Нестандартные формы повышения интереса на уроках иностранного языка
Каждый учитель не раз задумывался о том, как сделать свои уроки по-настоящему увлекательными и интересными для учеников. Рассматривая варианты решения данной проблемы, важно не забыть о развитии креативности, творчества и мыслительной активности учащихся. Как известно, мотивация в изучении языка уменьшается с каждым годом. Вспомните, например, детей из начальных классов: с каким желанием они начинают учить язык, сколько заинтересованности в их глазах, сколько вопросов они задают. И с годами их всё сложнее и сложнее удивить, и глаза уже не так горят, изучая новые лексические единицы. Простое заучивание грамматики и лексики не только неэффективно, но и полностью убивает желание учиться и изучать язык.
Чтобы найти способы решения данной проблемы, я предлагаю включить воображение, представить себя ребёнком и ответить на пару вопросов:
1. Как ты лучше запоминаешь и понимаешь информацию (например, аудио/картинки или видео)?
2. Какая деятельность тебе нравится больше всего? (беседа/ праздник/ экскурсия/ дебаты/ соревнования и т.д.)?
3. Какие уроки тебе нравятся? Почему?
Проанализируйте свои ответы. Я думаю, Вам, как и многим ученикам, не нравятся скучные и нудные уроки. Для разнообразия таких занятий есть множество форм, средств и приёмов работы на уроке. Но я бы хотела остановиться на нестандартных (нетрадиционных) формах урока. Нестандартными уроками обычно называют итоговые заключительные уроки по теме, которые проводятся в форме игры, квеста, КВН, концерта, конференции, экскурсии и т.д.
Многие учителя активно используют такие формы в своей деятельности. Но важно не только выбрать форму урока, но и эффективно применить её для достижения цели урока и успешного овладения учащимися языком, а также стоит учитывать возрастные особенности, интересы и языковую подготовку учащихся. И, по моему мнению, такие уроки более целесообразно проводить при повторении или завершении темы, так как учащиеся имеют необходимый словарный запас, навыки аудирования, чтения и говорения, знания ранее пройденных грамматических структур.
Анализ педагогической литературы позволил выделить десятки типов нестандартных уроков. Их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий. Наиболее распространенными типами нестандартных уроков являются:
Уроки «погружения»
Уроки - деловые игры
Уроки-пресс-конференции
Уроки-соревнования
Уроки типа КВН
Театрализованные уроки
Компьютерные уроки
Уроки с групповыми формами работы
Уроки творчества
Уроки-аукционы
Уроки, которые ведут учащиеся
Уроки-зачеты
Уроки-конкурсы
Уроки-обобщения
Уроки-фантазии
Уроки-игры
Уроки - «суды»
Уроки-концерты
Уроки-диалоги
Уроки - ролевые игры
Уроки-конференции
Интегрированные уроки
Уроки-семинары
Межпредметные уроки
Уроки-экскурсии
Уроки-игры «Поле чудес»
Преимущество этих уроков состоит в том, что на них ребята видят результаты своей работы по теме, они могут показать свои умения и навыки во всех видах речевой деятельности. Ученикам нравятся нестандартные формы уроков и, как правило, работают они активно и с большим интересом. Их привлекают интересная неожиданная форма урока и атмосфера общения. На таких уроках дети, как правило, не боятся говорить на иностранном языке и чувствуют себя раскованно. Подобные уроки оказывают на детей сильное эмоциональное воздействие, повышают мотивацию обучения и активизируют работу всех учащихся, даже самых слабых. К преимуществам уроков такого рода можно отнести и то, что подобные уроки позволяют осуществлять более глубокий контроль знаний учащихся.
Проведение от одного до нескольких уроков в год в той или иной языковой группе учащихся при соблюдении жанрового разнообразия, чёткой структурной продуманности, вдохновение детей на ту или иную идею, совместную подготовку чудесного праздника – всё это станет несомненным залогом вашего успеха в методике и практике проведения нестандартных уроков.
Использованная литература
1. Е.Л. Базаркина. Английский язык.5-11 классы: нестандартные уроки .-Волгоград: Учитель, 2005. 2. Е.В.Дзюина. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке: 1-4 классы.- Москва :ВАКО, 2006.
3. Л.А.Кокорина, Н.Б.Кудаева. Проблема мотивации и творчества на уроках иностранного языка в условиях информатизации образования. – Армавир, 2004.
4.Л.А.Кокорина. Творчество педагога на уроках английского языка. - Армавир. 2006.
5. Л.В.Васильева. Предметные недели в школе. Английский язык.- Волгоград: Учитель, 2004.