СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование регионального компонента в преподавании русского языка и литературы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Статья рассказывает о формах работы на уроках русско языка и литературы с использованием регионального  компонента.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование регионального компонента в преподавании русского языка и литературы"»

Использование регионального компонента в преподавании русского языка и литературы как средство формирования культуроведческой компетенции обучающихся»


Учитель русского языка и литературы

Баженова Ю.В.

МБОУ Дуройская СОШ


Богатство и разнообразие литературного языка требует тщательного и серьёзного изучения. Начинается оно на уроках русского языка и литературы. Чтобы вызвать интерес учащихся к предмету, мы ищем новые пути и используем в своей работе материалы краеведения. Самостоятельность изучения, умение сопоставлять, делать выводы – это те необходимые навыки, которые получают учащиеся, знакомясь с историей родного края.

Становление истинного патриота, воспитание любви к Родине начинается с малого: умения по достоинству оценить, дорожить и гордиться своим родным краем. Важная роль в решении этой задачи отводится нам, школьным учителям. Проведенные мною работы среди учащихся показали, что ребята интересуются историей родного края, его славным прошлым. Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время помогает учащимся осознать свой гражданский долг и полюбить родной край.

Краеведческий материал позволяет сделать уроки более доступными, живыми, пробуждает в учениках живой интерес к жизни родного края.


В условиях современного социума все большее значение приобретает высокая интеллектуальная подготовка подрастающего поколения. Немаловажное значение на современном этапе для развития интеллектуальных возможностей обучающихся, систематической и целенаправленной ориентировки их на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности, по моему мнению, приобретает краеведение – всестороннее изучение родного края.

Краеведение – средство сохранения социальной памяти, изучения культурного наследия, «воспитывающая наука», как назвал ее академик Дмитрий Сергеевич Лихачев.

Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Надо только воспитать в подрастающем гражданине эту потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Необходимо объяснить, растущему человеку, что его жизнь маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира. А потому жить необходимо так, чтобы «не было больно за бесцельно прожитые годы». Использование краеведческого материала на уроках русского языка и литературы заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

На уроках русского языка и литературы мы, учителя, всегда касаемся вопросов патриотического воспитания. Воспитание патриотизма – одна из главных задач нашего дня. Для каждого ученика важно знать свой родной край, его историю, культуру, природу. Глубокое знакомство с историей и литературой родного края способствует воспитанию истинного гражданина. Я не только знакомлю учащихся с “малой Родиной”, но и использую материал о природе родного края, его историческом и культурном наследии, о хозяйственной деятельности местного населения на уроках и во внеурочной деятельности.

Приемы и формы краеведческой работы на уроке возможны самые разнообразные. Я использую следующие: составление и разбор предложений, анализ текстов, чтение и анализ стихов, сообщения учащихся, изучение своей семьи, своего рода, профессии родителей. Учитывая заказ современной школы на создание дидактических материалов, содержащих региональный культуроведческий компонент, предлагаю отдельные варианты задания.

1.Запишите словосочетание, распределяя их по способам подчинительной связи.

Приаргунский район, застава Дуроя, дуройские казаки, школьный музей, поэт Гантимуров, Люскины скалы.

2.Выразительно прочитайте текст. Подчеркните грамматические основы предложений. Найдите односоставные предложения, определите их вид, укажите, чем выражено сказуемое (лицо, число, если есть)

- Что объединяет ваши тексты? ( тема Родины, любовь к Родине)


А. Захаров

Дуройские зарисовки

Дурой - посёлок приграничный,

Граница здесь – Аргунь – река.

Застава с вышкой пограничной,

Её видать издалека.



Большое озеро Дуроя,

Как море, посреди степи.

Здесь для рыбалки и покоя

Уютней места не найти.



Незабываемое чувство

Переполняет душу мне

При виде лодок с рыбаками

И белых чаек на волне.



Здесь лёгкий бриз, с волною споря,

Куда захочет, повернёт,

То к берегу волну пригонит,

То вдруг от берега вернёт.



Не жду безоблачной погоды

И не надеюсь на пока.

Побыть наедине с природой

Я мчусь сюда из далека.


При закреплении данной темы снова даю текст.

В 1890 году от Иркутска Антон Чехов по берегу Ангары проехал к Байкалу, пересек его, потом на лошадях добирался до Сретенска и поспел туда всего за час до отхода парохода «Ермак». Далее начинался водный путь по Амуру.


«Конно-лошадиное странствие» наконец-таки кончилось. Байкал, Забайкалье, Амур произвели на Чехова не менее сильное впечатление.


«Вообще говоря, – пишет он, – от Байкала начинается сибирская поэзия, до Байкала же была проза». «Забайкалье, – сообщает он в письме Лейкину, – великолепно. Это смесь Швейцарии, Дона и Финляндии». 

В сборнике «По Сибири: путевые очерки и письма» писатель пишет про Бурятию: «В Забайкалье я находил все, что хотел: Кавказ и долину Псла, и Звенигородский уезд, и Дон. Днем скачешь по Кавказу, ночью по донской степи, а утром очнешься от дремоты, глядь, уже Полтавская губерния»



Задания по тексту.

Расставьте и объясните знаки препинания и буквы;

найдите эпитеты,

опишите свой любимый уголок природы.

Проанализировав результаты работы с краеведческим текстом на уроках русского языка, я убедилась в том, что это действительно эффективный материал. Умелый отбор текстов позволяет создать благоприятную речевую среду, которая способствует совершенствованию чувства языка, развивает творческие способности школьников.

Материалы о малой родине помогают общению, так как привлекают учащихся больше, чем абстрактные примеры из учебника.

  1. Представьте, что вы экскурсовод и вам необходимо обратиться к экскурсантам. Закончите следующее предложение, предварительно определив тему высказывания.

Мне хочется обратить ваше внимание на… Прошу вас обратить внимание.… Хотелось бы привлечь внимание…

Какие односоставные предложения у вас получились? Определите их вид, подчеркните в них грамматическую основу.

  1. Согласен ли ты с пословицей? Вырази свои мысли в небольшом тексте – рассуждении.

Своя земля и в горсте мила. Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. Кто где родится, там и пригодится. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

  1. Продолжи сочинение по его началу.

а) С чего начинается Родина? Не сразу ответит на это человек. Один представит безмятежное небо юга и ласковое море, другой вспомнит бескрайнюю степь, третий – Карпаты. А что представляется мне при слове «Родина»?

б) Никогда, наверное, не перечислить всего, о чем думают люди, говоря «моя родина». В одном этом емком слове хочется соединить все, что очень дорого мне….

6. Руководствуясь данными ниже вопросами и заданиями, соберите и систематизируйте материал для устного выступления или домашнего сочинения о родном крае (городе, селе, поселке). Учитывайте формулировку вашей темы!

1. Что тебе известно из истории возникновения родного города (села, поселка, деревни)?

2. Какие события из прошлого родного края вызывают у тебя чувство гордости и почему?

3. Какие музеи есть в вашем городе (селе, поселке)? Когда они были созданы? Чем особенно интересны?

4.Какие архитектурные памятники могут рассказать о прошлом родного края (города, села, поселка)? Когда они появились? Что ты знаешь об их создателях?

5. Как в географических названиях отражена история вашего края? О чем могут рассказать названия улиц и площадей родного города (села, поселка, деревни)? Что ты знаешь о событиях и людях, в честь которых они названы?

6. Чем прекрасна природа родного края? Что тебе особенно близко и дорого в ней? Что делается в вашей области для охраны окружающей среды?

7. Что волнует и беспокоит тебя в современной жизни родного края?

8. Как тебе представляется будущее родного края? Что ты сделаешь для него? Чем ты поможешь ему?

9. Прочитайте примерные темы сочинений. Проанализируйте их. Выберите одну тему и составьте к ней план. Напишите сочинение по выбранной теме.

1. Героические страницы из истории нашего села.

2. Мои замечательные земляки.

3. Их именами названы улицы нашегосела.

4. О чем рассказал памятник?

5. Моё село.

Формирование у учащихся чувства патриотизма, сознательности активного гражданина – одна из главных задач краеведческой работы на уроках русского языка.

Литературное краеведение должно стать действенным помощником учителя по воспитанию у учащихся любви к своей малой родине, должно развивать интерес школьников к изучению ее истории, традиций, нашедших отражение в местных говорах и фольклоре, в произведениях древнерусской литературы и письменных памятниках своего региона.

Литературное краеведение в школе имеет образовательные и воспитательные задачи:

- открыть учащимся прекрасное в окружающем их мире, в людях и природе, традициях и обычаях родного края;

- расширить и углубить знания учащихся о писателях и поэтах, чья жизнь и творчество были связаны с данным регионом;

- познакомить с особенностями местного фольклора, с произведениями писателей-земляков.

Включение литературного краеведения в школьную программу способствует не только углублению общеобразовательной подготовки учащихся, но и расширению их культурного кругозора, формированию нравственно-эстетических ориентиров. Знакомство учащихся с биографическими данными писателей-земляков и писателей, так или иначе связанных с родным краем, чтение и обсуждение литературных произведений может являться стимулом к творческой деятельности, к выработке активной жизненной позиции. Еще Д.С.Лихачев отмечал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, на зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».

Формы и методы проведения литературной краеведческой работы в школе могут быть различными:

- тематические вечера;

- читательские конференции (если возможно, с приглашением писателей-авторов);

- конкурсы на лучшую творческую работу;

- издание литературного журнала;

- организация литературных выставок, презентаций;

- составление литературных карт и схем;

- научные исследования;

- экскурсии и экспедиции по сбору фольклорного материала и т.п.

- проекты

Использование местного литературного материала на уроках литературы позволяет варьировать виды уроков: интегрированные, ролевые, творческие, уроки-экскурсии и уроки-путешествия и т.д.

Краеведение является одним из эффективных средств патриотического и нравственного воспитания, так как соединение учебно-познавательных задач происходит естественно, органично, без приедающейся назидательности. Очень оживляют работу элементы поиска, исследования. Краеведческая работа представляет блестящую возможность реализовать идею межпредметных связей, органично связывать классные занятия с факультативными и внеклассными мероприятиями.

Местный материал очень удобен для анализа, полезен при записи различного рода примеров, в то же время он заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг и полюбить свой родной край.

На уроках внеклассного чтения «Литература родного края» учащиеся пишут мини-сочинения, основанные на краеведческом материале.

Таким образом, краеведческая работа может и должна войти в жизнь каждой школы. Ее творческий, созидательный характер послужит воспитанию активных молодых граждан России.