СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Игровые технологии в экологическом воспитании детей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем.Речь пойдет об игровых технологиях, ставших неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает пребывание в детском саду более интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Игровые технологии в экологическом воспитании детей"»

Статья на тему:

«Игровые технологии в экологическом воспитании детей»


Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.


Макаренко А. С., советский педагог и писатель


Мир природы загадочен и таинствен. Именно поэтому он так притягателен для дошкольников. Но маленький ребенок не всегда поступает правильно по отношению к природе, действуя по большей части как потребитель. Он топчет цветы, не зная их ценности, он губит насекомых ради интереса, он ломает ветви деревьев, не подозревая, насколько важно нам, взрослым, сохранить природу нашей планеты для будущих поколений. Ребенок не знает и не ценит природу так, как бережем ее мы. Поэтому задача взрослых – поведать ребенку о природе, об ее уникальности и ценности для развития человека. Важнейший аспект в решении вопроса сохранения природных ресурсов Земли – экологическое воспитание всего населения, которое берет свое начало именно в дошкольный период.

Экологическое образование официально признано сегодня одним из приоритетных направлений совершенствования деятельности образовательных систем. ФГОС определяет его как непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;

  • бережного отношения к природе;

  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;

  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;

  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;

  • положительных эстетических ощущений от любования природой;

  • умений познавать особенности окружающего мира.

Вопросы осуществления экологического воспитания именно в дошкольном образовательном учреждении особенно важны. Ведь как раз в возрасте 3-5 лет закладываются основы мироощущения. Познание ребенком мира природы является важным фактором образовательного процесса.   

ФГОС определяет следующие виды деятельности для реализации экологического воспитания в ДОУ:

  • наблюдения;

  • опыты;

  • исследования;

  • труд;

  • художественно-эстетическая практика;

  • знакомство с природоведческой литературой;

  • физкультурно – оздоровительные занятия;

  • игры.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, остановимся на ней более подробно.

Речь пойдет об игровых технологиях, ставших неотъемлемой частью современных образовательных тенденций. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает пребывание в детском саду более интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков.

Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Используя все многообразие игр, мы формируем первоначальные системы ценностных ориентаций, восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы; развиваем способности детей к познанию мира природы; формируем навыки рационального природопользования в повседневной жизни, обучаем элементарным нормам поведения в природе, воспитываем в целом гуманное отношение к живым организмам.

Рассмотрим некоторые из них. Простые дидактические игры: «Кто где живёт?», «Домашние и дикие животные», «Что растет в саду?»  и др., способствуют развивают внимания, сообразительности, тренируют быстроту реакции, связную речь и формируют экологические знания и культуру.

Использование в работе игр – предложений («Чтобы ты сделал, если увидел сломанную веточку…», «Цветы засыхают, потому, что…», «Птицы могут летать, потому что…» и т.д.) активизируют мышление, логику, развивают экологические знания и воспитывают экологическую культуру поведения в природе.

Игры – загадки завоевали свою популярность очень давно. В их основе лежит проверка знаний, находчивости. Экологические загадки для детей расширяют кругозор, в игровой форме знакомят с окружающим миром, элементарными явлениями природы, прививают любовь и уважение к животным и растениям, а также систематизируют экологические знания. Их можно использовать практически в любое время: в конце занятия, закрепляя полученные знания, на прогулке. Экологические загадки используются практически на всех экологических праздниках в детском саду. Бесспорно, такие загадки должны соответствовать возрасту детей. Для дошкольников загадки чаще ориентированы на их неглубокие знания о природе и животных. Как правило, загадки для дошкольников предлагаются в стихотворной форме.

Игры – беседы активизируют эмоциональные и мыслительные процессы детей.   В основе их лежит общение, заинтересованность, доброжелательность. Побеседовать можно на такие темы: «Что такое природа», «Почему светит солнце» и др.

Существует великое множество экологических подвижных игр: «Умный птицелов», «Голодный зверь»,  «Беги к дереву», «Собери урожай» и др., способствуют эмоциональному восприятию природы, воспитанию экологической культуры в занимательной форме.

Сюжетно-ролевые игры экологического содержания в зависимости от игровой ситуации воспитывают любовь и гуманное отношение к животным, формируют бережное отношение к растениям, учат последовательности ухода за растениями, закрепляют нормы поведения в природе, что способствует развитию у ребенка экологической этики.

Театрализованная деятельность – одна из активных форм экологического образования и воспитания детей. Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений. Образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Как правило, игры — драматизации и театрализованные игры проводятся с дошкольниками на основе литературных произведений, таких как: «Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Теремок» и др.

Предметные игры с использованием природного материала (песок, каштаны, желуди, листья, шишки, камни, снег, вода и т.др.) имеют особое значение в экологическом воспитании ребенка - дошкольника. Посредством таких игр дети познают свойства и качества материалов, развивают наблюдательность и интерес к природе, совершенствуют свой чувственный опыт.

Таким образом, систематическое использование в практике экологического воспитания игровых технологий позволяет ребенку познать окружающий его мир, овладеть духовными ценностями.

Следует учесть тот факт, что само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

Наша задача донести до детей, что человек - часть природы: он не может жить вне нее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем сохранить самое удивительное ее творение – жизнь на земле.

Список использованной литературы:

1. Николаева С.Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников: пособие для спец. по дощк. воспитанию / С.Н. Николаева. - М.:, 1998. - 43 с.

2. Николаева С.Н. Актуальность экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - Ниж. Новгород: Академия развития, 1991. - 56 с.

3.  Бондаренко А.К. Словесные дидактические игры / А.К.Бондаренко. - М.: Наука, 1984. - 86 с.