Балейский филиал
ГАПОУ «Читинский педагогический колледж»
К.Д Ушинский и его система работы по орфографии
(Сообщение по МДК 01.02)
Выполнил (а): Цветкова Кристина
студентка 313
Проверил(а): Эмрих Татьяна Михайловна,
преподаватель русского языка и литературы.
Балей 2023 г.
Великий педагог К.Д Ушинский создал последовательную теорию формирования навыков правописания. Навык правописания – это работа по орфографии. Орфография (лат.) означает свод правил правописания. Ушинский считал, что быть грамотным - это не только полезно, но и необходимо. Он рассматривал черты различных этапов формирования навыка (по терминологии Ушинского, «привычки»). Ушинский в равной степени критически относился к чисто механической работе по усвоению правописания и считал, что в основе навыка всегда лежит сознательное действие. Он критиковал многих иностранных учёных: Бормана, утверждавшего, что в основе орфографического действия лежит зрительный фактор, что изложено в книге «Простейший способ обучения орфографии», 1840. Он не вполне соглашался и с позицией Дистервега, что изложено в монографии «Руководство для немецких учителей», 1850, Ушинский утверждал, что «не глазу, но уху принадлежит в языке первое место». Ученый писал: «Для усвоения правильного письма детьми, конечно, нужна практика, но практика, руководимая грамматикой». Эта формула «практика, руководимая грамматикой» стала в методике крылатой; она подробно разработана Ушинским в его главном труде (3.слайд) «Педагогическая антропология» (1868). Впоследствии его метод получил название индуктивного: рассудочному усвоению материала предшествует деятельность практическая - и ею же завершается, но теперь уже на сознательном уровне. Он выделил следующие ступени развития орфографического навыка:
1.практика чтения и письма;
2. наблюдения и формирование представлений;
3. уяснение трудностей в правописании;
4. осознание проблем и задач;
И наконец, 5. упражнение, т.е. осмысленная, обоснованная, осознанная, практика правильного письма.
В соответствии со своей позицией К.Д Ушинский создал грамматико-орфографический учебник «Родное слово», в котором практически применил эту теорию. В «Руководстве» к этому учебнику он описывает свою методику:
«Всякое наблюдение, если только возможно, руководится в нашем учебнике сначала вопросами, на которые сам учащийся должен давать ответы. Потом из этих наблюдений составляется грамматическое определение или правило. Затем предлагается ряд упражнений, закрепляющих в памяти это определение или правило».
В упражнениях Ушинский видит ту практику, которая необходима для грамотного письма. Мало знать правило, надо мгновенно ориентироваться в ситуации письма и мгновенно выполнять требования правила. Иными словами, для грамотного письма нужен автоматизм. Он вырабатывается постепенно, в течение длительных письменных упражнений, постоянно подкрепляемых грамматическим анализом и самоконтролем с помощью правил. К.Д. Ушинский считает главным условием успеха систематичность упражнений. Ее сущность выводится из самих языковых единиц, т.е. слов, их сочетаний, текста. Целостная система орфографических правил отражает те же закономерности языка, которые определены в грамматике. Орфография не набор разрозненных правил, а цельная система, опирающаяся на грамматику.
Но, как известно, грамматический курс Ушинский вводит на третьем году обучения. В I и II классах основное внимание уделяется развитию дара слова; орфографическими в это время можно считать следующие письменные упражнения: звукобуквенный анализ и синтез, списывание, самостоятельную запись слов, изложение «деловой статьи», письмо наизусть выученного и выверка его по книге. В III классе добавляется диктант. Во всех трех книгах «Родного слова» ведущая роль в письменных упражнениях отводится развитию речи при высоком уровне самостоятельности учащихся.
Грамматическое направление, начало которого заложил К.Д Ушинский, продолжили в XX в. С.Г.Бархударов, СЕ. Крючков, И.Р. Палей, Н.С Рождественский, Н.Н Алгазина, М.Т. Баранов, М.М. Разумовская и др.
Список используемых источников
Позиция К.Д. Ушинского [электронный ресурс]. Режим доступа: https://helpiks.org/8-73594.html (дата обращения 03.04.2023);
Методическая разработка "Орфографическая зоркость" [электронный режим]. Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-orfograficheskaya-zorkost-1345744.html (дата обращения: 04.01.2023);
Обучение правописанию [электронный режим]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/31_ONBG_2009/Philologia/54334.doc.htm (дата обращения: 06.01.2023);