Индивидуальная коррекционно-развивающая работа
с обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
В последнее время очень остро обсуждается вопрос о реализации индивидуального образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях спецшколы. Работая с данной категорией детей, понимаешь, что необходимость индивидуального подхода при их обучении и воспитании очень велика. Своеобразие психического развития умственно отсталого ребенка (замкнутость, обидчивость, вспышки возбуждения, дурные привычки и т.д.) требует от педагогов, работающих с ними, углубленных знаний по специальной психологии, азов детской психиатрии (т.к., чтобы обучать и воспитывать ребенка, педагоги должны знать, каковы последствия той или иной болезни). Иначе говоря, педагоги в специализированных школах думают о том, как перенесшего болезнь ребенка воспитать, обучить, подготовить к участию в учебной и внеурочной деятельности.
Обучающиеся с УО вовсе не представляют собой однородной массы обучаемых детей. И даже современная психиатрия различает несколько форм умственной отсталости: у/о в степени дебильности (легкая форма), которая в свою очередь подразделяется еще на три категории, в зависимости от показателей умственного интеллекта, у/о в степени имбецильности (более глубокая) и у/о в степени идиотии (наиболее тяжелая). Кроме того, каждый ребенок уникален: является ли он с нормальным интеллектом или с умственной отсталостью, у него свои индивидуальные потребности, свои возможности, свой психо-физиологический уклад. Поэтому организую работу в школе, педагог просто обязан учитывать возможности каждого обучающегося.
В основе педагогической работы с детьми, имеющими степень умственной отсталости, лежат как общедидактические, так и специальные принципы. При этом такие обще дидактические принципы, как воспитывающий характер обучения, наглядность обучения, его доступность, индивидуальный подход, имеют особо важное значение. О применении некоторых других (прочность и сознательность усвоения учебного материала) можно говорить весьма условно. Кроме того индивидуализировать подход к обучающимся помогают принципы специального образования:
Принцип педагогического оптимизма.
Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающим право каждого человека независимо от его особенностей и органических возможностей жизнедеятельности, быть включенным в образовательный процесс. При этом под обучением понимается не столько усвоение знаний по общеобразовательным предметам, сколько способность к освоению доступных ребенку социально и личностно значимых навыков, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде.
Принцип ранней педагогической помощи.
Современное спец. образование предусматривает максимальное сокращение разрыва между моментом выявления первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно – педагогической помощи.
Принцип коррекционно – компенсирующей направленности образования.
Этот принцип предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Коррекционно – компенсирующая направленность обеспечивается современной системой специальных технических средств, особой организацией образовательного процесса.
Принцип социально - адаптирующей направленности образования.
Социально - адаптирующая направленность специального образования позволяет сформировать социальные компетенции и психологическую подготовленность к жизни в социокультурной среде, в которой недостаток развития и ограничение возможностей максимально компенсировались бы, позволяя вести независимый социально и материально достойный человека образ жизни.
Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметами и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, освоения коммуникативных умений. Свои специфические проблемы в развитии речи, мышления, коммуникации существуют у всех категорий детей с ограниченными возможностями, поэтому важнейшей общей для них образовательной потребностью является потребность в коррекционно – педагогической помощи.
Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании.
Чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода.
Принцип направлен на создание благоприятных условий обучения и воспитания, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка (характер, скорость протекания мыслительных процессов, уровень сформированности ЗУНов, работоспособность, уровень развития эмоционально – волевой сферы), так и его специфические особенности, свойственные детям с данной категорией нарушения развития. Реализуя принцип дифференцированного и индивидуального подхода, учебные программы специального образования предусматривают разные уровни трудности с учетом разных групп, обучающихся внутри класса или группы.
Принцип необходимости специального педагогического руководства.
Особенности развития обучающихся с любым отклонением в развитии заставляют вносить специальные изменения в содержание и способы их учебно – познавательной деятельности. Это требует от педагога отбора адекватного содержания коррекционно - педагогического воздействия и средств компенсаторного развития.
Особое внимание мне хотелось бы уделить последним трем принципам.
Начну я с принципа дифференцированного и индивидуального подхода. Зачастую, в школах данный принцип реализуется через введение системы разделения обучающихся по способности усвоения программного материала. Все обучающиеся условно делятся на три уровня:
1 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить АООП в полном объеме;
2уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить АООП в полном объеме только по отдельным предметам;
3 уровень - дети, способные по своим психофизическим особенностям усвоить АООП не в полном объеме;
Уровень способностей в усвоении программного материала каждого ребенка определяет школьный ПМПк ежегодно в течение сентября. Решающую роль, в определении уровней, конечно же, занимают педагоги.
Согласно этим уровням проводится и оценка индивидуальных образовательных достижений. Так, например, в подготовительном (первом) классе нашей школы введены бланки «Оценка достижений предметных результатов АООП по учебному предмету».
Дифференцированный подход к обучающимся реализуется путем подбора различных по сложности и объему контрольных заданий, в зависимости от индивидуальных особенностей детей. Подбор тексов и анализ которых проходит на МО учителей.
Без реализации индивидуального подхода немыслимо обучение в коррекционной школе. Так, например, при плохом усвоении материала одному ребенку можно предложить дополнительные занятия, а другому дать возможность больше отдыхать. Анализируя ошибки обучающихся, допускаемые ими в письменных работах, нужно уметь отделить ошибки, обусловленные недостаточным усвоением правил орфографии, от ошибок, обусловленными последствиями болезни. При определении размера домашних заданий и при повторении учебного материала необходимо знать особенности памяти умственно отсталых детей. Чтобы подготовиться к занятиям, возможно доходчивее объяснить новый материал, подобрать наиболее подходящие наглядные пособия к уроку или занятию, следует учесть особенности восприятия умственно отсталых детей.
С индивидуальными особенностями каждого вновь прибывшего ребенка в первую очередь знакомятся узкие специалисты: дефектолог, логопед, психолог – которые разносторонне исследуют в различных видах деятельности, а затем выдают педагогам рекомендации по организации учебного процесса. В дальнейшем на заседаниях ПМПк обсуждается необходимость и целесообразность включения различных специалистов в коррекционно - развивающую работу с каждым ребенком.
Хотелось бы остановиться на принципе деятельностного подхода в обучении и воспитании. Как уже говорилось выше, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной, направляемой педагогом.
Деятельностный подход реализуется в зависимости от возраста обучаемых. В начальной школе ведущей для умственно отсталых детей является игровая деятельность (чаще дети ориентированы на дошкольные виды деятельности). Зачастую УО дети с несформированным мотивационным компонентом. Тогда педагоги ищут ту опору, которой можно заинтересовать ребенка, используя мотивацию поощрения или соревнования. Именно эти 2 вида мотивации только и могут подтолкнуть умственно отсталого ребенка к деятельности.
О реализации принципа необходимости специального педагогического руководства в работе с умственно отсталыми детьми говорить много не надо. Все педагоги, кто хоть когда - то работал с данной категорией обучающихся могут сказать, такие дети нуждаются в постоянной стимулирующей или организующей помощи взрослого.
Педагогам необходимо помнить, что индивидуализация тесно сотрудничает с принципом воспитывающего характера. В ходе учебного процесса детей приучают к дисциплине, общепринятым нормам поведения, адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. Постоянный регламент, неукоснительное выполнение соответствующих правил поведения должны стать для обучающихся потребностью, привычкой. Особую роль в формировании у детей положительных личностных качеств играет трудовое обучение. В ходе непосредственной практической деятельности у них формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.
Таким образом, педагог, зная особенности каждого ребенка, руководит отбором адекватного содержания коррекционно – педагогического воздействия и средств компенсаторного развития непосредственно для него. Иначе говоря, педагог определяет индивидуальную образовательную траекторию ребенка, составляя или модифицируя для него программы обучения.
Список литературы:
1. Бескина, Р.М., Виноградова, М.Д. Идеи А.С.Макаренко сегодня: учеб. пособие / Р.М.Бескина, М.Д.Виноградова.- М.: Знание, 2001.
2. Богуславская, З.М., Смирнова, Е.О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова. – М.:Просвещение, 2002.
3. Лихачев, Б.Т. Педагогика. Курс лекций [Текст]: учеб. Пособие для студентов пед. Институтов и слушателей ИПК и ФПК.-4-е изд., перераб. И доп./ Б.Т.Лихачев. – М.: Юрайт-Издат, 2003.
4. Макаров, С.П. Технология индивидуального обучения: С.П.Макаров //Педагогический вестник. 2003.-№1.
5. Матюхина, М.В. Возрастная и педагогическая психология:учеб.пособие / М.В.Матюхина, Т.С.Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.– М.: Просвещение,2004г.
6. Подласый, И.П. Педагогика: учеб.пособие для студентов высших пед.учеб.заведений / И.П.Подласый. – М.: Просвещение: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2006.
7. Реан, А.А. Психология детства: Учебник / под редакцией члена корреспондента РАО А.А.Реана.- СПб.: «Прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003.
8. Юркевич, В.С. Об индивидуальном подходе в воспитании волевых привычек/ В.С.Юркевич. – М.: Знание, 2006.