СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Формула правил по русскому языку"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учащихся  с ОВЗ целесообразнее давать материал в виде схем, таблиц, "формул" правил

Просмотр содержимого документа
«Статья "Формула правил по русскому языку"»

Формула правила из орфографии на уроках русского языка

Усвоение орфографических правил всегда является главной проблемой изучения русского языка. У каждого учителя немало разных приемов, помогающих лучше объяснять орфографические правила. В моем арсенале тоже такие есть.

Вместе с учащимися создаем «формулы» (алгоритмы) правописания. От уровня подготовки класса зависит выбор задания:предлагаются они в готовом виде или создаются самостоятельно. В начале учебного года на доске цветным мелом с помощью фронтальной беседы создаю обучающую формулу. По ней ученики воспроизводят правило. В дальнейшем предлагаю по параграфу самостоятельно составить и рассказать у доски. Вызываю 3-4 человека (проблема оценивания решается), на доске каждый предлагает свой вариант. Слабые ученики могут ответить по уже готовой формуле. На следующем уроке слабый ученик представляет свой вариант, с помощью ученика-консультанта отвечает и исправляет ошибки.(2 ученика получают оценку). Что берется за основу при создании формулы?
В русском языке существует много различных написаний, где не требуется знать всё орфографическое правило, достаточно знание какого - то одного или двух условий из него, чтобы решить, какую букву следует написать. Приведу пример «ь после шипящих».

Для правильного написания Ь после шипящих в слове достаточно знать, какой частью речи это слово является. Запись может быть такой:



Ь после шипящих В - глаголах, наречиях (ВСЕГДА!)

(исключ,: уж, замуж, невтерпеж)

- прилагательных- НИКОГДА!

- существительных - подумать! (ед.ч, ж.р.)



Вариантов записей множество. Ученики используют стрелки, кружки, овалы и т. д.

С помощью таких записей можно упростить запоминание других орфографических правил.

В Интернете есть готовое, но результат достигается только тогда, когда ученик сам обдумывает правило, составляет формулу (схему, таблицу, алгоритм). Названий много, а суть одна: элементы орфографической системы проще усваиваются в сознании учащихся при подключении мнемонических приемов (ключевые, опорные слова: всегда, никогда, подмать).Кроме того,уменьшение информации из учебника, объяснений учителя способствуют лучшему результату в повышении грамотности и изменению отношения учащихся к «скучным» урокам русского языка. Практика показала, что если систематически использовать этот прием при изучении нового, повторении, закреплении,то уроки становятся более интересными и качественными. Когда вводится игровой момент «У кого лучше?», «Кто первый ответит?», учитель имеет возможность ставить несколько оценок. Весь класс вовлечен в учебный процесс. Индивидуальный подход к каждому, мотивация на хорошую оценку, стремление о сложном говорить просто и понятно – всё это создает деловую атмосферу даже в самом слабом классе, помогает решить вопрос с дисциплиной и накопляемостью оценок. При работе с формулой орфографического правила раскрываются способности ученика к творческому подходу. Самооценивание результатов своего труда и оценивание одноклассников тоже положительно влияет на усвоение правил русского языка.