ФОРМИРОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
К.Г. Семёнова
Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького
Научный руководитель: Е. Г. Невоструева
Аннотация: Статья посвящена формированию семейных ценностей младших школьников в процессе внеурочных работы. Семья является первым институтом в стадии личностного развития школьника, поэтому школа должна способствовать развитию семейных ценностей. В работе рассмотрены формы проведения внеурочных мероприятий с целью формирования семейных ценностей, которые способствуют нравственному развитию обучающихся.
Ключевые слова: семейные ценности, начальная школа, внеурочная работа, семья.
Актуальность проблемы воспитания семейных ценностей обусловлена многообразием кризисных явлений в сфере семейных отношений в современном обществе. Представления людей о семье и браке постепенно утрачивают укорененность в традиционной, религиозной и нравственной основе этих институтов. Система общественного воспитания и образования стоит перед необходимостью восполнить недостаток формирования традиционных семейных ценностей у подрастающего поколения.
Основные требования к начальному общему образованию устанавливаются в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. В разделе «Общие положения» стандарта определены воспитательные направления для начального общего образования. Одно из направлений духовно-нравственного развития школьника – формирование семейных и социальных ценностей. Реализация этого направления духовно-нравственного развития должна дать возможность охарактеризовать выпускника, как: «уважающего и принимающего ценности семьи и общества» («портрет выпускника начальной школы») [1].
Младший школьный возраст является возрастом благоприятным в формировании ответственного гражданина, патриота и семьянина, способного самостоятельно строить свою жизнь в соответствии с интересами общества, государства и семьи. Размытость нравственных ориентиров, искаженность представлений о семейных ценностях в молодежной среде делают поставленную в нашем исследовании проблему формирования духовно-нравственных семейных ценностей у детей младшего школьного возраста актуальной в социально-педагогическом плане. [2].
Рассмотрим вопрос: «Как сформировать эти ценности?». Вопреки расхожему стереотипу, ценности не передаются от одного человека другому, от взрослого – ребенку. Ведь это не вещь и даже не информация! Все устроено несколько сложнее. Ребенок не является пассивным получателем ценностей, а также связанных с ними знаний, отношений, практического опыта. Он сам их вырабатывает в себе, координируя, соотнося, сверяя их с окружающими его людьми – как взрослыми, так и детьми, с которыми он вступает в коммуникацию. То есть действия других людей (в том числе родителей и педагогов) не могут привести напрямую к изменениям в ценностях ребенка. Однако действия других людей могут побудить ребёнка сверять свои формирующиеся ценности с ценностями других (в том числе родителей и педагогов). Но удается такое далеко не всем и не всегда! Не всякий человек из окружения ребенка может оказаться тем, с кем он будет сверять свое поведение, свои ценности.
Иными словами – когда ценностно-ориентированная коммуникация учителей и учеников станет действенной, и наши слова и поступки начнут оказывать влияние на школьников? Ответ на этот вопрос известен большинству работающих в школе специалистов: тогда, когда педагоги становятся для детей значимыми взрослыми – интересными, незаурядными, авторитетными. Этот ответ рождает новый вопрос. А когда педагоги становятся для детей такими значимыми взрослыми? [3].
Самым распространенным сегодня способом участия родителей в организации школьных дел является помощь педагогам в организации интересных и полезных экскурсий в классах, где учатся их дети, а также участие в таких экскурсиях вместе с детьми.
В заключении хотеться сказать во время проведения внеурочной деятельности с детьми чрезвычайно важна доверительная и доброжелательная атмосфера, уверенность детей в том, что они могут высказать без опасения свое личное мнение, и в том, что их услышат. Кроме того, педагогу важно воздерживаться от оценочных суждений в отношении мнений ребят, воздерживаться от навязывания школьникам своей позиции. Однако и скрывать свою точку зрения ему также не стоит – это уже другая крайность. Свою точку зрения по обсуждаемым вопросам педагог может высказать наравне с другими участниками разговора. Ведь только в свободном обмене мнениями у школьника начинают формироваться его собственные ценности.
Такого рода формы работы могут стать отправной точкой для дальнейших разговоров с детьми, направленных на формирование у них семейных ценностей.
Список источников и литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Утвержден приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от «31» мая 2021 г. № 286. - 2021. – 40 с.
Погорелов С. Т. Формирование духовно-нравственных семейных ценностей у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / Погорелов С. Т. [Текст] // научно-методическое издание. — Екатеринбург: 2019. — /http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11406/2/10matveev.pdf
Степанов, П. В., Степанова, И. В. Психолого-педагогические рекомендации по организации и проведению курса внеурочной деятельности «разговоры о важном» / П. В. Степанов, И. В. Степанова // серия из 12 научно-методических изданий. — Москва: министерство просвещения российской федерации ФГБНУ «институт стратегии развития образования РАО», 2022. —https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/5_Формирование-у-обучающихся-ценности-семьи-в-курсе-внеурочной-деятельности-РоВ.pdf