Статья
«Использование песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Развитие ребенка — это процесс творческий. Чтобы помочь ребенку превратиться во взрослую сознательную личность, с позитивным отношением к себе и к миру, раскрыть его лучшие качества и развить таланты, нужно вложить немало эмоциональных и физических сил. На этом пути родители и воспитатели нередко сталкиваются с психологическими проблемами детей: страхами, замкнутостью, сложностями в адаптации и общении со сверстниками. На помощь им приходит детский психолог. Цель работы психолога в ДОУ — это гармоничное развитие ребенка, сохранение и укрепление психологического здоровья детей, и оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в различных жизненных ситуациях.
Приоритетным направлением в своей работе я считаю развитие эмоционально-личностной сферы и познавательного интереса детей. Эту задачу прекрасно решает песочная терапия.
Игры с песком — это не только увлекательный процесс. Ребенок, используя свои творческие способности и работу воображения, создает собственный мир, ощущая себя творцом. Песочная терапия позволяет выразить внутренние переживания ребенка во внешнем мире.
Песочница используется как в диагностических целях: для выявления тревожности, агрессивных проявлений и страхов у детей, так и для коррекции этих отклонений.
Целенаправленные и систематические занятия по песочной терапии оказывают положительное влияние на развитие речи, мелкой моторики, воображения, интеллекта. А также помогают гармонизировать психоэмоционального состояния ребенка.
Актуальность таких занятий обоснована тем, что дети дошкольного возраста не всегда могут выразить словами свои чувства и переживания вследствие недостаточного словарного запаса, бедности представлений или задержки психического развития.
Песочная терапия особенно полезна детям, которые столкнулись со следующими проблемами:
-Невротические нарушения (повышенная тревожность, энурез, тики, заикания);
-Фобии, страхи, панические состояния;
-Кризисные ситуации (развод родителей, утрата, разлука, рождение сестры или брата);
-Конфликтная ситуация со сверстниками;
-Замкнутость, подавленность, низкая самооценка;
-СДВГ.
Разработано множество заданий и упражнений с использованием песка направленных на решение данных проблем. Существуют специальные программы по песочной терапии: “Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста” Бережной Н.Ф., “Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития” Кондратьевой С.Ю., “Чудеса на песке. Песочная игротерапия” Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеевой Т.Д., “Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников” Валиевой А.Р. и другие.
В нашем ДОУ для песочной терапии используется интерактивная песочница. Использование ИКТ развивает интерес современных детей к процессу обучения. А использование света и звука в песочнице помогает глубже окунуться в процесс.
Совместная деятельность педагога и ребёнка осуществляется как индивидуально, так и в подгруппах. Оптимальная численность подгруппы 2-4 человека. Продолжительность деятельности зависит от возможностей и настроения ребенка и составляет 7 – 20 минут. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, специально организованная деятельность и коррекционные упражнения проводится в утренние часы, когда ребенок настроен на работу. В вечернее время ребенок при помощи песка сможет снять напряжение и усталость, накопившуюся за день.
В работе с детьми младших групп я использую игры с песком в качестве психопрофилактического средства в период адаптации к жизни в детском саду. Например, игра «Песочный детский сад». В данной игре поэтапно обыгрывается целый день в настоящем детском саду, с соблюдением последовательности выполнения основных режимных моментов (приход в садик, завтрак, занятие, прогулка и т.д.), а также все доступные ребенку навыки самообслуживания. Особое внимание здесь уделяется игре с фигурками в реальных проблемных ситуациях, например расставание с родителями или прием пищи.
Такое проживание тревожных моментов в игре помогает детям справиться со своими чувствами в реальной жизни.
Игры с песком благотворно влияют на развитие речи. Прежде всего ребенок учит новые слова, связанные с песочницей и действиями с ней. Номинативный словарь: песок, песчинка, пустыня, засуха, ливень, дюны, барханы. Предикативный словарь: гладить, грести, превращать, сыпать. Aтpибyтивный словарь: песчаный, легкий, сыпучий, золотистый, золотистый, зыбучий, таинственный, неизведанный, горячий, пылающий и многие другие. Важно обогащать речь детей, используя в игре разнообразную лексику. Задавать вопросы, побуждая ребенка повторять и запоминать новые слова.
Различные игры в песке способствуют развитию мелкой моторики. Например, игра «Необыкновенные следы»: по команде «Идут медвежата» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок. «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. «Ползут змейки» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях). «Бегут жучки-паучки» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых (можно полностью погружать руки в песок, встречаясь под песком руками друг с другом — «жучки здороваются»).
Огромное значение для ребенка имеет развитие тактильных ощущений. С их помощью мозг обрабатывает сигналы внешнего мира, учиться сравнивать и запоминать ощущения. Прикосновения позволяют ребенку накапливать различный сенсорный опыт.
Для развития тактильных ощущений, можно использовать такие упражнения:
• скольжение ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки), затем, то же поставив ладонь на ребро;
• сделать отпечатки кулачков, костяшек кистей рук, ребра ладони;
• сделать причудливые узоры на поверхности песка, найти сходство с другими предметами (ромашка, солнышко, дождинка, травинка, дерево, ежик);
• пройтись по поверхности песка каждым пальцем поочередно правой и левой рукой (можно группировать пальцы по два, три, четыре и т. д.);
• поиграть на поверхности песка, как на клавиатуре, пианино или компьютере;
• спрятать в сухой песок кисти рук и начинать ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф;
• освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Важным моментом здесь является проговаривание своих ощущений взрослым и ребенком (песок теплый, сухой, рассыпается, течет сквозь пальчики) и поговорить об ассоциативных воспоминаниях, связанных с этими ощущениями (река, солнце, лето, ощущение бесконечности мира и ожидание чуда). Важно учить ребенка прислушиваться к своим чувствам и рассказывать о них.
Есть множество игр с песком для снятия психоэмоционального напряжения. Я применяю их в период адаптации детей, для снятия повышенной тревожности или для профилактики детской агрессии. Одна из которых: «Археология», её цель - развитие мышечного контроля, успокоение, снятие возбуждения у ребенка. Взрослый опускает кисть ребенка в таз с песком и засыпает ее. Ребенок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребенок коснется своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.
Основной принцип игр на песке – это создание стимулирующей среды. Чувствуя себя комфортно и защищено, ребенок может проявить творческую активность. В песке нельзя что-то сделать неправильно, поэтому ребенок обретает внутреннюю свободу и уверенность, что его никто не осудит и примет таким, какой он есть. В этом и состоит главная цель песочной терапии: дать ребенку возможность быть самим собой, слышать и принимать свои чувства, самостоятельно находить выход из сложной ситуации.
Трудно не оценить пользу песочной терапии. Используя ее в своей практике, я замечаю, как у детей улучшается общее эмоциональное состояние, снижается уровень тревожности, развивается познавательная и игровая активность. А использование песочной терапии в период раннего и младшего дошкольного возраста позволяет детям легче адаптироваться к условиям детского сада.
Список использованной литературы
Бережная Н.Ф. Использование песочницы в корекции эмоциональноволевой сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста / Дошкольная педагогика №4-2006, №1-2007.
Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010.
Валиева А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников / Психолог в детском саду №3 – 2006.
Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
https://kakzdorovo.center
https://urok.1sept.ru/