СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья «Идентификация биологически важных соединений на примере продуктов питания»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научиться определять наличие основных классов биологически важных органических соединений (белков, жиров, углеводов, витаминов) в пищевых продуктах по информации на этикетке. Проанализировать пищевую ценность продукта и сделать вывод о его пользе для организма.

Просмотр содержимого документа
«Статья «Идентификация биологически важных соединений на примере продуктов питания»»

Статья «Идентификация биологически важных соединений на примере продуктов питания»

Цель работы: Научиться определять наличие основных классов биологически важных органических соединений (белков, жиров, углеводов, витаминов) в пищевых продуктах по информации на этикетке. Проанализировать пищевую ценность продукта и сделать вывод о его пользе для организма.

Оборудование: Упаковки от различных пищевых продуктов (йогурт, сок, колбаса, печенье, крупа, шоколадный батончик и т.д.), ручка, тетрадь для записей.

Теоретическая часть (кратко):
Биологически важные соединения — это вещества, необходимые для построения структур организма и обеспечения его энергией.

  1. Углеводы: Главный источник энергии. Делятся на простые (сахара: глюкоза, фруктоза, сахароза) и сложные (крахмал, клетчатка).

  2. Белки (Протеины): Строительный материал для клеток, ферментов, гормонов. Состоят из аминокислот.

  3. Жиры (Липиды): Источник энергии, компонент клеточных мембран, источник жирорастворимых витаминов. Делятся на насыщенные (часто животного происхождения) и ненасыщенные (растительные масла, рыбий жир).

  4. Витамины и минеральные вещества: Регуляторы обменных процессов. Необходимы в небольших количествах.

Ход работы:

Шаг 1: Выбор и описание продукта

Выберите любой пищевой продукт. Запишите:

  • Название продукта:

  • Производитель:

  • Масса нетто:

Шаг 2: Анализ таблицы пищевой ценности (пищевой ценности)

Найдите на упаковке таблицу с надписью «Пищевая ценность на 100 г продукта». Скопируйте и проанализируйте данные.

Показатель

Количество в 100 г

Ваши комментарии и выводы

Белки


Например: "Содержание высокое, продукт является хорошим источником протеина"

Жиры


Укажите, из каких жиров состоит продукт (если есть информация). Например: "Содержит насыщенные жиры"

Углеводы


Из чего состоят? Укажите количество сахаров (простые углеводы).

Пищевые волокна


(Клетчатка, сложный углевод)

Энергетическая ценность (в кДж/ккал)


Рассчитайте, сколько энергии вы получите от всей упаковки.

Вопросы для размышления:

  • Является ли продукт высококалорийным?

  • Что является основным источником энергии: белки, жиры или углеводы?

Шаг 3: Анализ состава продукта

Найдите раздел «Состав». Ингредиенты перечислены в порядке убывания их массы в продукте. То, чего больше всего, стоит на первом месте.

Задача: Выпишите все компоненты и классифицируйте их по известным вам группам.

Пример заполнения таблицы:

Компонент из состава

К какому классу соединений относится?

Биологическая роль / Примечание

Мука пшеничная

Сложный углевод (крахмал), растительный белок

Источник энергии и клетчатки

Сахар

Простой углевод (сахароза)

Быстрый источник энергии

Пальмовое масло

Жир (насыщенный)

Источник энергии, но его избыток вреден

Соль

Минеральное вещество (NaCl)

Регуляция водно-солевого баланса

Эмульгатор (лецитин)

Добавка (часто получают из сои или подсолнечника)

Стабилизирует смесь несмешивающихся веществ (например, воды и масла)

Ароматизатор

Добавка

Придает вкус и аромат

Витамин C (аскорбиновая кислота)

Витамин

Антиоксидант, важен для иммунитета

Вопросы для размышления:

  • Какие ингредиенты являются основными (стоят в начале списка)?

  • Много ли в продукте добавок (консервантов, красителей, ароматизаторов, усилителей вкуса) с индексом «Е»? Что они означают? (Можно воспользоваться справочником или приложением для расшифровки «Е»).

  • Обогащен ли продукт витаминами или минералами? (Например, йод в соли, витамины в йогурте или хлопьях).

Шаг 4: Сравнительный анализ (дополнительное задание)

Сравните два однотипных продукта от разных производителей (например, два йогурта, два вида печенья).

  • В каком из них больше белка?

  • В каком меньше сахара?

  • Чей состав «чище» (меньше искусственных добавок)?

Шаг 5: Выводы и заключение

На основе проведенного анализа сформулируйте выводы. Ответьте на вопросы:

  1. Какие биологически важные соединения преобладают в данном продукте?

  2. Какую пищевую и энергетическую ценность он имеет?

  3. Насколько полезным можно считать этот продукт для регулярного употребления? Аргументируйте свой ответ, опираясь на данные с этикетки.

  4. Какие дополнительные компоненты (добавки, витамины) в нем содержатся и какую роль они играют?

Пример разбора этикетки: Йогурт фруктовый

  1. Название: «Ягодный микс»

  2. Пищевая ценность на 100 г:

    • Белки: 3.2 г

    • Жиры: 2.5 г

    • Углеводы: 14.0 г (из них сахара: 12.0 г!)

    • Энергетическая ценность: 90 ккал

  3. Состав: нормализованное молоко, сахар, клубника, загуститель E1442, ароматизатор идентичный натуральному «клубника», йогуртовая закваска, краситель кармин (E120).

Вывод по примеру:
Данный йогурт является источником белка и кальция (из молока), однако содержит очень высокое количество добавленного сахара (12 г на 100 г, что составляет почти 3 кусочка рафинада на маленькую баночку). Основным источником энергии являются простые углеводы. Продукт содержит загуститель и искусственный ароматизатор, что указывает на его невысокую натуральность. Продукт можно употреблять изредка как десерт, но для ежедневного рациона предпочтительнее выбрать натуральный йогурт без сахара и добавок.