Белобородова Ольга Анатольевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
г. Бирска, Бирский район ,РБ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ
НА УРОКАХ С ДЕТЬМИ ОВЗ
Сегодня огромное количество стран имеет положительный опыт использования данных технологий в образовании. Особую роль они играют в образовании людей с особыми потребностями, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ) и людей с инвалидностью.
Для получения полноценного образования людьми с ОВЗ сейчас создаются и используются вспомогательные технологии, представляющие собой устройства, направленные на обеспечение комфортных условий в повседневной жизни. Так, для слабовидящих и слепых учащихся используются технические средства коммуникации в слуховой и тактильной модальностях: программы, преобразующие текст в речь, или тексто-речевые конвекторы, синтезаторы речи, которые могут озвучивать ярлык, находящийся на некоторых изображениях.
При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно-развивающие педагогические технологии, позволяющие достичь положительной динамики в их воспитании и развитии, успешной социализации в обществе. Сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у воспитанников познавательной активности и творческих способностей, уверенности в себе и в завтрашнем дне.
Объяснительно-иллюстративные технологии позволяют сэкономить время и облегчить понять новую информацию.
Личностно-ориентированные технологии учитывают индивидуальные особенности, возможности и способности воспитанников. Цель технологии – максимальное развитие индивидуальных познавательных возможностей ребёнка на основе имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Задача педагога – пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную и творческую деятельность каждого ребёнка
Технологии жестовой речи. Для общения с людьми с ограниченными возможностями используется целая система жестов, так называемый «жестовый язык», где каждый жест соответствует определённому слову. Для обозначения имён нарицательных, научных терминов, предлогов, междометий, то есть слов, у которых нет жестового представления, используется дактиль.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности детей с ограниченными возможностями на занятиях кружка. Педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и педагогическим результатом
Технологии коллективной творческой деятельности эффективны в обучении слабослышащих детей, т.к. способствует развитию творческого мышления воспитанников и формированию личностных качеств, которые развиваются лишь в деятельности, например: умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение.
Технология проектного обучения – альтернативная технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Соблюдение здоровьесберегающих технологий позволяют детям избежать физического и нервного переутомления. Это соблюдение правил безопасной работы во время занятий, проведение психологических тренингов, физкультминуток и разминок.
Информационные технологии. В связи с потерей слуховых ощущений у глухих особую роль приобретают зрительные ощущения и восприятия. Зрительный анализатор становится ведущим в познании окружающего мира. В связи с этим возникает необходимость значительного количества иллюстративного и текстового видеоматериала материала.
Использование новых технологий отвечает современным требованиям, стоящим перед школой, при подготовке конкурентоспособных граждан. Благодаря образовательным технологиям учащиеся овладевают приемами учебной деятельности, умением самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в современном информационном пространстве. Именно это и формирует «компетенцию».
Однако внедрение современных образовательных и информационных технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.