СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья из опыта работы «Развитие познавательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста посредством использования игровой технологии «Лэпбук»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лэпбук является отличным способом закрепления определенной темы с детьми, осмысления содержания всей папки, ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Кроме того, лэпбук – это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Наши воспитанники в следующем учебном году идут в первый класс, поэтому актуальной является закрепление с детьми темы дорожной безопасности. Поэтому, нам, воспитателям, и хочется сделать из своих воспитанников примерных пешеходов.

Так мы решили соединить две, на мой взгляд, актуальных для нашей группы в настоящее время темы, и звучит она так «Лэпбук по правилам дорожного движения как средство развития познавательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста»

Просмотр содержимого документа
«Статья из опыта работы «Развитие познавательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста посредством использования игровой технологии «Лэпбук»»

Токарева Елена Алексеевна, воспитатель


Статья из опыта работы «Развитие познавательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста посредством использования игровой технологии «Лэпбук»


Актуальность выбора темы:

Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно – воспитательной деятельности в детском саду, подразумевают, что педагогу необходимо постоянно заниматься самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и владеть необходимыми образовательными технологиями.

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические, образовательные и воспитательные задачи.

Настоящей находкой в этом плане для меня стала технология лэпбук (lapbook), своего рода «книга на коленях», или как его еще называют тематическая или интерактивная папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, игр, различных заданий в любой форме и на любую тему.

При создании лэпбука, а потом и во время работы с ним, дети добывают знания сами в процессе собственной исследовательской, познавательной и творческой деятельности.

Лэпбук является отличным способом закрепления определенной темы с детьми, осмысления содержания всей папки, ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Он помогает ребенку лучше понять и запомнить материал. Кроме того, лэпбук – это эффективное средство для привлечения родителей к сотрудничеству.

Наши воспитанники в следующем учебном году идут в первый класс, поэтому актуальной является закрепление с детьми темы дорожной безопасности. Поэтому, нам, воспитателям, и хочется сделать из своих воспитанников примерных пешеходов.

Так мы решили соединить две, на мой взгляд, актуальных для нашей группы в настоящее время темы, и звучит она так «Лэпбук по правилам дорожного движения как средство развития познавательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста»

Организация деятельности по созданию тематического лэпбука


  1. Определившись с темой нашего лэпбука, мы составили подробный перечень тех дидактических игр и упражнений, наглядности, познавательного материала, который соответствует возрасту наших воспитанников и способствует реализации основной цели учебного пособия.

  2. Создаём макет - придумываем, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов перечня, подбираем разные элементы, в которых будет размещена информация: кармашки, блокнотики, мини-книжки, книжки-гармошки, вращающиеся круги, конвертики разных форм, карточки, разворачивающиеся странички. Потом все это прорисовываем на черновике - листе А4.

  3. Начинаем совместную деятельность с детьми и родителями по созданию лэпбука. Родители оказали техническую (фото, видео) и информационную (сбор информации для лэпбука) поддержку для создания лэпбука. Воспитанники вырезали картинки с изображением дорожных знаков, рисовали виды транспорта, придумывали загадки о транспорте и правилах дорожного движения.

Мы постарались подобрать наглядный и дидактический материал так, чтобы дети могли закрепить имеющиеся них знания по правилам безопасного поведения на дороге, а также узнать много нового и интересного. Так же содержание лэпбука может изменяться и дополняться как самими детьми, так и педагогами.

Лэпбук можно использовать как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.


Методические рекомендации к учебному пособию

«Лэпбук «Правила дорожные детям знать положено»


Учебное, игровое пособие «Лэпбук «Правила дорожные детям знать положено» направлено на формирование представлений о безопасной дороге, о необходимости соблюдения мер предосторожности, правил безопасного поведения на улице. Пособие представляет собой картонную папку формата А5, на страницах которой имеются различные конверты, кармашки, карточки, контейнеры, мини-книжки, книжки-гармошки, в которых собрана информация по теме.

Лэпбук предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Содержание папки пополняется и усложняется ежемесячно. Весь наглядный, игровой материал эстетически оформлен, яркий, привлекает внимание детей, предназначен для длительного использования. Тщательный подбор и оформление заданий направлены на решение не только задач, касающихся темы «Правила дорожного движения», но и способствуют развитию коммуникативных навыков, связной речи детей, памяти, логического мышления, изобразительных навыков дошкольников, а так же сстимулированию у детей познавательной активности.


Предварительная работа: проведение развлечения «Красный. Желтый. Зеленый», изучение правил дорожного движения в игровой деятельности, оформление в группе уголка по ПДД, чтение художественной литературы, экскурсия к перекрестку и светофор, сбор материала, рисование транспорта и дорожных знаков, изготовление детьми мини-книжек на данную тематику.


Цель: развитие познавательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста посредством изготовления и работы с лэпбуком «Правила дорожные детям знать положено».



Задачи:

  1. Познакомить детей с понятием «Лэпбук» и способами его изготовления;

  2. Систематизировать знания детей о видах транспорта, дорожных знаках, правилах поведения на дороге и улице;

  3. Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

  4. Развивать связную речь детей, память, логическое мышление, изобразительные навыки;

  5. Воспитывать умение договариваться, учитывать мнение других, способствовать формированию интереса у детей к исследовательской, познавательной и творческой деятельности для обновления и пополнения информации в лэпбуке.


Содержание лэпбука:

  1. Наглядность:

  • «Основные дорожные знаки»

  • «Какой бывает транспорт»

  • «Правила поведения на дороге»

  1. Дидактические игры:

  • «Разложи по видам транспорта»

  • «Разложи по видам дорожные знаки»

  • «Составь рассказ по картинке» (картинки можно обновлять)

  • «Сложи картинку» (разрезные картинки можно менять)

  • «Летит, плывёт, едет»

  • «Четвертый лишний» (содержимое конверта можно менять)

  • «Собери пазлы»

  • «Рассуждаем, обучаем» (ситуативные картинки можно обновлять)

  • «Машины - помощники» (специальный транспорт)

  1. Занимательный материал:

  • «Правила дорожного движения»

  • «Стихи о ПДД»

  • «Загадки о транспорте и ПДД»

  • «Дорожные ребусы»

  • Упражнение для глаз «Какой транспорт ты видишь?».

  • «Раскраски» (содержимое конверта обновляется или пополняется)

  • Настольная игра «Выбери правильный путь» (игру можно менять)

  • «Читай-ка!»

  1. Продукты детского творчества:

  • Детские рисунки (содержимое кармашка можно обновлять)

  • Карточки с подвижными играми по дорожной тематике.


Результатом работы по созданию и использованию в работе с детьми лэпбука «Правила дорожные детям знать положено» стало:

  1. Дети познакомились с понятием «Лэпбук» и способами его изготовления, у них возникло желание изготовить лэпбуки и по другим темам;

  2. У детей сформировался интерес к исследовательской, познавательной и творческой деятельности в ходе подбора и оформления заданий, материалов для лэпбука, продолжать обновление и пополнение информации в лэпбуке;

  3. Систематизировались знания детей о видах транспорта, дорожных знаках, правилах поведения на дороге и улице;

  4. В ходе работы над лэпбуком, последующего его использования дети стали более коммуникативными, научились договариваться, учитывать мнение других детей.


Таким образом, организация образовательного процесса с использованием лэпбука способствовала развитию познавательной деятельности дошкольников старшего дошкольного возраста.




Список используемой литературы

  1. Данилова Т. И. Программа «Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД. - СПб, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

  2. Козловская Е. Дорожно-транспортные происшествия с участием детей дошкольного возраста. Причины и условия, способствующие их возникновению // Дошкольное воспитание. 2011. №10.

  3. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. / Сост. Поддубная Л. Б. - Волгоград: ИТД «Корифей».

  4. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». - М., 2007.

  5. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

  6. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие - М.: Центр педагогического образования, 2007



















Приложение

Фотографии лэпбука по теме «Правила дорожные детям знать положено»













Материал для обновления и пополнения лэпбука (оформлен совместно с детьми и родителями)




  1. Дорожные лабиринты (два варианта)

Задачи: развивать логическое мышление, пространственное восприятие, координацию движений пальцев, внимание.

Вариант 1

Детям необходимо найти правильный путь, провести либо пальчиком, либо фломастером (карточки заламинированы)

Вариант 2





  1. Карточки нескольких уровней сложности (содержат от двух да пяти препятствий). Дети определяют безопасный путь от дома до школы, и используя магнит, проводят по этому пути человечка (карточка с изображением мальчика или девочки, нижняя часть ее загнута и прикреплена скрепка)



  1. Дорожная азбука (ситуативная игра с элементами изучения правил дорожного движения на дороге и в автотранспорте)

  2. Задачи: формировать дорожную грамотность, развивать внимание, память, наблюдательность, мышление, речь.



  1. Карточки расположены в двух кармашках. Картинки яркие, главные их герои – либо животные, либо дети. На первом этапе дети совместно со взрослыми рассматривают ситуацию, обсуждают, на втором этапе дети самостоятельно описывают ситуацию, находят ошибки и предлагают пути их исправления.



  1. Ремонт светофора

Задачи: уточнить и закрепить представления о сигналах светофора, их значении, последовательности, развивать мелкую моторику.



  1. Ребенок самостоятельно откручивает и закручивает цветные крышки, соответствующие сигналам светофора. Взрослый может создать проблемную ситуацию, перепутав цветовую последовательность.



  1. Виды транспорта (воздушный, наземный, железнодорожный, водный, спецтехника)

Задачи: способствовать формированию умения классифицировать на основе общего признака, находить сходство и различия, создавать проблемные ситуации («Четвёртый лишний»), расширять активный словарь.



  1. Азбука в дорожных знаках

Задачи: совершенствовать представления о значении дорожных знаков, упражнять в звукобуквенном анализе и синтезе.





Дети не только называют знак, но и букву, напечатанную на картинке, определяют расположение звука в слове (начало, середина, конец). Картинки соединены в ленту, которая складывается гармошкой



  1. Я могу считать

Задачи: упражнять в согласовании числительных с существительными



Игра не только учит детей согласованию количественных числительных со словосочетаниями, но и способствует закреплению представлений о дорожном движении. («Один желтый автобус, два желтых автобуса, …», «Одна автомобильная шина, две …, …пять автомобильных шин»)



  1. Лента времени

Задачи: развивать способность ориентироваться в прошлом и настоящем предметов, активизировать воображение, память, развивать любознательность и познавательный интерес.



Раскрывая длинную ленту, сложенную гармошкой, дети знакомятся с эволюцией транспорта (от первого колеса, до современных видов наземного, воздушного и водного транспорта).



  1. Узнай знак

Задачи: уточнение и совершенствование представлений детей о дорожных знаках, их предназначении

В кармашке – портфеле расположены четыре коробки с прорезями-окошками. В каждой коробке находится диск с дорожными знаками, который можно передвигать через окошко-прорезь. Передвигая диск, ребенок видит знак, называет его предназначение. Каждый диск – определённая группа знаков – информационные, предупреждающие, запрещающие, знаки сервиса.







  1. Послушай, отгадай

Задачи: активизировать мыслительную деятельность, процессы внимание, память, совершенствовать представления о транспорте, дорожных знаках, правилах.

В кармашке подобран печатный материал (загадки) на тему «Дорожное движение». Читающие дети могут использовать его самостоятельно.



  1. Налево — направо

Задачи: развивать визуальное восприятие, улучшать пространственное и логическое мышление, тренировать память, связную речь

В комплект игры входят: — две большие карточки с изображением машин, двигающихся в направлении – направо – налево, — раздаточные карточки с изображением транспорта, двигающегося в одном из направлений (направо или налево). Дети называют транспорт на раздаточных карточках, определяют направление его движения, располагают на соответствующей большой карточке.



  1. Дорожные ребусы

Задачи: развивать познавательный интерес,познавательные способности, логическое мышление; прививать навыки безопасного поведения на улице





  1. Собери знак

Задачи: закрепить знания о дорожных знаках, способствовать формированию процессов анализа и синтеза, развивать пространственную ориентировку, внимание.

Дети собирают знак, называют его, определяют его назначение. Материал можно периодически менять.



  1. Четвёртый лишний

Задачи: развивать внимание, память, логику, сообразительность

Выполняя данное задание, дети повторяют виды транспорта, дорожные знаки, учатся рассуждать, высказывать свою точку зрения.





  1. Раскраски

Задачи: совершенствовать представления о правилах дорожного движения, развивать моторику пальцев рук





Сюжет каждой картинки направлен на повторение, расширение представлений детей о правилах дорожного движения и необходимости их соблюдать.



  1. Читай-ка!

Задачи: активизировать мыслительную деятельность, процессы внимание, память, совершенствовать представления о транспорте, дорожных знаках, правилах дорожного движения





В кармашке подобраны книжки-малышки на тему «Правила дорожного движения». Книги можно использовать как для чтения детям взрослыми, так и для самостоятельного рассматривания детьми.