Как побороть страх публичных выступлений перед аудиторией у учащихся
начальной школы (из опыта работы).
Автор: Александрова Диана Николаевна,
учитель начальных классов ГБОУ лицея № 144
Калининского района г. Санкт-Петербург
Я в своей работе активно использую метод проектов. Основной проблемой для младших школьников является не подготовка проекта, а его защита, именно, выступление перед аудиторией, особенно незнакомой.
В чём причины проблемы? Почему детям сложно выступать даже перед своими одноклассниками?
Я думаю, первая причина эмоциональная – страх. Вторая бедный словарный запас и узкий кругозор (дети мало читают, редко ходят на экскурсии). Исходя из данных предположений, я строю свою работу с детьми (начиная с первого класса) по подготовке их к публичным выступлениям. На моих уроках и занятиях в системе внеурочной деятельности я предлагаю учащимся создание устных мини-сочинений, разыгрывание ситуаций и сценок, подборка рифм и коллективные представления презентаций, подготовленных мною заранее. Приёмы( картинный план, клише, сравнительный анализ и др.), которые я применяю, способствуют развитию речи и ораторских способностей у детей. Работу провожу с положительным эмоциональным зарядом, каждый имеет возможность высказать свою точку зрения. Мы учимся слушать и поддерживать друг друга во время устных ответов. В качестве поощрения и стимулирования я использую различные приёмы: «Спасательный круг», « Яркий мяч», « Мнение друга», « Флаг на мачте».
Широко использую игровые моменты: « Доскажи фразу», « Раскрась текст по- своему», « А друг мне сообщил…», « Кто этот человек?», « Чёрный ящик» и др.
С первого класса привлекаю учащихся к представлению индивидуальных и коллективных проектов в научно практических конференциях различного уровня: школьного, районного, межрегионального и др. Я приветствую, если ребята активно участвуют в дистанционных олимпиадах, конкурсах, играх-конкурсах. В моём классе процент достигает - 78%. Дистанционные мероприятия учат работать с информацией, расширяют кругозор, поднимают самооценку детей и укрепляют веру в собственные силы.
Использую любую возможность, чтобы лишний раз пообщаться с детьми. На занятиях в системе внеурочной деятельности «Мои первые проекты», ребята имеют возможность взглянуть на своего педагога по- новому. Ведь в неформальной обстановке общение с учителем может доставлять массу положительных эмоций (, так мне говорят мои ученики).
Кроме вышесказанного, отмечу, что регулярно посещая с детьми районную библиотеку, оборудовала класс читательским уголком с произведениями отечественных и зарубежных детских писателей.
Конечно, работы ещё много, но первые шаги сделаны. Доказательством служат награды, полученные в очных конференциях:
1. Школьный уровень, « Первые шаги в науке»: индивидуальный проект Кондратьевой Ю. «Соль. Вред или польза?» - 1 место, и коллективный - «Год Японии в России» - 1 место
2. Районный уровень, «Бестужевские чтения»: 1 и 2 места в индивидуальных проектах. Кондратьевой Ю. «Соль. Вред или польза?» и Лоховой Д. « Вера Алтайская. Не прЫнцесса, а королевна!»
3. Региональный уровень, «Паруса науки»: 2 и 3 места в индивидуальных проектах
Список литературы:
1. Д. Зимбардо «Застенчивость. Что это такое и как с ней справляться», Питер, 1996
2. Д. Карнеги «Как завоёвывать людей и оказывать влияние на людей», Н-И, 1996