СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Инклюзия как социальная технология в реабилитации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Арт-практики деятельность направленные на воплощение творческих инициатив, посредством исполнения арт-технологий.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Инклюзия как социальная технология в реабилитации"»

Статья «Инклюзия как социальная технология в реабилитации»


Аннотация. В данной статье рассматривается инклюзия как социальная технология в реабилитации. Социальная инклюзия предполагает наличие равных возможностей всех, независимо от пола, возраста, социального статуса, жизненного контекста образования, этнической принадлежности, с целью обеспечения им полноценного и активного участия во всех сферах жизни, в процессе принятия решений.

Ключевые слова: инклюзия, реабилитация, социальные технологии.


Как и в любой стране мира, в России волонтерские движения являются мощным ресурсом творческого развития личности, продвижения городских и сельских территорий, сохранения культурного наследия, патриотического воспитания, социальной реабилитации. На сегодняшний день добровольческие движения затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека. Так социальное добровольчество направлено на адресную поддержку наиболее уязвимым группам населения, а экологическое - на защиту окружающей среды. Волонтеры патриотического направления помогают в организации и проведении военно-патриотических акций, встреч с ветеранами, проводят поисковые работы, сохраняют и реставрируют памятники и военные мемориалы, а волонтеры из спортивного - активно участвуют в спортивных события города или страны. Информационную поддержку этим видам добровольческих практик оказывают медиа¬волонтеры, продвигая на различных Интернет-платформах и в СМИ сведения о грядущих или уже прошедших событиях. Отдельным направлением, связанным с привлечением волонтеров к деятельности учреждений культуры, с приобщением населения к лучшим образцам искусства, сохранением культурного наследия, формированием культурной идентичности, стало культурное или арт-волонтерство.

Особое место в добровольческом движении последнего десятилетия стало занимать так называемое инклюзивное волонтерство. В обобщенном значении понятие «инклюзия» подразумевает под собой процесс реального включения людей со стойкими нарушениями здоровья в активную общественную жизнь. Инклюзивное волонтерство - это вид добровольческой деятельности, в которой человек с инвалидностью выступает, как объектом, так и субъектом волонтерских практик помощи и поддержки окружающих и местного сообщества.

В 2012 году Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов, принятую 13 декабря 2006 года. Одними из основных принципов, которые утверждены в данном международном документе стали полное и эффективное вовлечение и включение людей с инвалидностью в общество и равенство возможностей.

В целях поддержки развития волонтерских инициатив за последние годы государство предпринимает различные меры, направленные на интегрирование инклюзивного подхода в добровольчество. Особую роль в привлечении государства и общественности к проблеме взаимодействия волонтеров с людьми с ограниченными возможностями здоровья и, в том числе, приобщения этой категории граждан к добровольческому движению, сыграли Олимпийские и Паралимпийские зимние игры, проходившие в Сочи в 2014 году. Волонтеры с инвалидностью приняли активное участие в подготовке, сопровождении основных мероприятий Игр-2014. Именно тогда в городе Самара была создана первая молодежная общественная организация «Инклюзивный клуб добровольцев» под руководством А. Транцева, инвалида первой группы.

На сегодня грантовую поддержку получают как стартовые, так и текущие инклюзивные волонтерские проекты, которые активно включаются в областные и федеральные программы финансирования. Для начинающих волонтеров подготавливаются методические пособия, учитывающие и репрезентирующие опыт существующих успешных социокультурных проектов, направленных на создание площадок комфортных и дружественных коммуникаций людей с инвалидностью. Многие волонтерские движения уже имеют интернет-платформы и продвигают свое направление на сайтах в социальных сетях. Сети волонтерских центров инклюзивного добровольчества создаются при крупнейших российских вузах, например, в Российском государственном социальном университете.

Однако процесс социокультурной реабилитации людей с ОВЗ и включения их в общественную жизнь может проходить по средствам не только социальных проектов и программ, таких как «Доступная среда», «Социальная поддержка инвалидов», которые реализуют в пространстве современных городов как городские власти, так и общественные организации, но и арт-практик, реализуемых культурными институтами, волонтерскими реабилитационными центрами.

Арт-практики - это деятельность, направленная на воплощение творческих инициатив, посредством использования арт-технологий, поиска оригинальных форм, образов, художественных приемов своего воплощения, использование традиционных форм культуры на новых коммуникативных арт-пространствах. Развитие у человека эстетического вкуса, как в ходе восприятия искусства и общения с ним, так и в процессе самостоятельной творческой деятельности, является одним из важнейших аспектов не только духовно-нравственного воспитания личности, но и мощным ресурсом социокультурной реабилитации лиц с ОВЗ. Погружение в мир искусства (литературы, музыки, живописи, театра и пр.) направлено на формирование у человека творческой инициативности и сопровождается чувствами удовлетворения и эстетического наслаждения.

Арт-практики социокультурной реабилитации могут включать в себя различные виды как пассивной, так и активной деятельности людей с инвалидностью. К ним можно отнести, например, участие в массовых культурно-досуговых мероприятиях и образовательных проектах в качестве зрителя или слушателя, либо активное творчество, связанное с любыми видами искусства, в том числе исполнительскими, и арт-волонтерство, т. е. помощь в организации культурных событий.

Инклюзивные волонтерские арт-практики подразумевают под собой комплекс мероприятий, направленных на оказание помощи людям с ограниченными возможностями здоровья в достижении и поддержании оптимальной степени участия в культурных событиях, социальном взаимодействии и творческой самоорганизации.

«В ходе разработки индивидуальной программы социокультурной реабилитации инвалиду необходимо самоопределиться, какую арт-практику выбрать для творчества, какую методику оздоровления освоить, в каком проекте принять участие в качестве добровольного помощника» [1].

При различных общественных организациях, учреждениях культуры и образования создаются школы инклюзивного волонтерства, обучающие людей с ограниченными возможностями здоровья основам добровольчества, открываются инклюзивные творческие мастерские и студии, действуют волонтерские отряды, которые помогают в организации и продвижении инклюзивных мероприятий, а также творческие площадки совместного досуга детей и молодежи. Например, в Перми существует инклюзивный лагерь «Дружный», в котором дети и молодежь с разным уровнем физических, умственных и психических возможностей в рамках небольших арт-смен имеют возможность заниматься творчеством, общаться в смешанных отрядах.

Важной инклюзивной волонтерской практикой является также работа с родителями детей-инвалидов, которые в первую очередь нуждаются в психолого-педагогической поддержке, социальных коммуникациях. Для них при центрах социального обслуживания волонтерами организуются арт-практики, которые способствуют совместной творческой деятельности детей и родителей, снятию психологической напряженности и формированию позитивного отношения к ребенку-инвалиду в семье. Они могут реализовываться в форме арт-терапевтических мастер-классов для родителей с элементами нейрографики, фестивалей и совместных праздников, когда родители вместе с детьми становятся не только зрителями, но и активными участниками творческих мероприятий, совместного посещения музеев, театров, экскурсий. В данных инклюзивных мероприятиях арт-волонтёры осуществляют тьюторское сопровождение детей с особенностями психофизического развития, проводят коррекционно-развивающие занятия, мастер-классы и пр.

Инклюзивные практики арт-терапии являются наиболее популярным видом социальной реабилитации, которые активно применяют волонтерские движения по всей стране. Например, студенты Ивановского художественного училища с 2018 года реализуют проект «Всё в наших руках», в рамках которого проводят мастер-классы по искусству, дизайну и декоративно-прикладному творчеству для детей-инвалидов из клуба «Сказка». Подобные же арт-занятия проводят участники Мордовской республиканской молодежной общественной организации «Союз православной молодежи Мордовии», применяя техники песочной терапии, лепки, аппликации, а также рисование красками и карандашами.

Примером творческой инициативы волонтеров-аниматоров, направленной на формирование новых форм доступных культурных пространств и обеспечения равного доступа людям с ограниченными возможностями здоровья к культурным событиям, является программа «Неограниченная жизнь» в Краснодарском крае. На основе технологий социально-культурной реабилитации и рекреации добровольцы ресурсного центра поддержки социокультурных проектов и инклюзивного волонтерства помогают выполнять работу, направленную на социокультурную реабилитацию людей со стойкими нарушениями здоровья, внедряя новые формы сценических искусств и методов арт- терапии.

Одной из наиболее эффективной формой арт-терапии является участие людей с инвалидностью в театрализованных постановках и хореографических программах.

В последние годы волонтерами культуры был организован ряд творческих проектов, позволяющих не только разнообразить формы социальной реабилитации, укрепить физические возможности, но и привнести яркие краски в жизнь человека с ограниченными возможностями.

Например, танцевальный коллектив «Ступени» в Череповце, участниками которого являются инвалиды-колясочники, поставили в 2018 году спектакль «Верим. Надеемся. Любим». Их целью было не только показать личным примером возможность участия в полноценной общественной жизни, но и привлечения к дальнейшей работе с инвалидами людей, способных к созданию различных совместных творческих, спортивных, культурных проектов.

Театральные инклюзивные практики являются отдельным видом волонтерской деятельности, которая направлена на формирование позитивного образа активного человека с инвалидностью посредством театрального творчества, развитие их творческих способностей. Так, в Нижегородской области специалисты клуба инвалидов «Визит» уже более 20 лет реализуют арт-проект «Театр, где играет душа». Это творческая площадка, где люди с ограниченными возможностями здоровья учатся актерскому мастерству, сами изготавливают реквизит для спектаклей, концертных программ и фестивалей, тем самым преодолевая боязнь сцены, осваивают навыки коммуникации. В 2020 году данный проект получил грантовую поддержу в рамках конкурса «Волонтеры России» в номинации «Равенство возможностей». Еще одним проектом в данной номинации стал Центр социокультурной реабилитации зрителей с ограниченными возможностями здоровья средствами театрального искусства и инклюзивного волонтёрства «Неограниченная жизнь», основной целью которого стало обеспечить равный доступ людям с ОВЗ и маломобильным группам населения к культурным событиям в области сценического искусства посредством создания постоянно действующего центра социокультурных проектов и инклюзивного волонтёрства.

В Республике Крым при содействии Ассоциации инвалидов и общественных организаций инвалидов создан театр-студия «Сказка без границ», в которой осуществляется активная работа с коллективом, состоящим из детей с особенностями психофизического развития. Волонтеры студии не только организовывают мастер-классы по актерскому мастерству, хореографии, но и ежегодно осуществляют гастрольные спектакли, проводят концертно-театрализованные представления.

Открытие хореографических, музыкальных и театральных инклюзивных студий для данной категории граждан становится важным делом для местных сообществ и получает широкую поддержку государства. Широкое распространение получают такие городские арт-практики, как инклюзивные фестивали и праздники. Например, в г. Набережные Челны силами волонтеров и общественных организаций с 2013 года проводится Инклюзивный семейный фестиваль «Чемодан Чудес», включающий в себя творческие и концертные площадки, на которых выступают воспитанники досуговых учреждений, творческие коллективы города, а также Инклюзивный театр «Проснись» со спектаклем.

Таким образом, мы можем заключить, что применение инклюзивных арт-практик добровольчества различной направленности способствует успешной социокультурной реабилитации людей с инвалидностью. Данная категория граждан становится более социально мобильной, образ человека- инвалида приобретает положительный имидж с помощью его интеграции в пространство культуры и общество. Они осваивают разные формы творчества, приобретая навыки и умения, необходимые для гармоничного культурного и физического развития их личности.






Список литературы


1. Гудина Т.В. Проблемы реабилитации детей-инвалидов в современной педагогической теории и социокультурной практике. - Вологда: ВоГТУ, 2011. - 143 с.

2. Гудина Т.В. Социально-культурная деятельность как средство обеспечения равных возможностей развития и инкультурации детей-инвалидов в современном обществе: дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2014. - 385 с.

3. Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России. - Саратов: Научная книга, 2006. - 260 с.



10