Исторические предпосылки возникновения Северо-Двинской росписи..
Шляпцева Ирина Игоревна
Педагог дополнительного образования
МБУДО «ЦДТ»
Россия, г.Железногорск
Аннотация. Статья посвящена истории Северодвинской росписи и ее видам. Рассматривается мезенская роспись и ее стилевые особенности среди других росписей Севера.
Ключевые слова: орнамент, мезенская роспись, народная роспись Северной Двины, роспись по дереву, народные промыслы, история и традиции художественной росписи Севера.
Historical background of the Severodvinsk painting..
Irina I. Shlyaptseva
Teacher of additional education
MBUDO "CDT"
Russia, Zheleznogorsk
Annotation. The article is devoted to the history of Severodvinsk painting and its types. The Mezen painting and its stylistic features among other paintings of the North are considered.
Keywords: ornament, Mezen painting, folk painting of the Northern Dvina, wood painting, folk crafts, history and traditions of artistic painting of the North.
История возникновения росписи.
Истоки зарождения художественного образования на Архангельском Севере зарождаются издревле, с появлением народных ремесел и обучения чтению и письму. Примерно с XI по XVII век обучение грамоте и рисованию проходило при церквях и монастырях, а иногда - на дому. От отца к сыну передавались знания, умения не только читать и писать, но и успешно создавать необходимые вещи с декоративным украшением, обладающие семейными художественными традициями. В монастырях и церквях, а иногда при крестьянских дворах, учение проходило не более 1 года, без плана и учебной программы, учителя - грамотеи обучали тому, что знали сами - читать, писать, считать. Обучение рисованию велось на усмотрение учителя и его возможностей и сводилось часто к перерисовыванию букв и картинок с церковных картин, а то и совсем отсутствовало. В XVII веке, с появлением нескольких разрядов школ и училищ, стали проводиться занятия, связанные с изобразительной деятельностью: школы при церковных приходах, школы грамоты на селе, частные школы в городах. Рисования как предмета еще не существовало, детям предлагалось копирование образцов букв и рисунков из церковных книг. Записав и запомнив буквы, слова, дети перерисовывали с образца или по памяти предметы быта или крестьянской утвари и подписывали их. В конце XVII века появляются Малые народные училища в Архангельской губернии, в Онеге и Холмогорах. Малые народные училища были двухклассные, обучение проходило два года, чуть позже открываются и трехклассные, четыре года обучения. Занятия в народных училищах проводились в трех отделениях одновременно: 1 отделение - младшие школьники, 2 отделение - средние школьники, 3 отделение - старшие школьники. На уроке чтения и письма каждое отделение получало задание, например, 1 отделение - заняты рисованием пера, кружки, серпа и дуги из книги Паульсона с подписью под каждым предметом, исключая слово "дуга", после чего дети занимались разложением слова "дуга" на слоги и звуки. В младшем отделении рисовали формы с образца по клеткам, в среднем и старшем отделениях занимались выразительным чтением. Каквидим, рисование использовалось для умения писать, читать и иметь представление о строении предметов, используемых в быту и труде. К началу XX века в Архангельской губернии существовало множество учебных заведений, в которых преподавалось изобразительное искусство: школы грамоты, церковно-приходские школы, приходские училища, народные училища, городские училища, гимназии, мужская и женская, торгово-мореходное училище, механико-техническое училище. В 1908 году открывается учительская семинария, ставшая в наши дни Поморским государственным университетом им. М.В. Ломоносова, где на факультетах начального и трудового обучения преподаётся изобразительное искусство. В настоящее время в г.Архангельске и области при центрах народных промыслов существуют мастерские с учебными классами подготовки юных мастеров. В г.Архангельске работает ряд кружков и студий по народным промыслам. В 1990 году открыта "Школа народных ремесел", основанная мастером Бурчевским Н.М. Художественный лицей и колледж культуры готовят мастеров по народному декоративно-прикладному искусству Русского Севера и преподавателей изобразительного искусства для художественных школ, студий, кружков. В педагогических колледжах г. Архангельска и г. Каргополя готовят учителей для преподавания предмета "изобразительное искусство" в общеобразовательных школах. Северодвинская роспись делится на три крупных, совершенно самостоятельных вида росписи . Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства. Очевидно, что все виды северодвинской росписи уходят своими корнями в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Многие приемы и мотивы книжной миниатюры народные мастера перенесли в роспись. Очень близки миниатюрам манера изображения одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. Многие композиционные приемы тоже взяты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Сначала на грунт наносили черный контур, который затем заполняли цветом. Первоначально краски разводили на яичном желтке, а позднее заменили другими красителями. Однако идеи, звучание, сама музыка народной росписи совсем иные, чем в книжной миниатюре. Ведущая тема северодвинской росписи - это опоэтизированная жизнь народа и родной природы. Основу пермогорской, ракульской и борецкой росписи составляют растительные мотивы. В основе растительного узора пермогорской росписи - гибкий побег, на котором нанизаны трехлопастные, чуть изогнутые листья с острыми кончиками и тюльпановидные цветы. В центре росписи порой изображали птицу Сирин или большую рыбу. Наиболее популярные сюжеты: катание на тройках, свадьба, посиделки.
Особенности Северо-Двинской росписи и ее разновидности.
Роспись из самых распространённых и самобытных направлений декоративно–прикладного искусства нашей страны. Её корни далеко уходят в архаические времена, в которых предки тесно связывались с природой и почитали её, почитали природные стихии. Каждая расписанная народными художественными мастерами вещь содержит в себе отпечаток древней силы пожелания здоровья, счастья, удачи, благословения. Росписи русского Севера - это уникальное явление в культуре России уже несколько веков и до сегодняшнего дня. И в настоящее время русский север не изучается до конца и есть много гипотез его возникновения. На сегодня нет тех продолжателей, кто мог бы нам истолковать все значения народной росписи по дереву. Но все же сохранились небольшие традиции народное русского искусства заложенные основателями Северодвинской росписи.
Крестьянские рисунки Севера являются колоритным и оригинальным явлением русского народного творчества. В XIX в. в Москве и Санкт-Петербурге были собраны богатейшие коллекции крестьянских предметов, украшенных этой живописью. Они собирались и привозились в музеях благодаря скупщикам, которые хранили в тайне адреса изготовления ремесел. В тот период времени народные промыслы приобрели спрос у коллекционеров. Так они вошли в документы музея с общим названием Северной Двине.
Художественная культура в Архангельской области появилась благодаря народным ремеслам, и обучению письму и чтению. С XI по XVII вв. преподавание грамоты и рисования проходило при церквях, монастырях и, порой на частных занятиях. Не только знания грамоте передавали из поколения в поколение, но и создания необходимых вещей с декоративными украшениями, имеющими семейные художественные традиции.
Все виды северодвинской росписи, очевидно, пришли к нам из древнерусского искусства: живописи, иконописи, миниатюры и орнамента книг. Много образов и приемов книжной миниатюры было заимствовано народными мастерами для росписи. Очень близки к миниатюрам манера изображения: колорит, композиционные приемы, цветовая гамма. Техника исполнения и красители тоже имеют много общего с древнерусской миниатюрой. Ведущей темой северодвинской росписи является описание жизни людей и родных мест. Растительный мотив выступает основой пермогорской , ракульской и борецкой росписи.
Пучужская роспись дна из многих видов росписей, встречающихся на берегах реки Северная Двина. До наших дней роспись сохранилась старинных на прялках. Прялки Пучуги были сделаны примерно на метр высоты, с большим лопастом из целого куска дерева. Название такой прялки – "копыльная", то есть корневая.
В Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике находится несколько прялок, расписанных мастерами Кузнецовым Филиппом Федоровичем и его сыном, Кузнецовым Федором Филипповичем. Прялки Пучуги конца XIX в. – нач. XX в. очень похожи на борецкие прялки и фасадной стороной почти точно их повторяют. Лопастка прялки делится на три части. Верхняя часть занята окнами и цветами, в центре – арка с пышными растениями и птицами. Ниже – сцена катания: пара или одна лошадь, запряженная в саночки с кибиткой. Но есть свои особенности росписи, которых мастера Пучуги строго придерживались. В отличие от борецких возница на прялках Пучуги одет по-крестьянски, в поддевку и черную войлочную шапку с отогнутыми краями. На обратной стороне лопастки повторяется сцена катания, которая украшает фасадную сторону этой прялки. Растительный узор состоит из трех видов листьев. А характерный для всех видов северной росписи трилистник в пучужской росписи имеет свой вариант – более тонкую, загнутуюк стеблю нижнюю часть листа и верхнюю, переходящую в круглую ягоду. Пучужскую прялку можно отличить от борецкой и по узору на ножке. Вместо прямого стебля, что на борецкой прялке, ножка пучужской прялки украшена гибким, вьющимся стеблем с листьями. Стебель бежит от основания ножки прялки до лопастки и заканчивается круглой розеткой. Пучужская роспись выполняется на белом фоне красной краской, украшается ярко-зелеными листочками и белыми точками-капельками. В некоторых изделиях встречается синий цвет.
Ракульская роспись. Сравнительно недалеко от Пермогорья, Мокрой Едомы и Верхней Уфтюги, в Красноборском районе Архангельской области, существует еще один куст деревень со своеобразной росписью. Это деревни по реке Ракулке, впадающей в Северную Двину, с центром в деревне Ульяновской. Росписью в Ульяновской занималась семья старообрядцев Витязевых. Их ремесло передавалось из поколения в поколение (примерно с середины XIX века). Основой росписи был растительный орнамент, состоявший из декоративных листьев. Элементы узора объединялись в пучки, веточки, кустики, гирлянды. Птицы, выполненные черным контуром, заливались черной краской, а иногда расцвечивались красными и зелеными цветами. В росписях главную роль играли золотисто-охристый и черный цвета, дополнительно выбирали голубой, зеленый и коричнево-красный цвет. Черным цветом исполнялись не только контуры, но и многие детали, а также "усики", завитки, прожилки.
В середине XIX века лучшим рисовальщиком в деревне Ульяновской считался Дмитрий Федорович Витязев.
Основа орнамента на ракуловских прялках – изогнутый стебель, от которого в обе стороны идут как бы большие округлые разноцветные капли. Фон у прялки желтый, на лицевой стороне в пяти орнаментальных рамках на белом фоне обязательно помещается условное черное графическое изображение птицы, напоминающей петуха.
Декоративная роспись северодвинских центров XIX века обнаруживает большие профессиональные навыки мастеров в композиции, рисунке, живописи. Это замечают в чувстве цвета, в характере самого орнамента, в исполнении жанровых сцен сказались глубокие традиции этого искусства и блестящее мастерство исполнителей .
Покрывая яркой нарядной росписью обычные предметы быта, народные художники превращали их в подлинные произведения искусства, которые до сих пор заставляют нас восхищаться талантом мастеров этих изделий.
Борецкая роспись. Корни борецкой росписи уходят вглубь веков и имеют общие истоки: древнерусское искусство Великого Новгорода и иконопись северной школы, особенно в самых ранних работах. В народной росписи Борка есть много моментов, которые сближают ее с древнерусским искусством переписи и оформления книг, русским рисованным лубком, иконами "северных писем": одежда персонажей, шитая жемчугом, женские головные уборы. Композицию росписи борецких прялок XVII-XVIII веков можно сравнить с иконостасом. Однако от иконописи – только внешние признаки. Содержание народной росписи Борка самобытно. Из прямоугольных рамок вместо святых на нас смотрят веселые птички, лучистые солнца. Иногда в сюжетах были изображены львы и единороги.
Все прялки Борка, как и прялки Пучуги и Нижней Тоймы, отличаются особым изяществом и единообразием. Роспись самой борецкой прялки всегда сияло белым фоном, на котором ярко горел красный цвет растительного узора, а золото придавало ей нарядность.
Различить борецкую роспись прялок можно, в первую очередь, по узору на ножке. Через всю ножку борецкой прялки тянется прямой стебель с симметрично расположенными традиционными трилистниками, который часто завершается в розетке пышным тюльпаном. В верхнем круге борецких прялок иногда размещались птица или цветок.
В основном сюжет борецкой росписи отражает труд и быт северных крестьян и ремесленников. На прялках иногда встречается такой сюжет – всадник на коне или два коня под дугой. Но также украшают прялки растительные мотивы, тонкие вьющиеся ветки с мелкими красными завитками и кусты с крупными бутонами или раскрытыми лепестковыми розетками, солнечные знаки. На оборотной стороне прялки – сцена парадного выезда жениха и невесты, князя и княгини. В росписях сундуков и сундуков-подголовников конца XVII-начала XVIII веков можно встретить тюльпановидные цветы. Персонажи росписи сундуков одеты в праздничные одежды новгородских бояр XVII века. Здесь чувствуется влияние новгородской школы.
На прялках мастера любили писать птиц, которые также менялись с течением времени. На первых прялках, что дошли до нас из XVII-XVIII веков, – это были курочки, простые птички, то есть мастер писал их такими, какими он их видел.
В дальнейшем птицы становились все более красочными, нарядными, ярких пестрых расцветок. "Древо жизни" с птицами было одним из излюбленных сюжетов русского народного искусства. С ним связывалось представление о могуществе сил природы и зависимости от нее благополучия и счастья человека. Дерево как символ жизни изображалось всегда с корнями и называлось "древом жизни". Та часть лопасти прялки называлось "став с древом".
Среди других излюбленных мотивов борецкой росписи – сани. Санями на Руси пользовались зимой и летом. По бездорожью, на ярмарку, для ямской езды, для праздничных катаний и свадебных выездов.
Пермогорская роспись. Пермогорье – это группа деревень Красноборского района Архангельской области, более или менее близких к Северной Двине.
В народных росписях Пермогорья XIX века в растительный узор обычно почти на всех предметах быта вписывались еще разнообразные жанровые сцены из крестьянской жизни. Из русских центров народной росписи мы не можем назвать ни одного другого центра, в изделиях которого так же широко и многогранно была бы отражена жизнь русской деревни XIX века, как в росписях Мокрой Едомы. Характерным декоративно-орнаментальным элементом пермогорской росписи являются красные травные завитки. Кроме того, в пермогорской росписи присутствуют и традиции старинной великоустюжской росписи бытовых предметов. Сюжеты с изображением Сирина и катанья на конях преобладают в пермогорской росписи, но встречается и много других тем. Очевидно, у мастеров в этом отношении существовала полная свобода, и они использовали бытовые темы, легко связывая их с событиями личной жизни.
В цветовой гамме пермогорской росписи преобладают белый цвет фона и красный – основной цвет узора. Желтый и зеленый цвета являются как бы дополнительными, сопутствующими. Большое значение в росписи имеет тонкий черный контур, который наносился гусиным пером свободно
Бытовые сцены Пермогорья можно рассматривать как своеобразное продолжение той линии народного искусства, которая в XVII веке ярко проявилась в монументальной живописи, в иконописи и в миниатюре Древней Руси, где можно встретить немало композиций со сценами сева, жатвы, сенокоса, с изображениями пастбищ и многие другие сюжеты из сельской жизни.
Близость тематики рукописных миниатюр и народных росписей Пермогорья связана безусловно с тем, что авторами и тех, и других были мастера из народа. По всей вероятности, создатели пермогорской росписи бывали в мастерских, где художники-миниатюристы украшали рукописи, а возможно, что и сами работали в этих мастерских.
Мезенская роспись. На примере мезенской росписи хорошо видно, как в народном искусстве всегда уживается старое и современное, как на образы далекой древности наслаиваются новые образы и представления. Рядом с конями и оленями, изображения которых впервые были обнаружены на скалах Заонежья во второй половине XIX в., на мезенских памятниках появляются изображения современных мастеру кораблей и людей.
По своему характеру мезенская роспись не имеет ничего общего с народным красочным орнаментом пермогорской или борецкой росписи. Предельная скупость изобразительных средств, архаичность, лаконичность рисунка ставит мезенскую роспись особняком среди всех известных в народном искусстве. По мнению знатока крестьянского искусства А. Бакушинского мезенские росписи «отражают круг очень ранних земледельческих представлений. Они пережитки первобытно-родового уклада жизни. Некоторые ученые считают, что геометрические мотивы и графичность рисунка росписи свидетельствуют о связи росписи с резьбой по дереву. На сегодняшний день нет единого мнения по поводу истоков мезенской росписи.
Художественное не многословие и цветовая сдержанность мезенской росписи, зрелая композиция говорят о большом художественной вкусе народных мастеров. Геометрические знаки, играющие важную роль в мезенской росписи, несут большую смысловую нагрузку (рис.1). Здесь можно, по сути дела, увидеть изображения семян, плодов, шишек, заключенных в ромбические фигуры, древнее значение которых как символов плодородия присуще орнаменту разных народов мира. Крестообразные и круговые фигуры- это символы огня, солнечного божества, языческие очистительные и охранительные знаки, сохранившиеся в мезенской росписи. Птицы и животные, отмеченные кругами и розетками, как бы показывают их причастность к небу. Городчатая, зубчатая или более плавная волнистая линия в древних орнаментальных композициях нередко являлась графическим символом воды. Иногда эта линия проходит под чертой, представляющей землю, почву, на которой растут кусты, трава, располагаются птицы и животные.