Формы включения родителей в образовательное пространство школы
Максимова Марина Михайловна,
учитель высшей квалификационной категории
МАОУ Гимназия №1
г. Балаково Саратовской обл.
Наилучшие взаимоотношения с родителями складываются обычно тогда, когда родители понимают значимость школьных мероприятий, поддерживают своего ребенка, стремятся быть помощниками учителя, заинтересованы в том, чтобы пребывание в школе было увлекательным, ребенок чувствовал себя комфортно, ему не приходилось скучать. Классный коллектив- это ученики, учителя и родители. Как хорошо иметь группу родителей, которые настроены помогать учителю в воспитании учащихся, проводить любые мероприятия. Здесь, в стенах школы, родители и дети могут получить опыт публичных выступлений, который редко где еще можно приобрести. В гимназии приветствуется такая позиция родителей, они поощряются благодарственными письмами и грамотами, которые ежегодно вручаются самым активным родителям в жизни гимназии на итоговом торжественном собрании в конце учебного года директором гимназии.
В каждом классе родители участвуют в проведении внеклассных мероприятий. Именно, с мероприятий в классе начинается приобщение родителей к жизни гимназии. Проведение мероприятий родителями способствует сплочению классного коллектива.
Участие в образовательном пространстве школы помогает увидеть проблемы изнутри. Такие родители не осуждают учителей, не ругают школу, а гордятся учебным заведением, где учится их ребенок, дают положительные отзывы в адрес учителей. Многие родители окунаются в атмосферу школьной жизни. Жизни, наполненной своими правилами и сложившимися традициями гимназии, такими добрыми и мудрыми, оберегаемыми коллективом, передающимся от одного поколения учащихся к другому.
Для каких-то мам семья становится совсем большой – в нее входят 25-27 мальчишек и девчонок из класса своего ребенка. И у семей конечно же появляются новые маленькие традиции, приумноженные традициями гимназии.
Перед новогодними каникулами родители учеников 2-го класса провели на параллель спортивный праздник, посвященный Дню спасателя. Прекрасная подготовка, увлекательные конкурсы, самый разнообразный инвентарь. Мероприятие объединило, сплотило, подарило много положительных эмоций.
В декабре отмечали День инвалида. Одно из направлений образовательного процесса - инклюзивное образование. Наша гимназия работает с детьми -инвалидами. Они приглашаются на все мероприятия, проводимые в классах, в гимназии. Урок Добра "Ярмарка русских матрешек" во 2-х классах вел учитель, но в подготовке участвовали родители. Репетиции в течение 2-х недель, сувениры - блокноты "Матрешка" в подарок детям - инвалидам, сделанные руками родителей, которые всем очень понравились, оформление: яркая матрешка - образец на ватмане на доске, матрешки на ватманах с деталями для аппликации для работы в командах.. Какое мероприятие без музыки, песен и танца? Подготовили номера родители класса. Сколько слов благодарности было услышано от родителей детей, находящихся на домашнем или дистанционном обучении.
На первом родительском собрании родители первоклассников знакомятся с традиционными мероприятиями гимназии, с первым праздником - День гимназиста. Учитель рассказывает о проведении данного мероприятия. Рамки праздника всегда остаются традиционными: тематические выступления классных коллективов, напутствие директора, вручение визиток гимназистам. В проведении дня гимназиста нет одинакового сценария, каждый год он проходит под новым девизом.
На собрании выбирается творческая группа родителей.
Самая многочисленная группа "Мозговой штурм". Ее задача - выдвинуть идеи, найти материал, определить что и как будет построено в процессе проведения мероприятия. А сколько было идей за годы, которые проработаны в гимназии? То в руках фонарики, то живой кролик из портфеля, то сердечки в ладошках и т.д. и т.п. Каждое выступление - что-то новое и необычное, своя изюминка.
Команда "Палитра" отвечает за костюмы и оформление.
Группа "Нотка" помогает в отборе музыки, разучивает с детьми песни, готовит музыкальное сопровождение.
Самая малочисленная группа "Тодес". Подготовка танцевальных номеров. Есть фоторепортеры и корреспонденты. Они отвечают за страничку класса на сайте гимназии.
Безусловно, не удается вовлечь всех родителей. Над этим идет работа на протяжении 4-х лет обучения.
У каждого Дня гимназиста определена тема в соответствии с целями и задачами воспитательной работы гимназии, ученики рассуждают на заданную тему:
"Вот наше время, вот наш стиль"2017 (раскрывали какие мы в наше время), "Портрет гимназиста" 2016 (отличие гимназиста от учеников других школ, показать портрет отличных учеников: неутомимых, увлеченных, стремящихся к совершенству),
"Формула успеха" 2012 (значимость слова "гимназия", "гимназист"), "Позитив - наш новый хит" 2013 к юбилею гимназии( передали свое отношение (любовь и уважение) к учебному заведению, коллективу), "Противоположности и контрасты" 2014 (белое-черное, на этом держится мир, не постигнем одного, не поймем другого),
"Мы гордимся, что мы россияне" 2012 (воспитание патриотизма),
"Классика и современность" 2010 (идет время, многое меняется, но есть что-то незыблемое) .
Выступление на сцене - ключевой момент. Данное мероприятие как проект проходит через несколько этапов.
Например, тема "Формула успеха" предусматривала создание каждым классным коллективом азбуки или словаря "Успешный гимназист", где на каждую букву алфавита придумывались/подбирались слова, характеризующие гимназиста. Между детьми распределялось кто на какую букву делает страничку в словарь. Без помощи родителей такой альбом не был бы представлен.
А при подготовке ко Дню гимназиста по теме "Портрет гимназиста" была организована фотовыставка самых лучших гимназистов с описанием их активной деятельности в жизни гимназии в стихах и прозе.
Тема "Формула успеха" - фотовыставка "Самый позитивный класс".
Стенды помогли оформить родители учеников.
Родители вместе с учителем работают над созданием сценария:
подбирают материал, пишут сценарий, обговаривают подобранный материал, продумывают до мелочи выступление всего класса и участие в нем каждого ученика. Репетируют с группами учеников и с классом в целом. Иногда учителю отводится роль - поддержания дисциплины, а родители полностью увлечены творчеством - они режиссеры и постановщики. Родителям приходится подстраиваться под расписание репетиций в актовом зале в соответствии с записью, обязательно быть на генеральной репетиции с микрофонами, чтобы в случае каких-то погрешностей, доработать их потом в классе. Как правило, родители готовят музыкальное сопровождение, фонограмму и записывают в гимназии у педагога дополнительного образования. Выход на сцену очень волнителен. Не ударить в грязь лицом. Не быть хуже других классов. Родители суетятся, выстраивают детей, подсказывают, следят за атрибутами, танцуют в конце зала вместе с детьми. 5-15 минут на сцене, но сколько переживаний! Это мероприятие всегда находит свое продолжение в классе. День гимназиста для детей и родителей словно день рождения коллектива.
Родители выступают на сцене вместе с детьми, они передают свое отношение к школе: любовь, уважение, сплочение. Не это ли патриотическое воспитание?
В жизни всегда есть место празднику. Праздник – это не дата, а состояние души. Праздник может наступить и в будни, если на душе светло и радостно. У такого праздника в гимназии есть свое название - Фестиваль семейного творчества. Он стал любимым праздником детей и взрослых. Такая добрая атмосфера царит в этот день – можно даже сказать, что это праздник связи всех поколений: к нему подключается и старшее поколение – бабушки и дедушки - ведь родители делают одно общее интересное семейное творческое дело: создают семейную фотографию, делятся рецептами кулинарных шедевров, показывают свое мастерство и творчество.
В гимназии традиционным является Фестиваль семейного творчества. Ранее проводился ежегодно весной, а сейчас в 2 года - раз. Этот конкурс представляет собой 2 направления: очное и заочное. Ведущие - семья: мама и дочка или сынок.
В 6 Фестивале (весной 2016 года) -в заочных конкурсах родители с детьми могли принять участие в конкурсе "Весенний букет", "Герб моей семьи", в очном направлении: музыкальный, танцевальный, оригинальный жанр.
В 5 Фестивале были заочные конкурсы: фотоконкурс "Моя семья", "Кулинарный конкурс", творческий конкурс "Подарок к юбилею" , очные конкурсы: музыкальный, танцевальный, оригинальный жанр.
Здесь раскрываются таланты родителей. Концерты доставляют истинное удовольствие. Все фестивали красочны, четко продумана идея: маленькие пчелки – символ дружбы и согласия в семье, грамоты с изображением подсолнуха – символа оптимизма и благодарности, ощущается дух силы единого коллектива.
Мы гордимся тем, что у наших детей такие родители. Надо отдать должное родителям 1-4 -х классов, ни один класс не остался в стороне. 100% - участия. Бывают ситуации, что в очном конкурсе участвуют по 2 семьи от класса. Родители рады видеть своих талантливых детей на сцене гимназии.
Итог -награждение дипломами, грамотами и подарками, поощрение всех участников.