СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование элементов проблемного обучения на уроках швейного дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование элементов проблемного обучения на уроках швейного дела"»

Использование элементов проблемного обучения на уроках швейного дела


Проблемным обучением считается такое обучение, где организация учебного процесса включает в себя создание проблемной (поисковой) ситуации на уроке, возбуждения у учащихся потребности в решении возникшей проблемы, вовлечение их в познавательную деятельность, направленную на овладение новыми знаниями, умениями и навыками, развитие их умственной активности и формирование у них способностей к самостоятельному осмыслению и усвоению новой научной информации.

В коррекционной школе проблемное обучение в полном объёме не используется. Используются лишь элементы проблемного обучения.

Не всякий вопрос, задача, противоречие, вызывают проблему. В случае, если человеку необходимо лишь припомнить определённые сведения, речь не идёт о проблемной ситуации. Только тогда, когда человеку необходимо выйти за пределы имеющихся знаний, познать неизвестное, активизируя свою мыслительную деятельность, разрешить противоречия между знанием и незнанием, только тогда речь пойдёт о познавательной проблеме.

Основными элементами проблемного обучения, наиболее часто используемыми в специальной школе для детей с нарушением интеллекта, являются проблемные вопросы и проблемные ситуации.

Основные элементы проблемного обучения

Рассматриваемый элемент проблемного обучения такой как, проблемные вопросы, требует большого внимания к правильной постановке таких вопросов. Вопрос можно считать проблемным только в том случае, если он имеет логическую связь как с ранее усвоенными понятиями и представлениями, так и теми, которые надо усвоить в определённой учебной ситуации; они должны содержать в себе познавательные трудности и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с ранее известным. Формулировка проблемного вопроса должна включать в себя сочетания слов: «Почему, …хотя…?, Если…, то почему…?, Так как…, то почему?» Например: «Почему необходимо проводить обработку почвы в осеннее и весеннее время?, Какой грунт легче прогревается: глинистый или песчаный? Почему?». Подобные вопросы, как правило, целесообразнее задавать при закреплении, систематизации, расширении материала. Для ответа на поставленные вопросы школьникам необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания, при необходимости обратиться за помощью или разъяснениями к педагогу. Учитель, в свою очередь, должен заранее предвидеть затруднения, а для их разрешения подготовить серию дополнительных вопросов, направленных на разъяснение основного, ключевого, а также информацию, способствующую разрешению проблемы.

Важно использовать в обучении детей проблемные ситуации, которые бы развивали у учащихся самостоятельность, заставляли бы их самих задумываться над пробелами в своих знаниях, находить способы их заполнения. А также развивали бы логику мышления, повышали бы активность и самостоятельность школьников в процессе обучения.

Проблемная ситуация должна не только содержать противоречия, но и быть интересной, вызывать у учащихся желание разобраться, найти выход из создавшегося положения, а главное, дети должны чувствовать, что решение проблемы им посильно.

Проблемные ситуации применительно к методике трудового обучения. Создавать проблемные ситуации возможно на каждом занятии. В её основу кладутся вопросы, подобные следующим: «Почему швейная машина «петляет» сверху?», «Почему плохо держит гвоздь, забитый в торец?», «Почему семена овощей дали плохой урожай?»

Такие вопросы проблемную ситуацию и в достаточной степени активизируют учащихся при соблюдении следующих условий:

Чёткая формулировка ситуации. Учёт оптимальной трудности задания, слишком простые или слишком сложные задания не вызывают проблемную ситуацию.

Опора на имеющиеся знания школьников. При необходимости педагог должен уточнить новые понятия, дать дополнительные пояснения, используя разнообразный наглядный материал. В случае, если проблема оказывается сложной, то следует разделить её на ряд более мелких. Причём, вопросы формулировать так, чтобы ответ на первый вопрос готовил базу для ответа на последующий. Таким образом, отвечая на серию мелких вопросов, школьники подходят к решению основной проблемы.

В отдельных случаях, когда это можно допустить, учитель организует встречу учащихся с новым в практической работе. Например, он предлагает учащимся приступить к работе, заранее зная, что им не знаком один из приёмов, необходимых для выполнения задания.

Систематическая работа по созданию и разрешению проблемных ситуаций. В работе должны участвовать все учащиеся класса. К высказываниям по поводу проблемной ситуации школьников приучают, начиная с младших классов. При этом особое внимание обращается на активизацию учащихся с более низким интеллектом.

При формулировке проблемного вопроса нужно соблюдать определённую интонацию голоса. Так, после вопроса, прозвучавшего первый раз – необходима пауза, в течение которой у учеников имеется время для обдумывания.

Высказывания учащихся стимулируются наводящими вопросами, поощрением не только за полностью правильные, но и частичные верные ответы. Терпеливое доброжелательное разъяснение ошибочных суждений, постоянная индивидуальная работа.

Применительно к практике коррекционной школы для детей с нарушением интеллекта, работа по решению проблемных ситуаций является достаточно сложной, но необходимой. Она может быть организована преимущественно в старших классах, причём должна проводиться систематически.

К решению проблемных ситуаций школьников следует готовить. Первоначально подобную работу рекомендуется организовывать так, чтобы педагог сам анализировал ситуацию, показывал возможные пути решения проблемы, определял наиболее оптимальные из них, а затем обосновывал варианты решения, делал выводы и заключения. На этом этапе работы школьники выполняют пассивную роль, они наблюдают за педагогом, по возможности помогают, принимая участие в обсуждении различных вопросов.

Использование проблемных вопросов и ситуаций в обучении интеллектуально неполноценных школьников очень эффективно, так как это активизирует умственную деятельность школьников, развивает их инициативу, повышает активность и самостоятельность при усвоении нового материала. Поэтому следует идти по пути широкого использования методов проблемного обучения, сочетая их с традиционной методикой обучения в специальной школе для детей с нарушением интеллекта.

Из опыта работы.

Элементы проблемного обучения, возможно применять на каждом занятии по трудовому обучению и всех его этапах. Так, например, на каждом уроке используются беседы с учениками с постановкой проблемных вопросов и создании проблемных ситуаций.

Внедрение проблемного обучения на уроках технологии является одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся.

Урок швейного дела

8 класс

Тема. Силуэт в одежде. Учет особенностей фигуры и возраста при выборе фасона изделия. Описание фасона изделия.

Цели:

формирование представлений о силуэтах в одежде; умений подбирать фасон в соответствии с особенностями фигуры и возраста и описывать его;

развитие словесно-логического мышления и зрительного восприятия путем создания проблемно-поисковых ситуаций, сравнения, анализа и обобщения при описании фасона изделия;

воспитание эстетического вкуса при восприятии моделей одежды, навыков сотрудничества при работе в группе.

Оборудование: таблицы с силуэтами, готовые описания моделей, карточки-консультации, карточки оценивания, журналы мод, картинки с моделями.

Ход:

1. Оргмомент

Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки. Думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач.

2. Повторение.

Какую тему мы изучали на прошлом уроке?

К каким видам изделий по способу носки относят платье?

Какие платья бывают по назначению?

От чего зависит выбор ткани для платья?

От чего зависит выбор отделки?

От чего зависит выбор фасона платья?

2. Постановка темы, целей

Сегодня тема урока …. На уроке мы должны научиться подбирать фасон в соответствии с особенностями фигуры и возраста и описывать его.

4. Изучение нового материала

Форма и размер одежды зависят от формы и размеров тела человека.

Каждый человек индивидуален и имеет строение тела, присущее только ему. Почти у каждого есть свои особенности в строении фигуры (узкие или широкие плечи, полные или худые руки, сутулая спина, длинная или короткая шея). Поэтому надо знать особенности своего тела, чтобы научиться скрывать недостатки фигуры и подчеркивать ее достоинства. А в этом нам помогает одежда.

На какие группы делят одежду по способу носки? (плечевая, поясная) Почему?

Но одежда не везде одинаково прилегает к телу. Плечевые изделия (платья , блузки и др.) плотнее прилегают к верхней части фигуры, в области плеч, верхней части спины и груди. На остальных участках тела одежда располагается свободно, между телом и одеждой остаётся свободное пространство. Это воздушное пространство обеспечивает свободу движений, нормальное дыхание и самочувствие человека.

Различают некоторые виды силуэтов в одежде ( работа с плакатом)

Определение силуэта по журналам мод.

Работа учащихся с журналами.

От чего зависят форма и размеры одежды?

Если не оставлять воздушное пространство между телом и одеждой, то как себя будет чувствовать человек?

Какие силуэты различают в одежде?

5. Практическая работа: подбор фасона изделия с учётом фигуры и возраста.

Вопросы:

Как скрыть сутулость фигуры?

Как зрительно расширить узкие плечи?

Что рекомендуется людям с полной фигурой?

Можно ли людям пожилого возраста выбирать молодёжные фасоны?

Какие рекомендации дадите людям с полными (худыми) руками?

Как зрительно уменьшить широкие плечи?

Представление результатов работы

Что нужно учитывать при выборе фасона изделия?

6. Практическая работы: описание фасона изделия

В группах необходимо составить описание модели любого изделия из журнала мод.

Составление описания по плану.

Название изделия.

Ткань.

Назначение.

Силуэт.

Покрой ( цельнокроеное, отрезное, наличие рукавов, воротников и др.

Отделка.

Проверка

Оценивание

7. Подведение итогов урока

Рефлексия

4