Инновационный метод - песочная терапия в работе
с детьми дошкольного возраста
Среди различных психологических проблем, с которыми приходиться сталкиваться практическому психологу в детском саду, можно выделить проблему работы с детьми с повышенным уровнем тревожности. Эта проблема волнует и педагогов, и родителей, а ее актуальность подтверждается большим количеством детей.
Нередко в детском саду наряду с агрессивными, гиперактивными детьми встречаются и тревожные дети. Таких дошкольников немало, и работать с ними не легче, а даже труднее, чем с другими категориями "проблемных" детей, потому что тревожные дети стараются держать свои проблемы при себе [1]. Такие дети, естественно, создают дополнительные трудности в работе воспитателя: они проявляют постоянное беспокойство, не могут сконцентрироваться на чем-либо, капризны, быстро утомляются, с трудом переключаются на новый вид занятий.
В ходе диагностических исследований, а также обращений родителей с жалобами на страхи, тревожность, возникает необходимость создания условий, способствующих преодолению развития высокого уровня тревожности в детском возрасте, а именно через песочную терапию.
В работе с детьми в нашем детском саду используем инновационные разработки - кинетический песок, в целях профилактики и коррекции застенчивости, тревожности как качества личности ребенка, снижения уровня мышечной зажатости.
Кинетический песок – чудо современных технологий! Представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой. Этот инновационный материал изобретен и выпускается в Швеции.
Игры с кинетическим песком - прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка [2]. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, снижают уровень тревожности, что позволяет создать ребёнку обстановку внешней безопасности, внутренней защищённости, оказание ему максимальной поддержки.
Много игр и упражнений для занятий нами взято из книг: Епанчинцева О.Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия; Большебратская Э.Э. Песочная терапия; Сакович Н.А. Технология игры в песок. Игры на мосту; Дошкольный психолог №2 (7).
В условиях практически любого детского сада психологу можно взять на себя организацию игр с кинетическим песком, как для тревожных, так и для агрессивных и гиперактивных детей.
Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют
снижению эмоционального напряжения у детей, повышению уверенности, развитию навыков сотрудничества, что благотворно сказывается на эмоциональном самочувствии детей в течение дня в группе детского сада.
Литература:
1. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми.-СПб.: Издательство «Речь»; «ТЦ Сфера», 2002.
2. Грабенко Т.М, Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
3. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
1