Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 13 «Журавушка»
Использование икт в образовательном процессе (из опыта работы)
Подготовила: воспитатель
Водолазскина Н.Р.
ст.Курская, 2020 г.
В современном обществе с каждым днем все больше увеличивается объем информации, ее формы, виды и источники, распространение и совершенствование информационных и коммуникационных технологий. Для педагога использование информационных технологий является важным инструментом его профессиональной деятельности и одним из источников профессионального роста.
Использование ИКТ в практике воспитателя - актуальная проблема дошкольного воспитания. В нынешнее время постоянно происходят события, определяющие ускоренное развитие интернет-технологий в детских дошкольных учреждениях, формируются и преобразуются электронные ресурсы в сфере дошкольного образования.
Под ИКТ следует понимать информационно-коммуникационные технологии, а именно использование компьютера, интернета, телевизора, видео, DVD, интерактивных досок, цифровых видео- и фотокамер и других подобных устройств.
В процессе своей работы я использую ИКТ по нескольким направлениям: веду необходимую документацию, создаю и храню учебно-методические рекомендации и комплексы, организую воспитательно-образовательный процесс с детьми, взаимодействую с родителями (законными представителями) воспитанников.
С помощью компьютера ведение документации становится легче, т.к. сделав ошибку – можно ее быстро исправить, дополнить необходимой информацией документ. Так же ведение документации в электронном формате существенно сокращает время по ее заполнению, облегчает хранение и доступ к информации. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Современные требования в образовании диктуют свои правила: без использования ИКТ не обойтись при подготовке педагога к аттестации. Собирая необходимые документы для получения 1 квалификационной категории, я не могла обойтись без компьютера, сканера, принтера, фотокамеры, интернета и т.п. Их использование значительно уменьшило траты на покупку бумаги, т.к. свое портфолио я сдавала в электронном виде на USB-носителе, сократило время на поиск необходимой методической литературы, т.к. многие методические материалы есть в сети интернет в свободном доступе. Сеть Интернет предоставляет возможность повысить своё педагогическое мастерство через участие в вебинарах, интернет-конференциях, конкурсах и т.д.
У меня есть своя страничка на сайте https://nairavodolazskina2.wixsite.com/preschool-ru
https://www.maam.ru/users/547001. Здесь я публикую свои статьи, участвую в различных конкурсах, делюсь с коллегами своими достижениями.
В детском саду, где я работаю педагоги, и я в том числе, активно используем средства ИКТ на методических мероприятиях: консультации, педагогические советы, семинары и т.п. Для общения и оперативного информирования сотрудников с актуальной информацией старший воспитатель нашего ДОУ создала группу в WhatsApp.
Организация воспитательно-образовательной работы с детьми так же не обходится без использования информационно-коммуникационных технологий. ИКТ открывают перед педагогом безграничные возможности для эффективной творческой работы. В моем «арсенале» есть множество презентаций на различные темы, комплексы гимнастики, физкультминутки, картотеки игр, наблюдений и т.д.
Чтобы занятия в детском саду были достаточно эмоциональными, яркими, привлекательными для детей, я использую в своей практике звуковые и видеозаписи, множество иллюстрированного материала. Все это помогает обеспечить мне компьютерная техника с ее возможностями.
Следует заметить, что детям очень нравится использование ИКТ в образовательной деятельности. Разумное использование данных технологий развивает у детей познавательность, внимание, наблюдательность, речь и мышление. Демонстрация материала с помощью медиа-техники позволяет проводить занятия в более интересной и динамичной форме. Так же с помощью информационно-коммуникационных технологий можно значительно повысить продуктивность образовательного процесса, эффективнее использовать основные принципы дидактики.
ИКТ в дошкольном образовании великолепно интегрируются в развивающие процессы наряду с музыкальными видами детской деятельности. Мультимедийные музыкально-дидактические игры позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, мелодический, динамический слух, чувство ритма, способность различать характер и настроение музыкального произведения, расширять кругозор детей.
Так же очень помогают информационно-коммуникационные технологии и в различных видах деятельности по физическому развитию, сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Я использую в своей работе музыкальные физкультурные (динамические) паузы, организую релаксационные упражнения с использованием аудиосредств, подвижные игры различной подвижности с музыкальным сопровождением, утренняя гимнастика проходит под музыку 1 раз в неделю.
Средства ИКТ позволяют мне сотрудничать и с родителями (законными представителями) воспитанников. В нашем детском саду есть у каждой группы своя страничка в социальной сети Инстограмм. Воспитатели делятся актуальной информацией с родителями, выкладывают фотоотчеты различных мероприятий, размещают объявления и т.д. Так же родители создают свои чаты, где общаются друг с другом, делятся мнением, размещают опросы.
В такое непростое время, дистанционные технологии приходятся как никак кстати. В связи с пандемией массовые мероприятия под запретом и мы проводим родительские собрания с помощью презентаций, на воздухе, а так же дублируем информацию, выкладывая ее в группе. Конкурсы и праздники теперь так же мы проводим дистанционно: родителям отправляем видео-ролики и фотографии на WhatsApp, также и они.
Родители воспитанников помогают и в воспитательно-образовательном процессе: они распечатывают цветные иллюстрации, фотографии, раскраски и т.п.
Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста – это преобразование предметно-развивающей среды ребенка, создание новых средств, направленных на его развитие.
Информационно-коммуникационные технологии, используемые в работе воспитателя, объединяют детей, педагогический коллектив и родителей воспитанников в единый многоплановый процесс.
Библиографический список:
Информационно-коммуникационные технологии в образовании «ИНФОКОМИТЕХ-20015»: сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции (Сыктывкар, 10-11 декабря 2015 года). В 2 ч./ [сост.: В.А. Ляшок, Т.А. Прудова]; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. Ин-т развития образования. – Ч.1. – Сыктывкар. – 108 с.)
Информационно-коммуникационные технологии в образовании «ИНФОКОМИТЕХ-20015» : сборник материалов I Межрегиональной научно-практической конференции (Сыктывкар, 10-11 декабря 2015 года). В 2 ч./ [сост.: В.А. Ляшок, Т.А. Прудова]; Мин-во образования Респ. Коми, Коми респ. Ин-т развития образования. – Ч.2. – Сыктывкар. – 108 с.)
Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании: сборник материалов II Межрегиональной научно-практической конференции / под общей редакцией Н.Н. Новиковой. – Сыктывкар: Коми пединститут, 2010. – 286 с.)
Современные образовательные технологии как условие развития личности обучающегося: Материалы всероссийской научно-методической конференции: Сыктывкар, 29-30 ноября 2006 г./ Отв.ред. О.В. Уваровская. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2006. 230 с.