Из личного опыта написания исследовательских работ
с обучающимися 1 курса техникума
Полупанова Е.А.,
преподаватель иностранного языка КГБ ПОУ НПГТ
Написание исследовательской работы обучающимися 1 курса техникума является важной частью выполнения ими учебного плана. Невыполнение работы может привести к большим проблемам с дальнейшим обучением в техникуме, как в вопросе перехода на второй курс, так и в написании курсовых работ и дипломных проектов. Понимая это, практически все студенты очень волнуются и переживают по поводу выполнения проекта. Поэтому мы обычно начинаем работу со студентами с простого подсчета: объем работы должен быть 20-25 страниц, первая страница – титульная, 1-2 страницы – введение, 4 страница – содержание, 1 страница – заключение и 1 страница – список источников. Таким образом, само содержание работы составляет 14-18 страниц. Разделив на две части (теоретическую и практическую), мы получаем 7-9 страниц. Осознание того, что это не такой уж большой объем значительно снижает уровень тревожности у студентов, что положительно сказывается на работе.
Один из самых сложных моментов в написании работы – это выбор темы, потому что:
она должна быть связана со специальностью студента;
она должна быть связана с преподаваемой Вами дисциплиной;
она должна раскрывать определенную проблему;
в результате должен быть получен продукт. Это может быть презентация, памятки, рекомендации, стенгазета, буклет, брошюра, разработка проведения мероприятия, сценарий, сборник заданий или упражнений, схема, макет, механизм, прибор и т.д.
Конечно, проще всего предложить студентам подобранные Вами темы, но можно дать им возможность самим поискать темы, которые им понравятся, при этом четко обозначив сроки.
Выбрав тему, надо ответить на вопрос: для чего мы пишем эту работу? Это поможет определить цель. Известно, что сейчас часто цель описывают с помощью инфинитива, но полагаю, что лучше учить студентов для формулировки темы использовать отглагольные существительные, например, в работе Дарьи С. «Зачем учить английский?» мы определили цель как исследование мотивации студентов первых курсов НПГТ к изучению английского языка и разработка памятки для изучающих английский язык. А в работе Анны К. «Изучение иностранного языка с помощью сети Интернет» целью является исследование возможности изучения иностранного языка с помощью сети Интернет и использование этой возможности обучающимися первого курса отделения КМНС.
Затем студенты отвечают на вопрос: почему мы пишем эту работу? И таким образом описывают актуальность работы и её практическое значение.
Для формулирования задач мы используем инфинитивы. Например, в работе Дарьи С. «Зачем учить английский?» мы определили такие задачи:
1. Рассмотреть причины, мотивирующие людей к изучению английского языка.
2. Разработать анкету для исследования мотивации студентов первых курсов НПГТ к изучению английского языка.
3. Провести анкетирование среди студентов первого курса НПГТ с целью выяснить, зачем им нужен английский язык.
4. Проанализировать полученные данные и сделать выводы.
5. Разработать памятку с рекомендациями по изучению английского языка.
А в работе Анны К. «Изучение иностранного языка с помощью сети Интернет»:
1. Изучить историю появления и развития сети Интернет.
2. Исследовать возможность изучения иностранного языка с помощью сети Интернет (найти сайты для изучения различных аспектов иностранного языка).
3. Разработать анкету для обучающихся первого курса отделения ПССЗ КМНС с целью определения использования ими сети Интернет в учебных целях.
4. Провести анкетирование.
5. Проанализировать и обобщить полученные данные.
6. Сделать выводы.
7. Разработать продукт: стенгазету со ссылками на сайты для изучения различных аспектов английского языка.
Как Вы видите, все шаги описаны четко и последовательно. На написание введения у нас обычно уходит 1 час. Затем студенты получают задание найти материал для 1 (теоретической) части, причем они ограничиваются по объему. При этом студентам напоминают, что обязательно надо сохранять все ссылки, откуда они брали материал. На это им даётся неделя. Затем мы встречаемся, обрабатываем подобранный студентом материал, формулируем вывод и разрабатываем материал для опроса или анкету, если это предусмотрено проектом. Перед проведением анкетирования или опроса необходимо напомнить студентам, что необходимо зафиксировать дату и сохранить весь материал.
На следующей встрече надо научить студентов обрабатывать полученные данные, отражать их графически: в таблицах, рисунках, графиках и диаграммах, а также описывать полученные результаты. Сделав часть работы под Вашим руководством, Вы спокойно можете поручить студенту закончить её. Здесь тоже надо придерживаться точно установленных сроков. Когда процесс выполнения работы набирает достаточно четкий и быстрый ход, главное не сбавлять скорость. Это позволяет выдерживать сроки выполнения работы и полностью контролировать весь процесс.
На следующей консультации Вы проверяете практическую часть, помогаете сделать по ней вывод, написать заключение и приступаете к разработке продукта.
Так, в работе Анастасии М. «Осторожно! Говорящая одежда (анализ надписей на футболках), в заключении мы написали: «Чрезвычайно актуальным и важным является тот факт, что мы отвечаем за информацию, которую несем на себе. Мы, в каком-то смысле, начинаем пропагандировать ее в массах, и крайне неосмотрительно надеяться на то, что все вокруг не знают иностранного языка и не понимают, что написано на вашей одежде.
Поэтому используя современные достижения полиграфии лучше самому делать интересные, красивые, содержательные и отражающие ваши собственные взгляды на мир, надписи на одежде, например на футболках». В приложении мы разместили несколько примеров таких надписей.
Но на этом работа не закончена. Необходимо проконтролировать подготовку к защите, проверить презентацию и прорепетировать сам процесс защиты. Не лишним будет и напомнить студентам о соответствующем внешнем виде.
Таким образом, для качественного написания исследовательского проекта требуется 4-5 консультаций. По длительности каждая из них около 45-50 минут, дольше не стоит, студенты, как правило, уставшие после занятий. Не стоит также пытаться написать проект за 1 день, наверное, это можно сделать, но качество работы будет не очень высоким.
Четко спланированная работа, выполнение графика написания поможет не только подготовить качественный проект, но и сделать работу интересной, приносящей удовлетворение Вам и студенту.
В заключении хотелось бы сказать, что индивидуальный исследовательский проект может стать основой для курсовой и даже для выпускной квалифицированной работы. Так, несколько лет назад мы со студенткой группы специальности Дошкольное образование написали исследовательскую работу «Английский в моей специальности. Английский язык в ДОУ» для участия во 2-ой билингвальной конференции «Английский в моей специальности» в г. Комсомольск-на-Амуре. Мы продолжили работу, разработали продукт: программу дополнительной образовательной деятельности по английскому языку в дошкольном образовательном учреждении. И представили её на конкурсе научных работ муниципального этапа Хабаровского краевого открытого фестиваля «Студенческая весна», на краевом конкурсе научно-исследовательских работ студентов СПО Хабаровского края «Студенческая научная весна – 2019», а также на краевом конкурсе «Лучший выпускник СПО Хабаровского края – 2019». В результате мы пришли к выпускной квалифицированной работе «Английский язык в дошкольном образовательном учреждении: программа кружковой работы по английскому языку», которую студентка с отличием защитила.
Таким образом, мы видим, что хорошо разработанный исследовательский проект может стать не только основой для написания курсовой работы, но и для выпускной квалификационной работы.