СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья: К.Д Ушинский и его система работы по орфографии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Статья: К.Д Ушинский и его система работы по орфографии»

Балейский филиал

ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»















К.Д Ушинский и его система работы по орфографии

(Сообщение по МДК 01.02)














Выполнил (а): Цветкова Кристина

студентка 313

Проверил(а): Эмрих Татьяна Михайловна,

преподаватель русского языка и литературы.








Балей 2023 г.

Великий педагог К.Д Ушинский создал последовательную тео­рию формирования навыков правописания. Навык правописания – это работа по орфографии. Орфография (лат.) означает свод правил правописания. Ушинский считал, что быть грамотным - это не только полезно, но и необходимо. Он рассмат­ривал черты различных этапов формирования навыка (по терминологии Ушинского, «привычки»). Ушинский в равной сте­пени критически относился к чисто механической работе по ус­воению правописания и считал, что в основе навыка всегда лежит сознательное дей­ствие. Он критиковал многих иностранных учёных: Бормана, утверждавше­го, что в основе орфографического действия лежит зрительный фактор, что изложено в книге «Простейший способ обучения орфографии», 1840. Он не вполне соглашался и с позицией Дистервега, что изложено в монографии «Руководство для немецких учителей», 1850, Ушинский утверждал, что «не глазу, но уху принадлежит в языке первое место». Ученый писал: «Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой». Эта формула «прак­тика, руководимая грамматикой» стала в методике крылатой; она подробно разработана Ушинским в его главном труде (3.слайд) «Пе­дагогическая антропология» (1868). Впоследствии его метод по­лучил название индуктивного: рассудочному усвоению материала предшествует деятельность практическая - и ею же завершается, но теперь уже на сознательном уровне. Он выделил следующие ступени развития орфографического навыка:

1.практика чтения и письма;

2. наблюдения и формирование пред­ставлений;

3. уяснение трудностей в правописании;

4. осознание про­блем и задач;

И наконец, 5. упражнение, т.е. осмысленная, обоснованная, осоз­нанная, практика правильного письма.

В соответствии со своей позицией К.Д Ушинский создал грамматико-орфографический учебник «Родное слово», в ко­тором практически применил эту теорию. В «Руководстве» к это­му учебнику он описывает свою методику:

«Всякое наблюдение, если только возможно, руководится в на­шем учебнике сначала вопросами, на которые сам учащийся дол­жен давать ответы. Потом из этих наблюдений составляется грам­матическое определение или правило. Затем предлагается ряд уп­ражнений, закрепляющих в памяти это определение или правило».

В упражнениях Ушинский видит ту практику, которая необходима для грамотного письма. Мало знать правило, надо мгновенно ори­ентироваться в ситуации письма и мгновенно выполнять требова­ния правила. Иными словами, для грамотного письма нужен авто­матизм. Он вырабатывается постепенно, в течение длительных письменных упражнений, постоянно подкрепляемых грамматиче­ским анализом и самоконтролем с помощью правил. К.Д. Ушин­ский считает главным условием успеха систематичность упражне­ний. Ее сущность выводится из самих языковых единиц, т.е. слов, их сочетаний, текста. Целостная система орфографических правил отражает те же закономерности языка, которые определены в грамматике. Орфография не набор разрозненных правил, а цельная система, опирающаяся на грамматику.

Но, как известно, грамматический курс Ушинский вводит на третьем году обучения. В I и II классах основное внимание уделяется развитию дара слова; орфографическими в это время можно считать следующие письменные упражнения: звукобуквенный анализ и синтез, списывание, самостоятельную запись слов, изложение «деловой статьи», письмо наизусть выученного и выверка его по книге. В III классе добавляется диктант. Во всех трех книгах «Родного слова» ведущая роль в письменных упражнениях отводится развитию речи при высоком уровне самостоятельности учащихся.

Грамматическое направление, начало которого заложил К.Д Ушинский, продолжили в XX в. С.Г.Бархударов, СЕ. Крюч­ков, И.Р. Палей, Н.С Рождественский, Н.Н Алгазина, М.Т. Бара­нов, М.М. Разумовская и др.



















Список используемых источников

  1. Позиция К.Д. Ушинского [электронный ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/8-73594.html (дата обращения 03.04.2023);

  2. Методическая разработка "Орфографическая зоркость" [электронный режим]. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-orfograficheskaya-zorkost-1345744.html (дата обращения: 04.01.2023);

  3. Обучение правописанию [электронный режим]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/31_ONBG_2009/Philologia/54334.doc.htm (дата обращения: 06.01.2023);