Просмотр содержимого документа
«Статья Формирование ценностных ориентиров студентов СПО»
Формирование ценностных ориентиров студентов СПО
В 2018 году президентом РФ подписан указ о разделении Министерства образования и науки на два отдельных ведомства. За учреждения среднего профессионального образования сегодня отвечает отдельная структура. В ее компетенцию входит обучение детей и взрослых, воспитание, опека и попечительство, социальная поддержка и защита обучающихся. В связи с этим, перед учреждениями СПО ставится задача воспитания и подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей.
При внимательном изучение ФГОС, мы видим, что окружение, среда, уклад жизни являются главным фактором социализации и воспитания, а также личностного развития обучающейся молодёжи.
Формирование нравственных ценностей студентов наиважнейшая задача, поставленная правительством РФ перед педагогическими работниками системы СПО.
Поставленная задача требует серьёзного осмысления в выборе средств и методов воспитательной работы со студентами. Современные методы в образовании, на занятиях и внеурочной деятельности - это не мода, а необходимость, позволяющая результативно решать воспитательные задачи.
Для разработки эффективных практик воспитательной работы педагогам следует принимать во внимание, что нравственность – это внутренняя потребность человека, не показуха, а желание соответствовать общественным нормам и правилам взаимоотношений между членами общества, родными и близкими людьми.
Основой и наиважнейшим фактором духовной культуры студентов является характер их отношения к окружающим, истории, к малой родине, а также – к самому себе, как к гражданину великой страны.
В.А. Сухомлинский считал, что процесс формирования нравственных качеств учащегося связан с развитием его убеждений.
Моральные качества студентов – это начало формирования ценностей, нравственных ориентиров.
Нравственные традиции и установки студентов формируются, как в течении внеурочных мероприятий, так и на уроках теоретического и практического обучения. При проведении учебных занятий по физики, по математическим дисциплинам, на разных этапах урока включаются задачи, относящиеся к приобретаемой профессии. На уроках истории, обществознания ведётся работа по составлению сокровищницы культурных традиций человечества. Системно используются активные приёмы обучения и на других занятиях и внеурочных мероприятиях.
Формирование ценностных ориентиров у студентов СПО будет эффективным только тогда, когда различные процесс формирования проходит во взаимодействии всех учебных дисциплин.
Многие известные педагоги и психологи сходятся во мнении, что в учебном заведении воспитывает всё: стены, традиции, отношения между участниками образовательного процесса, родителями. Благодаря этому происходит «эффект воспитания», когда воспитание нравственных ориентиров происходит как бы самостоятельно, но ощутимо.