Статья. Из истории развития гуманистических идей в отечественной педагогике.
Гуманизация и социализация образования - процесс долгий и трудный. Для него характерны принципиальные изменения в приоритетах педагогической деятельности учителя, его ориентация на развитие личности ребенка создание условий для проявления им своих индивидуальных способностей, т.е. свойств, позволяющих ему активно приспосабливаться к окружающей среде. В социально-философском аспекте воспитание и образование рассматриваются как важная функция по целенаправленной подготовке молодого поколения к жизни в обществе, которая осуществляется в специально создаваемых государственных и общественных структурах, При этом основой такой подготовки выступает передача старшими поколениями социального опыта и активное его усвоение и воспроизводство новыми поколениями. Анализ философской, психолого-педагогической, социологической и другой литературы показывает, что современные трактовки сущности воспитания и образования разнообразны и характеризуют воспитание, как социализацию, посредством которой индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства
Педагоги XX века разрабатывали и реализовывали на практике идеи воспитания человека в новых социально-экономических условиях, где практический опыт российской школы, достижения зарубежной педагогической мысли по воспитанию юных граждан государства служили источником развития советской воспитательной системы. Гуманистические и демократические идеи, имевшиеся в педагогическом наследии России, способствовали практической деятельности педагогов этого периода.
В учебно-воспитатсльных учреждениях С. Т. Шацкого («Бодрая жизнь», «Первая опытная станция») проходили проверку идеи самоуправления школьников, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. При этом, главные цели обучения и воспитания С. Т. Шацкий видел в соответствии социальному заказу и одновременном учете индивидуальных особенностей личности при формировании у детей умения объединять
усилия для достижения общей цели; при этом важна была подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, способного оказывать социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; в учете макро- и микросоциального окружения ребенка.
Кроме того, С.Т. Шацкий считал, что главное влияние па развитие ребёнка оказывает социально-экономическая среда, где школа, являясь основным центром воспитательной работы детей, должна выступать в качестве координатора формирующего воздействия. При этом главными факторами в процессе воспитания и обучения являются творчество и самостоятельность, а основная цель обучения не в приобретении знаний, а в развитии мышления, воспитании ума,
В основе педагогической системы А. С. Макаренко заложена идея всестороннего развития личности, где особое место занимает воспитательное воздействие коллектива. Основная мысль идеи состоит в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит развитию личности и индивидуальности. Веря в творческие силы и возможности человека, А.С. Макаренко считал, что воспитанием можно их пробудить и развить, а отношения между педагогами и детьми должны строиться на уважении и требовательности
В послевоенный период наиболее яркой является идея В. А. Сухомлинского, построенная на прочных нравственных основах, ориентированная на стремлении максимально использовать имеющиеся возможности для интеграции гуманистических традиций дореволюционной русской школы, опыта демократизации в 20-е годы и духовно- нравственного потенциала, полученного русским народом в годы Великой Отечественной войны. Результат такой интеграции выразился в цели воспитания, направленного на формирование личности, обладающей нравственным достоинством, патриотическим сознанием, активной жизненной позицией, которая реализовывалась В. А. Сухомлинским в Павлышской школе. Кроме того, педагогическая деятельность В. А. Сухомлинского была направлена на практическую разработку содержания, средств и форм воспитания личности,
восприятие ее целостности в единстве природного и социального, духовного и физического, общественного и индивидуального.
Отличительной особенностью педагогической системы и практической педагогической деятельности Сухомлинского явилось создание самоуправляемых воспитательных коллективов, жизнь которых открывала широкие возможности для самореализации и саморазвития личности, проявления ее способностей и дарований. Его воспитательная система строилась на гуманистических принципах уважения личности воспитанника, его человеческого достоинства, на безграничном доверии, открывавшем путь к душе воспитанника, умении подходить к каждому с «оптимистической гипотезой», проектирующей и стимулирующей проявление высоких нравственных и гражданских качеств; умении проникать во внутренний мир мыслей и чувств воспитанников, в каждом случае находить педагогически целесообразный способ воздействия, тон и стиль педагогического общения. Отстаивая гуманные взаимоотношения педагогов и воспитанников, идею партнерских отношений между ними, он определил воспитание как «единство духовной жизни воспитателя и воспитанников, единство их идеалов, стремлений, мыслей, переживаний».
Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.
Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».
Гуманистические идеи В. А, Сухомлинского нашли творческое развитие в педагогической деятельности Ш. А. Амонашвили, И. Д. Демаковой и др., которые убеждены в том, что основным звеном во взаимодействии с ребенком является его гуманистическая сущность.
Практические основы педагогической поддержки как выражение педагогики свободы были заложены О. С. Газманом, который подчеркивал, что ребенок в условиях поддержки и заботы начинает проявлять себя не
просто в активных и позитивных действиях, а вступает в более высокие слои культурного и нравственного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми. При этом педагогическая поддержка характеризовалась как совместное с ребенком определение его собственных интересов, возможностей, целей, а также как преодоление препятствий на пути самостоятельного освоения мира, самовоспитания .
Уважение личности ребенка, понимание его чувств и мыслей, сопереживание, внутренняя ориентация на развитие ребенка и помощь ему в процессе развития характеризуют идеологию педагога-фасилитатора (термин, введён К. Роджерсом), помогающего и облегчающего ребенку процесс развития через сотрудничество, поддержку, реализацию его потребности в принятии и любви взрослого.
В концепции воспитания, разработанной И. Д. Демаковой, нашли отражение идеи гуманизации процесса воспитания, где основной характеристикой выступает «пространство детства», рассматриваемая, как «сфера полноценной жизни ребёнка, а не только подготовки к взрослому бытию». Пространство детства включает природный мир, семейную атмосферу, социальную, культурную, образовательную, информационную среду, в каждой из которых дети должны чувствовать себя свободно и достаточно автономно. При этом в качестве одного из условий гуманизации пространства детства рассматривается то, что дети «пускают» взрослых в свой мир, т.е. принимают взрослого, а ребенок (его личность и индивидуальность), процесс его развития, его права и, в первую очередь, право на свободу в воспитательном процессе являются для педагога значимыми.
Социокультурологический подход: Н. Е. Щуркова характеризует воспитание как организованное, целенаправленное, социально и психологически разработанное введение ребенка в контекст современной общечеловеческой культуры, его совместное с педагогом вхождение в культуру, где человек рассматривается как продукт и дитя природы, выступающий одновременно как продукт, так и творец природы .
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что в современном процессе воспитания и образования синтезируются многие педагогические
подходы, предложенные педагогами-мыслителями и практиками в разные культурные периоды жизни общества.
Ильин Евгений Николаевич, педагог-новатор, в 1960—70-х годах разработал оригинальную концепцию преподавания литературы на основе педагогического общения и систему организации занятий по этому предмету. Ильин предложил формулу «языка» современного урока литературы: «об искусстве — языком искусства». Его методика позволяет индивидуализировать освоение учащимися программного материала, повышать их активность в учебном процессе. Согласно Ильину, педагогическое общение преследует также цели творческого стимулирующего воздействия ученика на одноклассников и на учителя. Система Ильина стала одной из составляющих педагогики сотрудничества.
Евгений Ильин убежден: в традиционной школьной связке ребенок — учитель должно быть место для читателя. Литературоведческая работа, как и любая другая научная работа, не способна превратить школьника в интересующегося литературой человека. Сложности с воспитанием читательского духа в учениках испытывает, наверное, каждый преподаватель литературы. «Я нашел ключи, то есть секреты, к интересному чтению, — говорит Евгений Ильин. — во-первых, надо дать ребенку понять, что во время чтения его жизнь происходит вместе с жизнью персонажей. В этом и есть главное волшебство книги». Хороший учитель, считает Евгений Ильин, — артист, врач и знаток. Если он сможет поведать о книге нечто такое, чего не знает никто, у такого учителя дети обязательно будут читать.
Ильин проанализировал возможности художественной детали, которая нередко используется им для «запуска» механизма общения.
Учитель в книгах Ильина предстает как знаток предмета, артист, наставник. Педагогическая система Ильина связана с планированием занятий по фактологическим, эстетическим, нравственным аспектам, с отбором учебной информации. Ильин практикует творческие задания, способствующие осмыслению образных, тематических и других линий в литературе, воспитанию культуры чтения.
Целевые ориентации системы Ильина: нравственное и эмоциональное воспитание личности, в процессе которого осуществляется необходимое обучение; преподавание литературы как искусства.
Концептуальные положения и гипотезы: усвоение основ наук, составляющих главное содержание учебных предметов, создает возможность для формирования у учащихся научного мировоззрения, взглядов и убеждений, необходимых современному человеку; принцип гуманизации: нравственный потенциал книг порождает особую систему гуманистических знаний - убеждений; художественность: урок литературы строится по законам искусства (художественный анализ художественного произведения), закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем; принцип обучающего воспитания: обучение - не доминирующий абсолют, а составная часть программы воспитания; в процессе учебной деятельности у школьников могут быть воспитаны такие важнейшие качества личности, как патриотизм, познавательная потребность, потребность в непрерывном самообразовании и саморазвитии, эмоциональная чувствительность, эстетические вкусы, нравственные основы, уважение и готовность к труду; идти к ребятам не только с темой урока, а с жгучей проблемой; нравственные категории общения с книгой значимее учебно-теоретических задач и упражнений; знание через общение и общение через знание - это двуединый процесс нравственного развития; сама личность учителей, классных руководителей, руководителей школ, их нравственный облик, идейно-политическая убежденность и педагогическое мастерство могут оказать самое большое влияние на формирование личности учащихся, на воспитание у них лучших качеств граждан нашей Родины; педагогика словесника - это педагогика экспрессии: «слово + чувство»; формула личностного подхода: любить + понимать + принимать + сострадать + помогать; метод духовного контакта; демократизм: общение с учеником как с личностью, духовно равной учителю; учитель - предметник, художник, врач; работу и жизнь учителя-словесника нельзя расчленять.
Особенности содержания. Каждое художественное произведение, изучение которого входит в программу школьного курса литературы, содержит множество нравственных проблем, которые так или иначе в нем
ставятся. Вопрос-проблему, которая служит ядром урока, учитель Ильин ставит так, чтобы: а) вопрос был для современных учащихся жгучим, злободневным, личностно значимым; б) был по возможности обращен не вообще к учащимся, а именно к школьникам данного класса или даже к конкретному ученику (ученице); в) ответ на него, разрешение проблемы, содержащейся в вопросе, требовали тщательного изучения произведения, учебника и дополнительной литературы, ознакомления с историей изучаемого произведения и с биографией автора.
Особенности методики. В обучении предмету формула развития выглядит так: от опыта личности - к анализу художественного произведения и от него - к Книге.
Способ введения ученика в структуру материала через «деталь» - «вопрос» -«проблему» универсален и может быть использован всеми учителями для создания проблемных ситуаций. Ответ на поставленные проблемы организуется в форме коллективного поиска, раскрепощенного обсуждения, дискуссии, организуемых и инициируемых учителем.
Урок литературы - это: 1) человекоформирующий процесс; урок - общение, а не просто работа, это искусство, а не только учебное занятие, жизнь, а не часы в расписании; 2) своеобразный одноактный спектакль с несколькими явлениями, сотворчество двух моралистов - писателя и учителя; 3) не аргументы и факты, а открытия; 4) совместная деятельность учителя и ученика на творческой основе, духовном равенстве и межличностном общении.
Всякий школьник учится по двум программам. Одну из них предлагает школа, а другую, как правило, более реальную - соседка по квартире, друзья по двору, иногда собственный отец, сбившийся с пути. Учителю надо учитывать обе эти программы.
Воздействие на «вторую программу» у Ильина идет на каждом уроке: здесь и сочинения о своих друзьях, родных и близких, и индивидуальное воздействие на личность яркими примерами из литературы, и оригинальные домашние «нравственные задания», беседы «по душам» на уроке и вне урока и многое другое.
В каждом случае Ильин руководствуется целью помочь подростку поверить в свои силы, разбудить в нем лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности.
Шалва Александрович Амонашвили – один из педагогов-новаторов, провозгласивших педагогику сотрудничества. Сам Шалва Александрович утверждает, что всем принципам гуманно-личностного подхода к ребенку, он научился у классиков мировой педагогики – К. Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Януша Корчака, А.С. Макаренко и у многих других, собрав разноцветные кирпичики их опыта, он только объединил их в единое целое. Ш.А. Амонашвили, как истинный мудрец, обладает редчайшим даром синтетического мышления, ему удалось создать прочный монолитный фундамент, на котором выстроена новая философия педагогики, получившая название гуманной.
Целевые ориентации технологии Ш. А. Амонашвили определяются следующим: 1) способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека путем раскрытия его личностных качеств; 2) облагораживание души и сердца ребенка; 3) развитие и становление познавательных сил ребенка; 4) обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений; 5) идеал воспитания - самовоспитание.
Основные концептуальные положения: 1) все положения личностного подхода педагогики сотрудничества; 2) ребенок как явление несет в себе жизненную линию, которой он должен служить; 3) ребенок - высшее творение Природы и Космоса и несет в себе их черты - могущество и безграничность; 4) целостная психика ребенка включает три страсти: страсть к развитию, к взрослению, к свободе.
Важнейшие умения и способности и соответствующие им дисциплины или уроки: познавательное чтение; письменно-речевая деятельность; лингвистическое чутье; математическое воображение; осмысление высоких математических понятий; постижение прекрасного, планирование деятельности; смелость и выносливость; общение:
иноязычная речь, шахматы; духовная жизнь, постижение красоты всего окружающего.
Перечисленные знания и умения формируются с помощью специального содержания методик и методических приемов, среди которых: 1) гуманизм: искусство любви к детям, детское счастье, свобода выбора, радость познания; 2) индивидуальный подход: изучение личности, развитие способностей, углубление в себя, педагогика успеха; 3) мастерство общения: закон взаимности, гласность, его величество "Вопрос", атмосфера романтики; 4) резервы семейной педагогики, родительские субботы, геронтология, культ родителей; 5) учебная деятельность: квазичтение и квазиписьмо, приемы материализации процессов чтения и письма, литературное творчество детей.
Особую роль в технологии Ш. А. Амонашвили играет оценивание деятельности ребенка. Использование отметок очень ограничено, ибо отметки - это "костыли хромой педагогики"; вместо количественной оценки - качественное оценивание: характеристика, пакет результатов, обучение самоанализу, самооценка.
Урок - ведущая форма жизни детей (а не только процесс обучения), вбирающая всю и спонтанную, и организованную жизнь детей (урок - творчество, урок – игра).
В концепции модернизации образования, главными принципами которой являются гуманизация и гуманитаризация, перед российской школой ставится следующая задача: формировать «современно образованных, нравственных, предприимчивых людей, которые могли бы самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, были бы способны к сотрудничеству, отличались мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладали развитым чувством ответственности за судьбу страны». Поэтому приоритетами в деятельности школы, и в частности в преподавании литературы, согласно концепции должны стать развитие личности, ее познавательных и созидательных способностей; воспитание гражданской ответственности, духовности - формирование «человека культуры». Так, в статье Н. И. Непомнящей «Целостно-личностный подход к изучению человека» главной задачей воспитания называется развитие целостной гармоничной личности, целостность же создается на основе «высших, духовных, личностных уровней человека». Именно усиление направленности образования на формирование личности рядом ученых-педагогов определяется как гуманизация образования.
Гуманизация образования, как отмечает Г. И. Беленький, имеет своей целью формирование всесторонне и гармонично развитой личности. Гуманизация образования тесно соотносится с понятиями общественных ценностей, культуры; предполагает активное участие в учебном процессе ученика, увеличение его самостоятельности, развитие способностей и творческих возможностей. В современной педагогике в связи с этим выделяется такое направление, как педагогика сотрудничества, в которой ученик рассматривается не просто как объект, но и как субъект педагогической деятельности.
С понятием гуманизации тесно связан и вопрос о гуманитаризации обучения, в рамках которого рассматриваются конкретные вопросы содержания не только гуманитарных дисциплин, но всех образовательных дисциплин, усиление их воспитательного воздействия на учащихся. Целью гуманитаризации является усиление этической, эстетической, общекультурной сторон обучения. В свете идей гуманизации и гуманитаризации образования сегодня рассматривается и литературное образование, важность которого год от года усиливается.