СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Геном культуры"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье говорится о создании шедевров, в которых композиторы соединяют разные ветви и национальные черты музыкальных культур. Это своеобразный новый геном музыки, и в нем заключены основные направления ее развития.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Геном культуры"»

Стиль «ориенталь»

Русские композиторы очень увлеченно работали с восточной стилистикой. В конце XIX столетия этот интерес возрос в связи с тем, что Российская Империя начала быстро расширяться на Восток. Связи со странами Средней Азии стали более тесными, и это способствовало взаимообогащению двух культур.

Очень большое значение для становления и развития стиля «ориенталь» в музыке сыграл исторический факт присоединения к Российской Империи стран Средней Азии. Интерес к культуре дотоле закрытых для посещения немусульманами стран в русском обществе был необычайно велик. Поэтому, неслучайны в музыке того времени восточные мотивы. Под обаяние Востока попадали композиторы и поэты в то время и позже.

Геном культуры

Мы живем в очень сложном, но интересном мире. Еще недавно человечество рвалось ввысь от земли, как – будто только там, далеко в неведомом мире, еще есть «белые» пятна, а здесь, на земле, интересного стало маловато. А сейчас вдруг оказалось, что о себе мы знаем ничтожно мало. И как из рукава неведомого фокусника стали возникать поражающие воображения открытия.

Группа ученых долго работала и создала геном человека. То есть вся генетическая память человечества воссоздана в длиннющих формулах. Японские же генетики все эти молекулярные построения положили на музыку. И вот сейчас можно прослушать звучаие организма. Конечно, еще не понятно, почему «музыка» одного человека звучит согласованно и слаженно, а другого диссонирует, но, кто знает, может, в будущем, прослушав такую песню, врач будет ставить диагноз и прописывать пилюли?

А что же в музыке? То, что породила композиторская школа России и затем СССР, по – своему способствовало интеграции двух прокультур…Джаз и рок – культура тоже возникли не на пустом месте. Действительно, и в первом случае и во втором на разнообразие четко выверенных ритмов легла гибкая структура мелодизма.

Композиторы все чаще создают шедевры, в которых соединяются разные ветви и национальные черты музыкальных культур. Не исключено, что это своеобразный новый геном музыки, и в нем заключены основные направления ее развития.



Перекресток двух дорог

Известно, что у нас особая историческая миссия – соединять два мира, два полноводных культурных течения, два мировоззрения, не подавляя одно другим, а объединяя и развивая их. Ведь только с уважительного отношения представителей двух культур (русской и восточной) может начаться взаимопонимание.

Наша Родина – это перекресток двух дорог. И так хочется, чтобы на этом Перекрестке жилось уютно и нам, и нашим детям, и нашим внукам, и внукам наших внуков!

Два мира – две музыкальные культуры

В силу исторических обстоятельств только в России есть опыт не поглощения одного этноса другим, а взаимообогащения двух культур, двух миров. Именно Россия, являясь естественным перекрестком многих караванных дорог, сумела впитать в себя черты двух полноводных культурных рек и на сплаве их создать свою особенную богатую культуру. Мы находимся на перекрестке двух дорог и давно уже срослись корнями. Нам надо хорошо знать, кто мы и откуда пришли, где наши истоки, ибо лишь в этом случае сможем по – настоящему понять, какие задачи это накладывает на нас.

Какие же различия таят в своей основе две музыкальные культуры – Восточная и Западная?

1.Ритм. На Западе в основном, двудольный, играет организующую мелодику роль. На Востоке он несет главенствующую нагрузку, является основополагающим, формообразующим началом музыки. Опирается на разветвленную систему «усулей», иногда выступает отдельно от мелодии.

2. Мелодика. В Западной музыкальной культуре является главенствующей. Стройная выверенная структура мелодии обычно поступенна в своей динамике, волнообразна, с точно обозначенными фразами, подводящими к общей кульминации произведения. Удивительная по красоте и динамизму мелодия вычерчена прямыми, устремленными ввысь линиями, пересекающимися волнообразной бесконечностью.

На Востоке сама структура мелодии стелящаяся, клубящаяся, слегка размытая, словно вечно текущий песок пустыни или обдуваемая ветерком степная трава.

3. Характеристика звучания. Западноевропейское направление: рожденный в голосовых связках звук. Певец Запада направляет вверх к переносице – тон звука чист, прозрачен по природе, словно морская глубина. Певец Востока часто поет как бы нижней частью голосового аппарата, используя приемы «горлового» пения. Звук получается густым, непрозрачным, словно мутные воды азиатских рек с медленной, пульсирующей, очень крупной вибрацией. Певец как бы раскачивает границы звучания.

4. Ладотональный строй. Стройные лады западноевропейской музыки имеют 7 основных ступеней, восточная ладовая система имеет более 12 полутоновых ступеней, причем есть почти четвертьтоновые интонации, которые не прописываются, а только слышны во время исполнения.

5. Фразировка. В западноевропейской музыке концы фраз с «мужским» или «женским» окончаниями нередко имеют закругленную форму, дименуэндную. В восточной музыке фразы часто оканчиваются на крещендо и акцент.

6. Фактура музыкальной ткани. Западноевропейская музыка многоголосна, полифонична. Истоки ее – древние храмовые распевы, гимны, литургический речитатив. Восточная музыка одноголосна, даже аккомпанемент очень неброский, монофункциональный.