СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование нестандартных приемов работы на уроке биологии, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Цель данной работы,показать целесообразность и необходимость практического применения нестандартных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование нестандартных приемов работы на уроке биологии, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ»»

Тема самообразования: «Использование нестандартных приемов работы на уроке биологии, способствующих эффективности обучения детей с ОВЗ»

Учитель биологии Плужник Юлия Вячеславовна



Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая

собственный выход из сложившейся ситуации, ученик

действительно думает. Фокусирование на проблемах

стимулирует природную любознательность учеников

и побуждает их к критическому мышлению.

Джон Дьюи.



Одной из важнейших задач реформирования российского образования является подготовка просвещенной, творческой личности, формирование ее физического и морального здоровья. Решение этой проблемы предусматривает психолого-педагогическое обоснование содержания и методов учебно-воспитательного процесса, который направлен на развитие личности учащегося. В связи с этим педагоги испытывают потребность во введении таких методик, которые бы помогли реализации личностного подхода к ребенку. И именно поэтому приобретает значимость такая организация образовательного процесса, при которой процесс становления личности учащегося будет целенаправленным и эффективным. Выбор форм и методов обучения зависит от мастерства и профессионализма педагога, его творческого потенциала.

Тема эта достаточно интересна и многогранна, так как затрагивает рассмотрение вопроса методов и приемов нестандартного обучения, которое своей целью ставит организацию комфортных условий обучения, при которых все ученики активно вовлекаются в ход урока. С внедрением инклюзии в систему общего образования педагоги обязаны удовлетворять образовательные потребности каждого ребенка, приходящего в массовую школу.

Преподавание биологии в общеобразовательной школе в условиях инклюзивного образования решает не только общие учебно-воспитательные, но и специфические задачи, обусловленные особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательной задачей преподавания биологии в таких условиях является формирование элементарных представлений и понятий, коррекция недостатков психофизического развития обучающихся.

В таких условиях организация нестандартного обучения просто необходима для решения этой задачи, так как предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновения информационных потоков в сознание, что вызывает его активную деятельность.

Введение на уроках нестандартных методов обучения дает возможность изменить отношение к объекту обучения, превратив его в субъект, сделать учащегося соавтором урока. Подход к ученику, который находится в центре процесса обучения, базирующийся на уважении к его мнению, на побуждении к активности, на поощрении к творчеству.

Исходя из актуальности выше изложенного, мною была поставлена следующая цель в работе: показать целесообразность и необходимость практического применения нестандартных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

1) изучить особенности обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах;

2) проанализировать особенности применения форм и методов активного обучения на уроках биологии.

3) поделиться опытом практического применения нестандартных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.

Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья подавляющее большинство детей не имеют физических нарушений, но имеют отклонения в развитии, связанные с познавательной сферой. Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна.

Основные особенности образовательного процесса:

- создание наиболее благоприятного гигиенического и охранительного режима;

- индивидуальный и дифференцированный подход;

- приобщение детей к организованному, посильному для их здоровья и возраста труду;

- развитие его речи и познавательных интересов;

- организация предметно-практической и трудовой деятельности;

- рациональное использование словесных, наглядных, практических методов;

- сочетание упражнений, развивающих сенсорную и двигательную сферу ребенка, с остальными звеньями учебно-воспитательного процесса.

Сложности в организации образовательного процесса требовал тесного взаимодействия с педагогом-психологом школы-интерната. Именно он дал рекомендации по обучению детей с ОВЗ:

1. Использовать методы, активизирующие познавательную деятельность обучающегося, развивать его устную и письменную речь и формировать необходимые учебные навыки;

2. Обучать различным техникам запоминания, которые позволяют значительно улучшить мнемонические способности обучающейся (группировка слов и картинок, установление связей и т.п.);

3. Предотвращать наступление утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала, и средств наглядности).

4. Применять индивидуальный подход с учетом эмоционально-волевой сферы игровые ситуации; игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими.

5. Создавать ситуацию успеха в учебной деятельности;

6. Применять смену деятельности во время занятий (физминутки, смена положения ребенка, работа, стоя, сидя);

7. Дозировать учебную нагрузку;

8. Осуществлять постоянный контроль над выполнением домашнего задания (требуемый объем, соответствие заданному материалу).

Методы и приемы коррекции, используемые на уроках биологии

-Графические и зрительные диктанты, группировка слов и картинок, установление связей;

- Рисование, лепка, конструирование и моделирование объектов, фрагментов, процессов;

- Работа со зрительно-двигательными тренажерами;

- Работа с планом, схемой, опорной схемой, таблицами;

- Работа с незаконченными изображениями, восстановление по неполному изображению целого, пазлы.

-Упражнения для развития ориентации в схеме собственного тела.

- Нахождение сходства и отличий предметов, явлений, событий, ребусы, синквейны, кроссворды;

Практическое применение активных методов обучения на уроках биологии в условиях инклюзивного образования.

Рабочие программы были разработаны на основе учебного плана, утвержденного приказом школы, в соответствии с годовым календарным учебным графиком, утвержденным приказом школы, а также в соответствии с положением о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ БОУ ОО «Созвездие Орла». Рабочие программы по биологии составлены с учётом особенностей психофизического развития, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и способствуют их умственному развитию. Перед каждым учителем, работающим с детьми с ОВЗ, стоит вопрос адаптации рабочей программы по предмету. Здесь главный момент — это то, что содержание рабочей программы остается практи­чески без изменений, а тщательной адаптации подвергаются разделы рабочей программы «Характеристика деятельности по формированию УУД» и «Характеристика деятельности по формированию предметных умений и навыков», т. к. данные требования составлены для детей, которые не имеют отклонений в здоровье, а соответственно большинство действий недопустимы для ребенка с ОВЗ

Преподавание биологии направлено на коррекцию недостатков умственного и физического развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление, они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с неживой природой, влияние на неё.

Возможность выбора деятельности на уроке позволяет каждому учащемуся найти занятие по интересу и проявить себя. Так как выбранный вид деятельности согласовывается со способностью учащегося, она производится качественно и творчески. Мотивы направляют, организуют познание, придают ребёнку личностное значение. И именно мотивация, обусловленная познавательными интересами и интеллектуальной инициативой, является наиболее значимой для эффективной учебной деятельности.

При проведении уроков активно используются информационно-коммуникативные технологии. Особое место в моей практике занимает обучение с применением презентаций Microsoft Power Point, которые всегда очень тщательно составляю: подбираю наиболее важный для запоминания материал, использую красочное оформление, анимацию, разнообразные схемы, рисунки, фотографии, словом всё то, что может привлечь внимание ребенка, пробудить в нем интерес к изучаемой теме. Учащимся предлагаю для просмотра учебные документальные и художественные фильмы, познавательные видеоролики и мультфильмы.

Рисунки-сигналы

Нестандартные методы обучения трудно представить без применения наглядных средств обучения. На уроках биологии их можно использовать в различных сочетаниях в зависимости от темы и цели урока. Визуализация информации очень важна для детей с ОВЗ, поэтому в обучении биологии использую рельефные и печатные таблицы, вместе с детьми рисуем и изготавливаем обучающие плакаты и схемы, коллажи, тематические газеты. Затем устраиваем выставки. Часто предлагаю зарисовать на уроке фрагменты или целые организмы, явления Дети осознают свою причастность к образовательному процессу, стараются качественно выполнить любую порученную им работу, связанную и рисованием, вырезанием, распределением объектов на бумаге. Рисунки, выполненные на уроке, или как домашнее задание затем разрешаю использовать при пересказе учебного материала или в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации. Рисунки-сигналы, или графические конспекты, я обычно использую на обобщающих уроках, после изучения тех или иных крупных тем, например, систематических групп животных. Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на классной доске (и в рабочих тетрадях) в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными. Особо хочу выделить значение опорных графических конспектов для учащихся с ОВЗ. Запомнить отдельные факты, события, даты для них бывает очень сложно, не говоря уж о цельной цепочке темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Опорный конспект, в таком случае, действительно становится опорой для такого учащегося. Он позволяет без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний, а значит и растет уровень мотивации.

Задание: Путешествие капельки воды в круговороте





Игровая деятельность.

Опыт показывает, что наиболее эффективно в активизации мыслительных процессов помогает игровая деятельность. Дети с большим удовольствием сами дома изготавливают «биологическое лото»в 5-6 классах, а потом на уроке использую или как для актуализации так и повторения, обобщения . на уроках химии очень эффективно « химическое лото» при изучении темы « Классы неорганических соединений» . Также имеют место быть игры на внимание « Кто лишний?» «Найди ошибку!» « Что общего» , и интерактивные игры по биологии с разных педагогических порталов. Также использую игры и во внеклассной работе. Дети с большим удовольствием придумывают и создают лепбуки по различной тематике.

«Один лишний»

Молочная планария Печеночный сосальщик Бычий цепень Дождевой червь Кто лишний и почему?



Задание «Собрать дыхательную систему» (выдается конверт, где находятся вырезанные из бумаги части дыхательной системы, необходимо правильно расположить их)




Кроме этого, я предлагаю учащимся по картинке, на которой показан определенные органы, определить к какой системе органов они относятся.

Дидактические карточки

Задание :
Внимательно рассмотрите словарное облако. Используя теги, подготовьте ответы на вопросы.
Ресурс можно использовать для проверки знаний учащихся по теме "Генетика" на уроках биологии.



Задания, направленные на коррекцию и развитие внимания, пространственного восприятия, образного мышления.

  1. «Один лишний»

  2. «Раздели на группы»

  3. «Буквенные шифры»

  4. «Найди ошибку»

  1. «Раздели на группы»


Позвоночник, сердце, череп, лёгкие, почка, грудная клетка, трахея, диафрагма, желудок, головной мозг, мочевой пузырь, кровеносные сосуды, кишечник, нервы, толстая кишка.

1. Скелет

2. Дыхательная система

3. Кровеносная система

4. Нервная система

5. Выделительная система

6.Пищеварительная система


  1. «Буквенные шифры»

5 класс

Задание: найти слова, относящиеся к клетке.


Т

Н

Ь

К

Л

Е

Т

К

А

Ш

З

Х

Ч

Ф

К

Р

Ы

С

А

Л

Я

Д

Р

О

Г

Ш

Е

В

П

О

Р

Ы

С

Л

И

К

Д

С

В

А

К

У

О

Л

Ь

Я

Х

К

Ц

Е

Т

Х

О

Б

О

Л

О

Ч

К

А


  1. «Найди ошибку»

Учащимся предлагается текст, в котором они должны найти ошибки. Данное задание помогает конкретизировать знания, закрепить изученное. 7 класс «Многообразие насекомых»


Попрыгунья Стрекоза

     Лето красное пропела,

     Оглянуться не успела,

     Как зима катит в глаза


Биологическая ошибка: Стрекоза не поёт, а её полёт можно сравнить с пляской.


Результат:

  1. Позитивная динамика в коммуникативном развитии.

  2. Активация мыслительной деятельности.

  3. Положительный эмоциональный настрой на урок.

Тесты различной степени сложности, синквейны, кроссворды и ребусы.



Инструкции

Ввиду сниженного интеллекта и особенностей эмоционально-волевой сферы, недоразвития аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности для учащихся с ОВЗ необходимо инструктировать любой вид деятельности. Инструкции составляются подробно, доступно, задания дозируются, материал для осмысления тщательно подбирается. Поскольку у детей с ОВЗ наблюдается несформированность произвольного внимания, инструкции помогают многим избежать значительное количество ошибок; помогает напоминание о том, что аналогичные задания выполнялись на прошлом уроке. Детям необходимо организовать поток мысли, научить их быть внимательными - значит дать им в руки набор стандартных приемов, которые позволят мысленно видоизменять объект внимания. При использовании инструкций обычно использую такой метод обучения, как работа в малых группах, парах. Учащиеся объединены общей целью, в совместной работе просматривается соревновательный момент, имеет место ожидание результата деятельности.

С целью эффективного усвоения учебного материала учащимися с ЗПР необходимо многократное, поэтапное повторение, частое обращение к «старым» знаниями. Задания на повторение необходимы на каждом этапе урока. Например, повторение как материала, изученного недавно (например, при изучении строения животной клетки идет повторение строения растительной клетки, изученное на предыдущем уроке), так и ранее изученного материала (например, при изучении регуляции процессов жизнедеятельности повторяются системы органов организмов, понятие «раздражимость»). В конце каждой темы организуется итоговое повторение с помощью различных методов и приёмов (кроссворды, мозаика, «дорожка знаний» и т. п.).

Для облегчения работы учащихся важно, на мой взгляд, использовать достаточное количество заданий с опорой на образец, то есть заданий репродуктивного характера. Это могут быть задания по заполнению схем, обозначению на рисунках частей объектов. При этом учебный материал вначале нужно разобрать с ребятами по учебнику, лишь затем предложить выполнить задания в тетради. Чтобы не снизить познавательную мотивацию, рисунки учебника и тетради должны отличаться. Например: учащиеся по учебнику разбирают передвижение спермиев цветкового растения по пыльцевой трубке, а потом в тетради на схеме должны показать это передвижение; задания: «Нарисуй, что помогает дышать рыбе (жуку, человеку)» выполняются после рассмотрения органов дыхания на рисунках учебника.

Задание «Собрать пищеварительную систему» (выдается конверт, где находятся вырезанные из бумаги части пищеварительной системы, необходимо правильно расположить их)




Следующий метод - «бортовой журнал». Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что я знаю по данной теме? Что нового я узнал из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова первоначальными знаниями, далее при чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку бортового журнала, исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.

На стадии рефлексии идет предварительное подведение итогов: Сопоставление двух частей бортового журнала, суммирование информации, ее запись и подготовка к обсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е. каждый партнер ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результаты обсуждаются в паре. Затем следует новый цикл работы с другой частью текста. Очень важной является итоговая рефлексия, так как она может стать выходом на новое задание, исследование.

Метод «Пометки на полях» технически достаточно прост, так как позволяет ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Учащихся надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения. Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом. Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее. Знаком «минус»(-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли, а в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное.



Заключение

В наше время обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе становится массовым явлением. В связи с этим становится актуальной проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с особыми образовательными потребностями.

Каждый учитель имеет право избирать такие формы работы, которые соответствуют цели биологии как учебной дисциплины. Безусловно, преподавание биологии в школе требует изменений. Этот процесс длительный. Он будет зависеть, прежде всего, от активности учащихся, от их желания постоянно самосовершенствоваться по этому предмету.

Я сделала свой выбор в сторону нетрадиционных форм и методов обучения, практическая реализация которых показывает их эффективность в условиях инклюзивного образования. Моя профессиональная компетентность учителя, кроме определенного набора знаний, включает функциональный компонент. Он предполагает развитие умения проектировать и конструировать образовательный процесс по биологии, акцентировать внимание на специфике организации учебного процесса в группе или классе. Применение нестандартных методов обучения и воспитания способствуют развитию приоритетных ценностей - самостоятельности, критичности мышления, толерантности, положительной активной жизненной позиции. А специально организованная учебно-познавательная деятельность на основе использования форм и методов нестандартного обучения содействует формированию необходимых знаний у учащихся с ограниченными возможностями здоровья, более полноценной их интеграции в современном обществе.

Список используемой литературы

1. Биология в школе, научно-методический журнал, М., «Школа-Пресс», №2, 1999 год, стр. 24.

2. Васильева Е.В. Еще раз об опорных конспектах // Биология в школе. М., «Школа-Пресс», №3, 1989, стр. 41-46.

3. Воронкова В.В., Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2011 г., 224с.

4. Выготский Л.С. Избранные педагогические исследования. М., Изд-во АПН ССР, 1956. - 320с.

5. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие. М., Педагогика, 1985. - 167 с.

6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 2006. 134с.

7. Дьяченко В.К. Новая дидактика. М., Владос, 2008. - 320с.

8. Никишов А.И., Теремов А.В. Использование опорных сигналов (рисуночного письма) в обучении // Биология в школе, научно-методический журнал, М., «Школа-Пресс», №4, 1987, стр. 44-48.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологи. М.: Народное образование, 1998. - 105с.

10. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр, пособие для учителя М.: Владос, 2007. - 256с.

11. Титов В.А., Дефектология, учебный курс, Московский Университет имени С.Ю. Витте, Электронный курс , 2013 год, 167с.

12. Ушинский К.Д., Избранные педагогические сочинения: В 2.-х т.-- М., 1939. Т. 2, с. 156.

13. Федеральный закон N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г.