Просмотр содержимого документа
«Статья "Исторический комментарий на уроках русского языка"»
История русского языка – важный компонент, который присутствует в современных учебниках в недостаточном объёме. Учителя заставляют ребят запоминать словарные слова, исключения из правил, тогда как написание многих слов имеет логичное объяснение. Программа в учебных заведениях построена таким образом, что в неё сложно вместить дополнительный материал, который упростит понимание школьниками некоторых языковых явлений. Когда учителю удаётся просто преподнести информацию, связанную с историей языка, оказывается, что детям действительно интересно.
Несложное правило «жи-ши пиши с буквой и», беглость гласных, чередование гласных и согласных в корне слова и др. учитель может объяснить, увлекательно рассказав ребятам о фонетической системе древнерусского языка (конечно, школьники уже должны иметь представление об этапах развития русского языка), о редуцированных звуках, падение которых как раз и оставило следы в современных формах сон-сна, день-дня.
Знания об истории языка важно применять и при изучении такого раздела, как морфология. Ребята удивятся, узнав, что краткие формы прилагательных появились раньше, чем полные, тогда как в современном русском языке полная форма – начальная. При изучении разносклоняемых существительных школьникам будет интересно узнать, что склонений было гораздо больше и в результате некоторых изменений появились существительные, не относящиеся ни к одному из трёх склонений. Небольшой комментарий также можно дать при разговоре о личных местоимениях, ведь неслучайно форма именительного падежа местоимения он существенно отличается от форм косвенных падежей.
На истории имени числительного можно построить большое количество уроков, но поскольку нет такой возможности, необходимо включать хотя бы самую важную, необходимую информацию, чтобы упростить ребятам усвоение нового материала. Объяснение орфографии числительного одиннадцать с исторической точки зрения поможет школьникам избавиться от распространённой ошибки, а рассказ о возникновении числительного сорок расширит кругозор и зародит дальнейший интерес к углублённому изучению языка.
Такие исторические комментарии будут полезны независимо от профиля образовательного учреждения, ведь интерес к изучению языка необходимо прививать каждому школьнику.
Следует отметить, что историю языка можно преподавать в рамках внеурочной деятельности для мотивированных обучающихся. Занятия подготовят школьников к участию в предметных олимпиадах, повысят общий интеллектуальных уровень.