СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья к дипломной работе "Интеллектуальный марафон как средство формирования детско-родительских отношений"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье вы сможете узнать подробнее о детско-родительских отношениях. А также, сможете познакомиться с интеллектуальным марафоном, который как раз поможет укрепить детско-родительские отношения.

Просмотр содержимого документа
«Статья к дипломной работе "Интеллектуальный марафон как средство формирования детско-родительских отношений"»

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Сидорова Вероника Александровна

КГБПОУ «Красноярский педагогический колледж №1 им. М. Горького»

Научный руководитель преподаватель, Осипова М.С.



Аннотация: семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Детско-родительские отношения в семье занимают одно из важных мест в процессе развития ребёнка. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Важно не только говорить ребёнку можно или нельзя, а всегда разговаривать с ним, показывать своим примером правильный поступок.


Ключевые слова: детско-родительские отношения, интеллектуальный марафон, формирование.


Сегодня изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребёнка, так и для организации психолого-педагогической практики.

В 2021 году всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) проводил опрос среди взрослых по теме «Отношения родителей и детей». По данным исследования, лишь четверть родителей (26%) общаются со своими детьми столько, сколько считают нужным. Около половины (41%) заявили, что хотели бы проводить со своими детьми больше времени. Данные опроса сподвигли на создание интеллектуального марафона, который как раз таки будет направлен на формирование детско-родительских отношений.

О.А. Карабанова отмечает, что детско-родительские отношения составляют важнейшую подсистему отношений семьи как целостной системы и могут рассматриваться как непрерывные, длительные и опосредованные возрастными особенностями как ребенка, так и родителя. [3 с. 12]

Н.А. Ефремова определяет как систему отношений между взрослым и ребенком, которые появляются в процессе взаимодействия родителя и ребенка, имеющие свою динамику и специфическое содержание. Эти отношения, по мнению автора, зависят от трех факторов: родитель, ребенок и культурно-исторический контекст их взаимоотношений [2 с. 20 ]

Т. В. Якимова рассматривает детско-родительские взаимоотношения (или отношения) как наиболее общую категорию, включающую в себя всю совокупность эмоционально-мотивационных, когнитивных и поведенческих аспектов общения родителя и ребенка [5 с. 11 ]

Не у каждого родителя получается находить общий язык со своим ребёнком и быть с ним всегда в контакте. Для этого существует большое количество различных упражнений и практик, которые помогают сблизиться родителю с ребёнком. Также, ежегодно проводятся различные опросы, в которых можно проследить уровень сформированности детско-родительских отношений.

Детско-родительские отношения — это подструктура семейных отношений, включающих в себя неравнозначные отношения, отношения родителя к ребенку, а также ребенка к родителю.

Интеллектуальный марафон – это совокупность игр, викторин, конкурсов, ребусов, кроссвордов, исследовательских работ, направленных на развитие познавательной и образовательной деятельности учащихся, их интеллекта, что создает особую интеллектуальную среду.

Выбор пал именно на данную форму, так как одной из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к новым знаниям, являются интеллектуальные марафоны. марафоны. В последнее время такие марафоны занимают все более важное место в комплексном развитии младших школьников. [4 с. 3] С помощью интеллектуального марафона участники обмениваются опытом, знакомятся с новыми людьми и разделяют свои интересы с интересами другими.

С помощью интеллектуального марафона можно создать ту деятельность, которая сделает отношения детей с родителями крепче. Будут разработаны встречи, на которых будут присутствовать родители со своими детьми. Им нужно будет проходить интеллектуальный марафон, который будет содержать в себе ряд различных заданий. При выполнении каждого задания каждый участник узнает что-то новое. После прохождения нами будут проведены диагностики, чтобы определить, насколько вырос уровень сформированности детско-родительских отношений.

Данная форма работы сочетает в себе элементы познавательной игровой деятельности. Наличие элемента соревнования отвечает потребностям различных возрастных групп учащихся. Различные по содержанию и форме вопросы раскрывают простор для творчества, как ученика, так и самого учителя. Хорошо подготовленный и проведённый интеллектуальный марафон становится настоящим праздником для его участников.

Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой. Занятие – интеллектуальная игра, занятие - соревнование, беседа - диалог, практические работы, словотворчество, тренинг, решение логически-поисковых заданий, викторины, этические беседы.

В основе интеллектуального марафона лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач. При реализации данного приёма у обучающихся развиваются следующие аспекты: восприятие, память, внимание, мышление, речь.

Интеллектуальный марафон не проверяет предметные знания, умения и навыки, а даёт возможность учащимся рассуждать нестандартно, углублять полученные знания, открывать нетрадиционные методы решения, выходить за рамки учебной программы. Здесь нельзя довольствоваться поверхностными объяснениями, нужно проявлять эрудицию, творчество, развивать в себе целеустремлённость, нешаблонное мышление, эвристические умения, накапливать опыт интеллектуальной деятельности. [1 с. 4]

Данная тема является актуальна не только родителям, но и педагогам. Ведь многое в школе зависит от атмосферы дома. Когда в классе происходят неприятные ситуации, то учитель всегда может повлиять на данную ситуацию. Придумать такой вид деятельности, которые понравится и взрослому, и ребенку, а главное будет полезен.

В дальнейшем данные встречи будут представлены в виде методического пособия и размещены на сайте школы. Данным документом сможет пользоваться любой педагог, которому это будет необходимо.


Библиографический список:


  1. Горбунова В.А. Интеллектуальный марафон как средство формирования познавательной деятельности младших школьников: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Волжский городской лицей»

  2. Ефремова Н.А. Психологическое содержание Я-концепции родителя: дис. канд. психол. наук. Омск, 2004.

  3. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. — М.: Гардарики, 2005 — 320 с. ISBN 5-8297-0189-8 (в пер.)

  4. Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон. 1–4 классы. – 3-е изд. – М.: ВАКО, 2019

  5. Якимова Т.В. Специфика семейной ситуации развития интеллектуально одаренных подростков: дис. канд. психол. наук. М., 2008.