СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья "Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе"»











« Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»





















За последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в динамике состояния здоровья детей. Уже в 1 класс приходят дети с отклонениями в физическом развитии: нарушением координации движений, нарушением речи, с хроническими заболеваниями. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения состояние детей ухудшается, удваивается число хронических заболеваний у школьников.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Проблема здоровья детей стоит сегодня настолько остро, что и передо мной стал вопрос: «Что важнее - физическое состояние или обучение?». На этот вопрос я нашла ответ в дополнительных источниках по теме. А.Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля». Ведущим фактором здоровья является образ жизни, формировать который может и призвана школа, ибо, как писал всемирно известный хирург и один из первых русских учёных – педагогов Н. И. Пирогов: «Всё будущее жизни находится в руках школы, прямое назначение которой – быть руководителем жизни на пути к будущему».

В сентябре 2011 года я начала работать над темой «Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе»

Этапы работы по теме самообразования

Учебный год

Работа по теме самообразования

2020 – 2021 учебный год

  • Анализ своего уже имеющегося опыта в данном направлении;

  • Выбор класса для работы по данной теме;

  • Подбор литературы по теме самообразования;

  • Прохождение курсов повышения квалификации;



2021 – 2022 учебный год

  • Изучение литературы по теме самообразования;

  • Применение рекомендаций этой литературы в учебно-воспитательном процессе;

  • Изучение опыта работы по здоровьесбережению.

  • Открытый урок по математике во 2 классе с использованием здоровьесберегающих технологий;

  • Знакомство с оформлением паспортов здоровья;



2022 – 2023 учебный год

  • Оформление паспортов здоровья;

  • Открытый классный час для учащихся начальной школы «Формула здоровья»;

  • Выступление на МО. Учителей начальных классов МКОУ «Прогимназия №75»» с докладом «Применение здоровьесберегающих технологий на уроке»;

  • Оформление в классе уголка Здоровья;

  • Изучение опыта работы и создание Программы «Полезные привычки»;

  • Открытый классный час для начальных классов «Папа, мама, я – спортивная семья!»;

2023 -2024 учебный год

  • Теоретическое обоснование избранной темы;

  • Анализ обнаруженных фактов, выводы и рекомендации

по данной теме через тесты по физкультуре

и результатам медосмотра учащихся;

  • Открытый урок по русскому языку с использованием здоровьесберегающих технологий;

  • Выступление на педсовете МКОУ «Прогимназия №75»» с вопросом «Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в начальных классах»;

  • Подбор литературы для создания картотеки физкультминуток;

  • Прохождение аттестации учителем;

  • Выступление на М./О. начальных классов с докладом «Использование здоровьеберегающих технологий в начальных классах»;

2024 – 2025учебный год

  • Открытый урок по окружающему миру с использованием здоровьесберегающих технологий;

  • Выступление с докладом по своей теме самообразования в МКОУ «Прогимназия №75»» в рамках преемственности между детским садом и школой;

  • Выступление на родительском собрании по пропаганде здорового образа жизни, сообщение «С вас берут пример дети!»;






Здоровьесберегающие технологии – это:

  • Технология сохранения здоровья, которая предполагает совокупность педагогических, психологических, медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценностных отношений к своему здоровью;

  • Технология обучения здоровью включает в себя приёмы, методы, способы, набор образовательных и воспитательных средств, организация методического инструментария педагогического процесса;

Задачи работы над темой:

  1. Сохранение и укрепление здоровья учащихся.

  2. Пропаганда здорового образа жизни.

  3. Распространение санитарно-гигиенических знаний среди учащихся и их родителей.

  4. Вовлечение учащихся и родителей в оздоровительную деятельность.





Основные этапы работы над темой самообразования

  • Изучение состояния здоровья учеников; (Школьный врач, классный руководитель).

  • Приобщение к здоровому образу жизни; (Классный руководитель, родители).

  • Развитие двигательных способностей; (Учитель физкультуры, классный руководитель).

  • Расширение кругозора о ЗОЖ. (Учитель, родители).

  • Проведение факультатива «Разговор о правильном питании». (Учитель).

  • Оформление паспортов здоровья. (Учитель, учащиеся, родители).

  • Проведение родительского всеобуча по вопросам здоровьесбережения. (Классный руководитель).

  • Консультации для родителей по вопросам здоровья их детей. (Школьный врач).



Формы внеклассной работы в рамках реализации здоровьесберегающих технологий:

  1. Беседы учителя и школьного врача на темы: «Чистота – залог здоровья», «И это всё о гриппе», «Если хочешь быть здоров, закаляйся!».

  2. Праздники Здоровья.

  3. Соревнования («Перестрелка», «Осенний кросс», «Весёлые старты», «Малая Спортландия», «Папа, мама, я – спортивная семья!»Устные журналы: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья», «Почему надо беречь своё здоровье?».

  4. Сочинение «Я здоровье берегу».

  5. Санитарные рейды по классу: «Пусть тебя не назовут неряхой», «А ты не забыл носовой платок?».

  6. Конкурс рисунков: «Я прививки не боюсь!».

  7. Конкурс пословиц и поговорок: «Мудрое слово о здоровье».

  8. Практические занятия по уходу за волосами, ногтями, зубами.

10.Коллективная работа над проектом «Разговор о правильном питании».

11.Обсуждение ситуаций: «А если руки не мыть?», «Одеваюсь по погоде».

12.Организация в классе уголка Здоровья.

Воспитание привычки к здоровому образу жизни предусматривает два компонента:

  1. Формирование у учащихся теоретических представлений о культуре здоровья, физической культуре как виде культуры человека. Уроки проводятся с целью ознакомления и закрепления правил личной гигиены, безопасности жизнедеятельности, сохранения слуха, зрения, предупреждение заболеваний, вредных привычек.

  2. Физкультурно-оздоровительная деятельность в режиме учебного дня (подвижные игры на переменах, физкультминутки на уроках) и во внеурочное время (дни здоровья, массовые спортивные мероприятия).

Сейчас я уже с уверенностью могу сказать, что проблему здоровьесбережения надо ставить и решать широко во всех направлениях учебно-воспитательного процесса. Только тогда можно ожидать какой-то положительный результат.

З доровьесбережение



Соблюдение СанПиНа Урок Внеклас. работа Работа с родителями

1.СаНПиН предусматривает:

-Каждый обеспечен удобным рабочим местом за партой в соответствии с ростом, состоянием зрения и слуха.

-Расстояние между рядами двухместных столов должно быть 60 см.

-Расстояние от первой парты до доски составляет 240 см.

-До уроков перед началом рабочего дня в спортзале проводила зарядку, которая приучает к здоровому образу жизни, мобилизует внутренние силы ребенка на учебный день. Но очень плохо, в последнее время она не проводится.

-Проветривание классного помещения.

С 1 класса учащиеся ведут паспорта здоровья.

Цель ведения паспортов здоровья:

  • Контроль за своим здоровьем;

  • Подбор форм и путей работы по сохранению и укреплению своего здоровья каждым учеником;

  • К работе с паспортами здоровья привлекаются: школьный врач, классный руководитель, учитель физкультуры, родители и, конечно, основная работа ведётся самим учеником.





Использование здоровьесберегающих технологий

во внеклассной работе

**Один раз в месяц провожу спортивный классный час в форме спортивных соревнований: ( «Веселые старты», игра «Перестрелка») эстафет, шоу «Танцы на льду»

В учебном процессе создаю положительный эмоциональный настрой через:

  • Создание обстановки доверия;

  • Обеспечение уверенности в успехе;

  • Формирование оценочных суждений;

  • Наличие одобрения, похвалы, шутки, улыбки;

  • Критериально – ориентированный подход (идти от успеха);

  • Изменение в организации учебного процесса (расстановка парт, посадка детей); Коллективно – групповые формы обучения;

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Для изучения и укрепления здоровья своих воспитанников привлекаю и родителей.

Традиционными в классе стали мероприятия:

  1. Спортивные соревнования: «Папа, мама, я – спортивная семья»;

  2. Выход совместно с родителями в лес на «День здоровья»;





3. Проведение Дня здоровья совместно с родителями детей моего класса (помощь в организации праздника);

4. Родительские собрания на темы, посвященные здоровьесбережению: «Алкоголь и дети», «Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца»

Предлагаю вашему вниманию разработку родительского собрания

«В первый класс – сколиоз в первый раз

Ваш ребенок, наконец, пошёл в школу? Тогда будьте готовы к тому, что ему угрожает серьёзная опасность – сколиоз. Сколиоз – это серьёзное заболевание спины, которое чаще всего встречается у детей дошкольного и школьного возраста. Это искривление позвоночника, при котором изменения касаются не только костей, но и связок. Сколиоз такой же бич нашего времени, как близорукость и гастрит. Более 5% детей и взрослых в мире страдают искривлением позвоночника. Если его не начать вовремя лечить, то у ребёнка может вырасти горб.

Обратите внимание, если у вашего ребёнка:

  • одно плечо выше другого;

  • одна лопатка выпирает больше другой;

  • просвет между опущенными вдоль боков руками и самими боками неодинаков;

Для лечения сколиоза необходимо:

  • обратиться к врачу;

  • следить за равномерным распределением нагрузки на спину (купите ранец с двумя шлейками);

  • убрать с кровати ребёнка мягкий матрас;

  • записать ученика на лечебную гимнастику или плавание;

Упражнение для первоклассника:

1.Купите гимнастическую палку. 3 раза в день по 15 минут ребёнок должен ходить, заведя её за спину.

2.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях горизонтально груди. На счёт 1 – 2 расходящиеся движения руками перед собой. На счёт 3 – 4 расходящиеся движения руками, но уже выпрямленными в локтях.

3.Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, кисти рук лежат на плечах. На счёт «раз» - пять вращательных движений вперёд, на счёт «два» - пять вращательных движений назад.(5 упражнений 3 раза в день).

4. Ноги на ширине плеч. Руки согнуты в локтях и сцеплены в «замок» на уровне груди. На счёт «раз» -3 поворота туловищем влево на упругих руках, на счёт «два» -3 поворота вправо (5 упражнений 3 раза в день).

5. Попеременные наклоны головы вправо – влево и вперёд – назад, стоя на месте (5 упражнений 3 раза в день).

6. Ноги на ширине плеч. Руки на поясе. По 3 наклона вперёд – назад и вправо – влево, не сгибая ноги в коленях (5 упражнений 3 раза в день).

Разработка классного часа

Тема: Папа, мама, я – спортивная семья!

Форма проведения: соревнование.

Место проведение: спортивный зал.

Оборудование: название и девиз классного часа, спортивный инвентарь, свисток, шары, награды.

Содержание классного часа:

(Выступление ребят – Добрый день, дорогие гости! Давно мы вас ждём. Гость есть гость – хозяину в радость! Тем более сегодня, когда к нам пришли большие дружные семьи нашего класса.

Чем живёт семья сегодня?

Всех проблем не одолеть.

Мы порою забываем,

Что в заботах и тревогах –

Главное – семью сберечь!

Все вы знаете, что полезно заниматься физкультурой и спортом, чаще бывать на воздухе. Но как трудно бывает порой пересилить себя: встать пораньше, сделать зарядку, облиться холодной водой. Мы порой откладываем это на потом. А что если попробовать начать заниматься вместе, всей семьёй, может тогда получится?

  • Выбор названия семейной команды.

  • Представление жюри.

  • Приветствие.

  • Этапы соревнования. (эстафета с обручем, бег в мешках, прыжки по «кочкам», бег с припятствиями, прыжки со скакалкой).

  • Награждение победителей.

Подведение итога классного часа:

Пусть всё это только игра,

Но ею сказать мы хотели:

Великое чудо – семья!

Храните её, берегите её!

Нет в жизни важнее цели!

Фрагмент урока математики «Здоровьесберегающая математика»

Первым уроком у нас, друзья,

Здоровьесберегающая математика.

Мы будем с вами задачи решать,

И о здоровье новое узнавать.

Задача 1. Первую зубную щётку изготовили в 1780 году в Лондоне. Сколько лет прошло с тех пор?

Задача 2. Когда ты улыбаешься, работают 6 разных мышц. Это в 100 раз меньше, чем все мышцы человека. Сколько всего мышц у человека?

Задача 3. Сегодня учёные утверждают, что от последствий курения на планете каждые 13 секунд умирает человек. Сколько человек умирает от последствий курения на планете за один урок? Какой вред наносит курение человеку? Можно ли оградить себя от этой беды?

Домашнее задание: попробуйте вместе с родителями составить такие задачи по теме здоровья, и мы их решим на уроках математики. А потом определим, чья задача самая интересная.

Мне бы хотелось услышать мнение об уроке. За что бы вы ему сказали «спасибо»? На этом наш урок закончен. Благодарю вас за интересные мысли.



У ребят моего класса по результатам углубленного медосмотра отмечено появление сколиоза. Я с привлечением школьного врача провела серию классных часов по формированию правильной осанки. Вот пример одного из классных часов:

Памятка:

«Берегите зрение»

  • не читай лёжа;

  • располагай стол слева от окна, настольную лампу на левой стороне стола;

  • не наклоняйся слишком низко над книгой или тетрадью;

  • не смотри без защитных очков на яркое солнце, включённую лампочку, пламя электросварки;

На уроках регулярно провожу упражнения для глаз.

Рекомендую выполнить такие задания:

1.Поморгать глазами 1 – 2 минуты.

2.Закрыть глаза и круговыми движениями сделать массаж век кончиками указательных пальцев;

3. Крепко зажмурить глаза, затем их открыть (повторить 3-4 раза);

4. Если глаза утомлены долгим чтением, то надо подойти к окну и 2-3 минуты посмотреть на небо;

5. Смотреть на палец вытянутой перед собой руки. Не сводя с пальца глаз, медленно приближать его к носу (повторить 3-4 раза);

6. Смотреть вверх и вниз (3-4 раза);

7. смотреть влево и вправо (3-4 раза);

На классных часах провожу исследования в форме тестирования. Тесты позволяют выявить вредные привычки учащихся и проводить коррекционную работу..

Тест

«Полезные и вредные привычки»

  1. Я часто ем сладкое.

  2. Я чищу зубы 2 раза в день.

  3. Я использую пасту с фтором.

  4. Я перекусываю фруктами и овощами.

  5. Я люблю сосать палец.

  6. Я грызу ручки и карандаши.

  7. Я дышу через нос.

  8. Два раза в год хожу к стоматологу.

  9. Я люблю перекусывать конфетами.

  10. Я не завтракаю по утрам.

  11. Я сплю на низкой подушке.

  12. За партой я стараюсь сидеть прямо.

(Ученик должен при положительном ответе ставить «+». Если, соединив все «+», он получил цифру «6», то сам для себя делает вывод, что у него больше здоровых, полезных привычек, чем вредных).

Выводы: результаты теста показали, что у большинства учащихся класса сформированы полезные привычки. Этот тест помог мне выделить темы для индивидуальной работы с отдельными учащимися и их родителями (некоторые ребята отметили, что не завтракают по утрам, часто перекусывают конфетами, мало употребляют овощей и фруктов).