СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК"»

ИНТЕгрированный ХИМИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ УРОК


Каленчук Егор Викторович, учитель биологии и химии ГУО «Ремезовская средняя школа Ельского района», г.Ельск, Республика Беларусь


На сегодняшний день весьма актуально использование разнообразных методов и технологий организации уроков в образовательном процессе. В условиях современной жизни общество поставлено перед необходимостью выработки нового мировоззрения, в центре которого человек существует не сам по себе, а как органическая часть окружающего мира. Демократизация дала возможность учителю широкие возможности для творчества, он получил свободу действий, выбора, возможного активного поиска оптимальных форм, методов, приёмов обучения. Осуществление интеграции в обучении является одним из таких поисков. Интеграция ставит цель – дать учащемуся целостное представление об окружающем мире, а средством этого является комплексное изучение школьных дисциплин, вскрытие связей между ними. Одним из современных методов преподавания является методика интегрированного обучения. Внутрипредметная интеграция, на мой взгляд, необходима, так как учащиеся, к сожалению, каждый предмет воспринимают изолированно, и наша задача показать, что это неверное восприятие, что, наоборот, всё взаимосвязано. Синтез различных дисциплин в одной учебной теме помогает учащимся сформировать более глубокое понимание изучаемого вопроса за счёт одновременной информации по смежным и даже разнородным учебным дисциплинам, например: физика, биология и химия; математика и химия; литература и химия. В этом случае урок могут вести сразу несколько учителей-предметников, например, в интеграции географии и химии учитель химии и учитель географии. Одной из современных форм подобного типа уроков является «перевернутый» интегрированный урок. План-конспект подобного урока разрабатывает учитель, учащиеся готовят домашнее задание по плану учителя, который затем уточняет и направляет ход подготовленного учащимися урока, то есть является лишь помощником в самостоятельно подготовленном учащимися учебном материале. При этом у учащихся формируется чувство ответственности, возрастает мотивация и целостное восприятие учебного материала, создаются первые предпосылки естественнонаучного мировоззрения. Интеграция учебных дисциплин позволяет оптимизировать затраты учебного времени на изучение интегрируемых предметов, средствами межпредметных связей раскрыть все свойства учебных предметов [1].

Целью данных исследований является совершенствование методики организации и проведения интегрированного химико-биологического урока.

Учебной программой предусмотрено выполнение различных типов уроков. Как пример может быть интегрированный химико-биологический урок на тему «Органические кислоты – химические соединения, их биологическое значение». Учитель подготовил план-конспект, презентацию и провёл интегрированный урок изучения учащимися учреждения строения, химических и биологических свойств органических кислот. Для урока выбраны три органические кислоты: уксусная, пропионовая, яблочная. Проведена сравнительная характеристика строения, физических и химических свойств указанных кислот. Отличительные особенности химических свойств, строения и применения представлены на рисунке 1.



Рисунок 1. – Характеристика органических кислот


В конце урока проведена рефлексия в виде викторины. Учитель обобщил особенности строения, химические свойства в зависимости от строения, способы получения и применения, биологическое значение различных органических кислот, был приобретён практический опыт проведения интегрированных уроков .



Литература

  1. Кныш, С. И. Основные подходы к организации интегрированных уроков по биологии и смежным дисциплинам в средней школе / С.И. Кныш // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 13. – С. 2961 – 2965. – URL: http://e-koncept.ru/2015/85593.htm.