К.С. Карапетян
ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край
Научный руководитель Н.А. Плутова
Использование концерта для решения дидактических задач учреждениях дополнительного образования
Широкое распространение различных инноваций, в том числе новых педагогических технологий в системе общего образования требует от современного педагога дополнительного образования в области музыкальной деятельности знания тенденций инновационных изменений и вероятность их использования в собственной практике. Наряду с общепедагогическими методами в педагогике музыкального образования существуют и специальные методы обучения.
Одной из таких специальных форм работы при преподавании музыкальных дисциплин является использование всех видов концертов как на уроках, так и во внеклассном воспитании. Существуют два вида участия учащихся в концертах – пассивный и активный. К пассивному относится прослушивания с помощью медиа технологий музыки и посещение концертов известных исполнителей, концертов классической, джазовой, других направлений музыки, которые повышают слушательское культуру, добавляют музыкальных впечатлений, формируют музыкальный вкус и ответственное отношение к музицированию и музыкального обучения в целом. И наиболее важную роль не только в жизни музыканта, который состоялся, но и в жизни начинающего музыканта, который только делает свои первые шаги в музыке, играют такие концерты, в которых музыкант участвует как исполнитель. То есть активный вид участия в концерте.
Концерты – это неотъемлемая часть жизни детей обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
Академические концерты в детских школах искусств являются обязательными контрольными мероприятиями и представляют собой часть учебного процесса. Они могут быть, как открытыми, так и закрытыми. Переводные академические концерты, как правило, открыты и показывают итоги работы учащихся за год. Открытый академический концерт может иметь разные формы проведения: тематические концерты, творческие вечера, концерты для родителей и т. п. Это такие концерты, которые проводят педагоги по направлениям музыкальной деятельности (вокал, фортепиано, гитара и др.) в своем классе. В них принимают участие обучающиеся одного педагога, обычно, разные по возрасту, классом и уровнем подготовки.
Дидактическая ценность таких мероприятий, кроме оценки знаний, умений и навыков, заключается еще и в том, что дети приобретают исполнительский опыт, видят общий уровень подготовки как младших, так и старших по классу других учеников, могут сравнить результаты своей работы с их результатами, имеют возможность выбрать для себя репертуар из выполненных на концерте старшими обучающимися произведений, которые понравились. Но не всегда такие концерты проходят на сцене и воспринимаются детьми как праздник. Эмоциональную окраску академического концерта приобретает психологического напряжения и воспринимается детьми как экзамен.
Тематические концерты. Кроме академических концертов в детских школах искусств с участием обучающихся проходят различные тематические концерты. В отличие от академического, тематический концерт – это, прежде всего, публичное выступление, праздник, приятные волнения, радость и масса положительных впечатлений. Тематический концерт может иметь различные формы, например: концерт-лекция, концерт-беседа, концерт-маскарад и тому подобное.
Уже традицией в учреждениях дополнительного образования на музыкальных отделениях стало проведение лекций-концертов. Концерт-лекция, в основе которого лежит рассказ о композиторе или художественное явление, и который обязательно сопровождается музыкальными иллюстрациями к нему. Например, к знаменательным датам выдающихся композиторов, исполнителей или событий.
Интересным является и музыкально-литературный вечер. Такой концерт предполагает тесное сочетание музыки и литературы (поэзии) в сравнении, дополнении или противопоставлении этих двух видов искусства. Обращает на себя внимание концерт-маскарад – это костюмированный концерт, иногда с элементами драматического действия. Например: концерт-маскарад, посвященный музыкальным рождественским традициям, концерт-маскарад, посвященный образам животных в музыке и т.д.
Отдельно следует отметить юбилейный концерт, который всегда посвящается какой-то знаменательной дате и отличается особой торжественностью. Например, концерт по случаю юбилея школы искусств, празднование годовщины создания города, концерт по случаю празднования педагогической и исполнительской деятельности педагога-музыканта.
Наиболее распространенным является такая форма концерта, как праздничный концерт. Такие концерты проводятся на Новогодние праздники, День музыки, 8 Марта, День матери, День учителя и др.
Дидактическая роль таких концертов заключается в том, что побуждает участника к действию, к совершенствованию своего исполнительского мастерства. Участие в концерте и почетная, и ответственная. Если учащийся знает о том, что пьеса, которую он изучает, будет исполняться перед слушателями, он работает более настойчиво и внимательно. Возможность выступить в публичном концерте – мощная мотивация, удовлетворение потребности обучающегося в признании, ощущение практической ценности и пользы своего творчества.
Значение концерта в приобретении учениками музыкальных учреждений эстрадного опыта трудно переоценить. Великие музыканты и педагоги считали важнейшей задачей исполнителя обрести собственный эстрадный опыт, а одним из важнейших критериев артистизма – умение владеть своим состоянием на сцене, уметь справляться с собой и переводить все переживания и волнения в нужное русло. С этим нельзя не согласиться. Однако сценическое состояние исполнителя зависит не только от того, насколько надежно и крепко выучено музыкальное произведение. Иногда именно отсутствие сценического опыта публичного выступления является причиной неудачного результата.
Кроме того, эстрадное волнение имеет свои возрастные особенности. У учащихся среднего и старшего школьного возраста такое волнение связано с ростом чувства ответственности, самоконтроля, рефлексии. Поэтому из опыта и педагогической практики педагогов следует отметить, что чем раньше обучающийся выходит на сцену, тем легче ему справиться с эстрадным волнением, выступить достойно, на высоком техническом и эмоциональном уровне, показать подготовленную в классе работу свою и педагога. Для маленького музыканта особенно значимым событием становится первый концерт. Очень важно, чтобы первый публичный концерт состоялся как можно раньше и оставил в памяти ребенка только положительные эмоции. Поэтому нужно приветствовать каждое публичное выступление каждого обучающегося, не только на уроке в классе, а именно на сцене, перед аудиторией.
Кроме обозначенных выше концертов в вокальных музыкальных классах педагоги применяют такую форму урока, как концерт. Такой урок-концерт обычно проходит в классе (обучающиеся выступают перед своими сверстниками), но назвать его полноценным концертом и считать, что обучающиеся приобретают сценический опыт, трудно. Во-первых, он проходит в классе, а не на сцене. Во-вторых, концерт проходит без присутствия приглашенных зрителей. В-третьих, нет той атмосферы праздника, торжественности, которая всегда царит при выступлении на сцене. Еще надо учесть, что такой концерт является частью обычного урока и не имеет того веса в глазах обучающихся по сравнению с эстрадным концертом.
Задачи, которые решают концерты:
- позволяют приобретать сценический публичный опыт всем обучающимся, даже тем, которые не имеют больших успехов в исполнительском мастерстве и занимаются для себя, для повышения своего общего уровня развития.
- создают всегда праздничную, приподнятую атмосферу и позволяют связать сценический опыт с успехом и положительным подкреплением.
Таким образом, приобретенный сценический опыт добавляет детям уверенности и в дальнейших выступлениях перед большими аудиториями. Умело подобранный педагогом репертуар к тематическим концертам поддерживает интересы обучающихся, формирует мировоззрение расширяет их кругозор, что может быть полезным в будущем в любой профессии.