СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Обучение младших школьников оптимальному чтению»

 

(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ гимназии №44 г. Иваново Архипкиной Н.К.)

 

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы»











«Обучение младших школьников оптимальному чтению»


(из опыта работы учителя начальных классов МБОУ гимназии №44 г. Иваново Архипкиной Н.К.)
































Приучить дитя к разумной беседе

с книгой и приохотить его к тихой беседе

и есть по нашему мнению,

одна из важнейших задач школы.

К.Д. Ушинский

Развитие навыков беглого чтения. Актуальна ли эта проблема в наш век скоростных технологий и цифровых систем? Считаю, да, несомненно! Диагностика учащихся класса, проведенная школьным психологом по моей просьбе, выявила группы детей со слаборазвитой оперативной памятью – 33%, низким объемом внимания – 30%, плохой артикуляцией – 18%. Это побудило меня целенаправленно вести работу по развитию навыка правильного осознанного чтения, над повышением темпа чтения за счет отработки приемов целостного восприятия слова и быстрого понимания прочитанного.

Чтобы добиться положительных результатов при обучении чтению считаю, что, прежде всего, необходимо понять психологические основы самого процесса чтения. В психологии выделяют пять его основных блоков: каналы зрительного, речедвигательного, речеслухового анализатаров, а также блок смысловой обработки и управления. На основе этих психологических особенностей процесса чтения я систематизировала факторы, которые положительно влияют на выработку техники чтения или тормозят её.

Первый отрицательный фактор – это слаборазвитая оперативная память.

Поэтому я считаю целесообразным проводить на уроках упражнения, направленные на развитие оперативной памяти. В этом мне помогают следующие упражнения.

  1. Зрительные и слуховые диктанты по методике И.Т. Федоренко. В каждом из 18 наборов включено 6 предложений. Особенность этих предложений – длина предложения увеличивается постепенно, по 1-2 буквы, с первого по шестое.

  2. Списывание и заучивание текстов по методике В.Н.Зайцева. Предложения читаются только один раз, а дети записывают их по памяти. Когда работа над набором предложения закончена, детям предлагается прочитать каждое из них 6 раз в темпе скороговорки с постукиванием.

  3. Игры «Разведчики», «Запомни и повтори» и др.

Уже через месяц тренировочной работы появляются первые успехи в обучении чтению: дети легче усваивают смысл предложений, охотнее читают.

Второй фактор – это низкий объем внимания.

Поэтому на уроках использую систему следующих упражнений.

  1. Работа с таблицами Шульца. За 20 -25 секунд( а в дальнейшем этот временной норматив сокращается до 10 – 12 секунд), ученик должен назвать числа по порядку, указывая на них карандашом и др. варианты.

Б

У

Ф

К

Л

Д

Е

А

Х

Ц

Т

Н

Р

И

Ш

З

Г

Ч

С

В

О

М

Щ

Ж

Ь

5

14

12

23

2

16

25

7

24

13

11

3

20

4

18

8

10

19

22

6

21

15

9

17

1









  1. Одним из эффективных упражнений по развитию внимания оказывают задания на нахождение в тексте какой – либо выбранной буквы, а среди ряда чисел – выбранного числа

При регулярном выполнении данных упражнений читающие дети реже переключают свое внимание на посторонние предметы и интерес к чтению повышается.

Третий фактор – слаборазвитая артикулляция.

Для преодоления у детей этого недостатка считаю необходимым использовать следующие упражнения.

  1. Прием многократного чтения.

  2. Чтение в темпе скороговорки.

  3. Упражнения для пальцев рук. Исследования психологов показывают, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов , поступающих от пальцев рук.

  4. Чтение скороговорок. Перед их чтение желательно использовать упражнения для губ.

Применение в учебном процессе тренинговых упражнений на развитие артикуляции вызывает положительные эмоции у детей, и через 2 – 3 недели чтение ребенка заметно улучшается.

Четвертый фактор – это регрессия.

Что это означает?

Иногда при чтении у некоторых детей происходят непроизвольные, механические повторные фиксации глазами одного и того же участка слов, предложений, фраз.



1

2

3

4







У таких учащихся надо вырабатывать навык антиципации, т.е. умение одновременно с чтением вслух одного слова на основе усвоенного содержания по началу, по контуру указать 2 - 3 последующих.

На начальном этапе обучения провожу с этой целью упражнения на развитие языковой догадки в нескольких последовательных вариантах, чтение предложений, в которых нет окончания отдельных слов, частей предложения.

Например.

«Мы с папой сегод…пош…. в ки….»

«В живом ….. жил зайчик. Шерсть у зайчика ……, уши ….. ,хвост …… Сначала ….. всех боялся, а …..привык. Ребятам нравилось ……за зайчиком». ( в случае затруднения воспользуйся подсказкой на обратной стороне карточки. Подсказка: уголке, серенькая, длинные, короткий, зайчик, потом, ухаживать)

Пятый фактор – это малое поле зрения.

Стараюсь добиться от учащихся умения видеть (без движения глаз) одновременно несколько слов. Для этого применяю на уроках следующую систему упражнений.

  1. Считать «пирамиду», двигаясь взглядом сверху вниз только по первым буквам слова.

Я

ЁЖ

ЧАЙ

ДЕНЬ

ЖИЗНЬ

СТАКАН

КОЛОННА


  1. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях.




Х П О

М Я Ч

С М И

Т Ь Б

Ф Ы В

При систематическом использование данных упражнений в учебном процессе, учащийся через 2-3 месяца может уже одним взглядом охватить 2- 3 слова, и поэтому скорость чтения у него значительно увеличивается.


К факторам, положительно влияющим на выработку техники чтения, в первую очередь я отнесу восприятие и осознание текста. Их развитию способствуют ежеурочные пятиминутки чтения и прием «жужжащего» чтения.

Без стимулирования невозможна любая деятельность, а педагогическая – в первую очередь. При обучении беглому чтению я стимулирую учащихся через самозамеры скорости чтения в конце урока и через взаимооценку чтения одноклассников по определенному алгоритму.

Алгоритм для взаимооценки.

  1. Способ чтения.

  2. Темп чтения.

  3. Безошибочность.

  4. Осознанность.

  5. Выразительность.

Используя данный алгоритм, ученики объективно и точно дают характеристику и оценку чтения одноклассника. Этот небольшой элемент взаимооценки повышает внимание детей к чтению друг друга, стимулирует желание читать лучше.

Развитие у ребенка воображения и эмоциональности достигается при помощи такого упражнения, как чтение перед сном.

Если ребенок не любит читать, то ему необходим режим щадящего чтения, т.е. прочитав несколько строк, ребенок делает кратковременный отдых.

«Чтение – вот лучшее учение». Нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения учащихся читать бегло, выразительно, понимать содержание прочитанного, анализировать поступки героев, делать соответствующие выводы, зависит их успех в учении на протяжении всех школьных лет. Поэтому становится понятно, какое огромное значение должен уделять учитель начальных классов обучению чтению и какую ответственность он несет перед учеником, его родителями и учителями основной школы.