изучая английский язык мы узнаём и сравниваем языковые явления, обычаи, традиции, искусство. Образ жизни. Так, при изучении английских пословиц мы сравниваем, как одна и та же мысль передаётся разными средствами в разных языках. И мы обязательно акцентируем внимание учащихся на такие моменты – народная мудрость, выраженная в пословицах интернациональна. Например, мы говорим по - русски ,,Красив тот, кто красиво поступает.'' И по – английски: ,, Handsome is handsome does. ''
А при изучении культуры англоговорящих стран и родной страны у учащихся появляется возможность познакомиться с творчеством известных музыкантов мира, дать свою оценку, выразить своё отношение к многообразию культур и найти то общее, что объединяет все творческие тенденции мировой культуры.
При изучении литературы народов англоговорящих стран ученики узнают из произведений художественной литературы о жизни, традициях, образе жизни людей в этих странах, а также знакомятся с языковой культурой этих стран. При изучении речевого этикета ученики узнают, что англичане буквально на каждом шагу на улице, в общественном месте, дома можно услышать: ,,I am sorry.'' ,, Excuse me.'' ,, Thanks a lot.'' ,, I am glad to see you. '' ,, How kind of you.'' и т. д. Несомненно, что этот факт является примером для воспитания.
Для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий. К таким занятиям относятся урок – спектакль (Welcome, welcome spring ) , урок – праздник (Easter in England and Russia) , урок - экскурсия (At the airport) и т. д. Этот вид работы активизирует мыслительную и речевую деятельность учащихся , развивает их интерес к литературе, служит лучшему усвоению культуры страны изучаемого языка, способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей, а также воспитывает артистичность, интонацию в общении, умение работать коллективно, обучает работе с различными источниками знаний.
Всё, о чём говорилось выше, позволяет вовлечь учащихся в процесс познания добиваться результатов в таком процессе как формирование социокультурной компетенции учащихся на уроках английского языка. Вполне понятно, эта проблема многогранна и требует дальнейшего обучения и обсуждения. Литература: Починок Т. В. ,,Формирование социокультурной компетенции как основа межкультурного общения.'' Журнал ,,Иностранные языки в школе.''№7, 2007 год. Сафонова В. В. ,,Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизации.'', Воронеж. Истоки. 1996 год .Ключевые слова: Формирование социокультурной компетенции; возможности и средства формирования социокультурной компетенции;необходимость формирования социокультурной компетенции. Key words: necessity of forming of socialcultural competence of students; opportunities and means of forming of socialcultural competence.