СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья. "Формирование здорового образа жизни дошкольника."

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье повествуется об основных моментах, необходимых для разития здорового образа жизни дошкольника.

Просмотр содержимого документа
«Статья. "Формирование здорового образа жизни дошкольника."»

Формирование здорового образа жизни дошкольника Гальцова Светлана Владимировна


ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА

Для реализации всех возможностей, развития всех способностей человека необходимо здоровье. Здоровье каждого в его же руках. Современное общество предъявляет высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье – это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего. Здоровье – это богатство, которое нужно беречь и охранять.

Дошкольный возраст является одним из основных этапов, так сказать, фундаментом, в формировании развития физического и психического здоровья. Потому что именно в этот период интенсивно развиваются органы и функциональные системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. В настоящее время отмечается общее ухудшение состояния здоровья дошкольников на фоне экологического и социального неблагополучия. Большинство выпускников детских садов отправляются в школу недостаточно готовыми к обучению с точки зрения психофизического и социального здоровья. В последние годы сложилась тенденция по ухудшению здоровья дошкольников, она приняла устойчивый характер, что подтверждают результаты исследований. Проблема воспитания здорового поколения в последнее время приобретает очень большое значение. Ухудшение здоровья детей дошкольного возраста в России стало не только медицинской проблемой, но и серьезной педагогической проблемой.

Изучение проблем детского здоровья в наше время приобретает особую актуальность. В настоящее время сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных и приоритетных задач детского сада.

В вопросах оздоровления детей медики, педагоги, психологи, специалисты, родители должны идти рука об руку. Основная задача в этом – воспитание здорового образа жизни у детей, потребности быть здоровыми, беречь и укреплять здоровье, ценить его.

Оздоровление воспитанников может быть эффективным только если оно проводиться в сотрудничестве медицинских работников, педагогов, родителей.

В дошкольном возрасте закладываются основы здоровья, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Дошкольный возраст является приоритетным в воспитании у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

Необходимо выстроить такую пространственную среду, которая бы стимулировала познавательные интересы и поисково-практическую деятельность детей. Оздоровительный режим в дошкольном учреждении должен позволять заложить у детей основные навыки по воспитанию и формированию основ здорового образа жизни. Новая организация среды, активизация методов профилактики требует не только организационно-методического решения, но и изменения управленческих подходов в оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и соответствующего изменения его структуры.

Специалисты должны научить детей различать полезные вещи и вредные, делать выбор в пользу пользы. Воспитатели должны прививать детям с раннего возраста правильное отношение к своему здоровью, воспитывать чувство ответственности за него. Осуществление оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий в детском саду – это важнейшее направление в работе по оздоровлению детей. Обучение должно носить интегрированный характер.

Тема здоровья и здорового образа жизни должна проходить через все виды деятельности ребенка. У детей необходимо воспитывать мотивацию на здоровый образ жизни через понимание здоровья как ведущего показателя достижения жизненных успехов. Необходимо вести культурно-оздоровительную работу, обеспечивать поддержку и развитие физического статуса детей, становление показателей физического статуса здоровья.

Основные задачи формирования здорового образа жизни у дошкольников:

  1. Обеспечить психофизическое благополучие детей и формирование сознательного отношения к собственному здоровью, здоровью значимых близких, природных ресурсов родного края.

  2. Объединить усилия сотрудников детских садов и родителей для эффективной оздоровительной работы.

  3. Повысить функциональные и оздоровительные возможности организма детей за счет внедрения здоровьесберегающих технологий.

  4. Обогащать двигательный опыт детей и развивать психо-физические качества: быстроту, ловкость, гибкость, силу.

  5. Научить детей регулировать свое психическое состояние и уметь предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении.

  6. Обеспечить квалификационную диагностику состояния здоровья и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

К концептуальным основам формирования здорового образа жизни относятся:

*обеспечение непрерывного, адекватного развития способностей детей на фоне физического, психического и социального комфорта;

*создание предпосылок для успешной подготовки детей дошкольного возраста для дальнейшего обучения в школе.

Таким образом, актуальным является целесообразный подбор инновационных образовательных программ в соответствии с ФГОС, с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий, координации деятельности всех работников детского сада с целью разработки индивидуального маршрута воспитания, оздоровления с учетом здоровья воспитанников, индивидуальных способностей, интересов, перспектив и развития.

Формирование здорового образа жизни – это не только усвоение определенных знаний, но и стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях на улице и дома. Все, чему учатся наши дети, должно применяться и в реальной жизни.

Особое внимание должно уделяться системе обучения гигиеническим знаниям, формированию у них доступных знаний с учетом возрастных и индивидуальных особенностей восприятия ребенка.

Для детей 3 – 5 лет знакомство с правилами здорового образа жизни наиболее эффективно проводить через целенаправленную организацию их сенсомоторной игровой активности с включением возможных игр: тематические, дидактические, подвижные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации.

Для детей 5 – 7 лет наиболее эффективными технологиями являются такие, которые помимо сюжетных и театрализованных игр включают в себя реализацию комплексных педагогических воздействий, направленных на развитие у них умения самостоятельно выбирать способы решения.

Комплексное использование этих технологий обеспечивает наиболее успешное формирование навыков здорового образа жизни у детей разного возраста.