СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Интерактивные технологии"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья к презентации " Интерактивные технологии"

Просмотр содержимого документа
«Статья "Интерактивные технологии"»

Интерактивные технологии



«Идеальное образование – это свободное самообразование, роль учителя – ненавязчиво помогать»



Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с широким социальным окружением. Социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать полноценным субъектом общества. Чтобы ученик не был лишь пассивным «созерцателем» урока, главное место на котором отводится монологу учителя, нужно побудить его к активизации, к самостоятельному творчеству, к реализации явных и скрытых возможностей. Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова «interact». «Inter» в переводе означает «взаимный», «act»- действовать. Интерактивная модель обучения своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которой все ученики активно взаимодействуют между собой.

Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих тот необходимый образовательный эффект, посредством которого учащиеся включаются в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям. Интерактивные технологии предусматривают обязательное взаимодействие педагога с учащимися, а также учащихся между собой. Это отличает их от другого вида активных методов и технологий обучения, в рамках которых предполагается взаимодействие только между педагогом и учеником.

В основе интерактивных технологий положена система правил взаимодействия между педагогом и учащимися, представленных в виде учебных ситуаций и игр, направленных на обеспечение педагогически эффективного и познавательного общения.

Организация интерактивных технологий в образовательный процесс предполагает обязательную опору на традиционные принципы обучения, а также на ряд специфических принципов: принцип взаимодействия; принцип активности учащихся; принцип обратной связи; принцип опоры на групповой педагогический опыт. Образовательный процесс, организованный на основании использования интерактивных технологий, предусматривает обязательную включенность всех учащихся в работу.

Выделяют следующие формы интерактивных технологий в образовательном процессе:

• Работа в парах. Организуется в виде обсуждения, осуществления анализа творческой работы партнера, подготовка вопросов по теме урока для других групп, а также совместные ответы на вопросы педагога.

• Одной из ведущих форм учебной работы является групповая или работа в малых формах. Работа в группе способствует эффективному обсуждению учебного вопроса или ситуации, обмен знаниями, идеями и способами деятельности. Каждый ученик принимает участие в работе, вносит свой вклад, что позволяет ему чувствовать свою востребованность и включенность. Работа в малых группах организуется в тех случаях, когда необходимо решить сложные научные проблемы (ситуации) используя совместные усилия. Сменные (ротационные тройки) – группы учащихся из трех человек, при этом состав группы меняется при каждом новом задании.

• Мозговой штурм – учащимся задается вопрос или же перед ними ставится конкретная учебная проблема (ситуация) и за короткое время необходимо высказать как можно больше вариантов и идей ее решения. Допустимы любые ответы, даже если они кажутся нереальными. В дальнейшем каждая идея рассматривается и анализируется, тем самым выбирается наиболее удачное.

• Аквариум – обыгрывание ситуации. Часть учащихся обыгрывают конкретную ситуацию, часть стоят вокруг, образуя круг («аквариум») и анализируют ситуацию. Остальные ученики совместно с педагогом выступают в роли зрителей.

• Дерево решений – учащихся делят на несколько групп, задается вопрос, каждая группа его обсуждает и записывает свои ответы на ватмане – «дереве». После того как все ответы будут написаны группы обмениваются ватманами и учащиеся дописывают на деревьях свои идеи и мысли. Ролевые игры – проводятся в форме деловых игр, в рамках которых учащиеся имеют возможность обыграть различные ситуации, «примерить» на себе роли.

• Дебаты – проводятся с целью того, чтобы каждый мог высказаться по поводу решаемого вопроса. Главным условием является то, что все высказывания должны быть обоснованными и аргументированы.

• Броуновское движение – учащиеся свободно передвигаются по кабинету с целью поиска и сбора необходимой информации по заданной педагогом теме. «Микрофон» - каждому учащемуся предоставляется возможность высказаться по поводу решаемой проблему (вопросу, ситуации). Участники только высказывают свою мысль, без обсуждения или комментариев.

• Метод – тренинг – предусматривает совместный поиск решения проблемы, когда учащиеся садятся кругом и обсуждают ее, высказывая свои идеи и мысли.

• Метод проектов – направлен на расширение способностей работать с поставленной задачей самостоятельно, то есть, учитывая актуальность проблемы находить и обрабатывать информацию. Данный метод направлен на расширение познавательных и творческих навыков учащихся.

Таким образом, интерактивные технологии в образовательном процессе направлены на решение одновременно нескольких педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.

Алгоритм проведения «интерактивных» занятий (занятий с применением интерактивных технологий) Организация образовательного процесса с использованием интерактивных технологий предусматривает следующий алгоритм:

Вступительная часть («погружение в тему») – педагог знакомит детей с темой учебного занятия, указывает на ее значимость и актуальность, объясняет правила и этапы работы.

Основная часть – деление учащихся на группы, постановка учебной задачи или вопроса, непосредственное ее решение, организация интерактивного взаимодействия между ее участниками

Рефлексия – анализ проведенного занятия, его содержания и общего эмоционального фона. Эффективность внедрения интерактивной технологии в образовательный процесс зависит от соблюдения ряда условий:

Создание благоприятной атмосферы учебного занятия, способствующей эффективному сотрудничеству между учащимися. Организация пространства, способствующего продуктивному взаимодействию между участниками.

Применение информационно-коммуникационных средств и других форм наглядности. Наличие совместной деятельности, изготовление совместного продукта.

Таким образом, основной целью интерактивных технологий является установление устойчивой диалоговой связи между участниками обучения, которая в свою очередь приведет к плодотворному результату всего педагогического процесса.