Характеристика развития культуры
Пантелеева Валентина Юрьевна
Учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №36»,
РФ, г. Казань
E-mail: valentina_panteleeva@mail.ru,
Characteristics of methods for developming students` listening culture
Panteleeva Valentina Jurievna
Music teacher, Municipal budget educational institution «Gimnazia №36»,
E-mail: [email protected],
Ключевые слова: слушательская культура, учащиеся, методы, формы, музыкальные педагоги
Keywords: listening culture, teenagers, pupils, methods, forms, music teacher
Аннотация: актуальность данной темы обусловлена разрозненностью методов развития слушательской культуры учащихся и необходимостью собрать известные методы развития слушательской культуры в один информационный источник
Abstract: the relevance of this topic is due to the disparity of the methods for developming students` listening culture and the need to collect methods for developming srudents` listening culture in one information resource
Выдающиеся , которые проблемой слушательской школьников в слушательской , разработали ряд приёмов для этого , которые будут объединены в данной статье.
Особое проблеме слушательской школьников, том и методическим , уделял педагог-музыкант Д.Б. .
Слушать − и как больше, − вот верный решения развития культуры по мнению Д.Б. , одной из составляющих музыкальной школьника как их духовной [1,95].
За свою музыкально-педаг деятельность Д.Б. выстраивает систему слушательской на основе им новых , таких как , жанр, , музыкальный , драматургия. Он , что в младшем возрасте слушательской школьника начинаться с музыкальных : песня, , марш, и понятные для .
Д.Б. Кабалевский принцип д музыки для . Школьник быть подготовлен к той или иной . Одним из принципов, выделяет музыкант, принцип идеи и построения. выделяет то, что , объединённые темой, усваиваются . [2,101].
Д.Б. считает, что далёких от искусства , может слово. так важно, это «слово» подходящим, для детей и ..
внимание развития культуры уделяет в концепции А.А. . Он определил девиз для музыкантов: « школьникам художественную и социальную академической » [3,12]. аспект идеи, им, раскрыт в его «Теория образования». предлагает в слушательской следующие :
1) метод интонируемого ;
2) метод личностного музыкального .
Cущность методов на коммуникативной , когда ведёт с воображаемыми разных эпох, с композитором, исполнителя как . Педагог и тот факт, что личностного к музыке реализовывать функции . А.А. Пиличяускас эффе этого в большом ситуативно-эмоциональных . Спонтанные помогают определить отношение к лицам в том или музыкальном .
рассматриваемых наиболее к окончанию школьников. факт, что I-III классов лишь переживаемых .
Многие школьники в ещё не развитости их запаса не охарактеризовать словами то или произведение, осознают его и понимают. можно следующие проблемы:
- как словарный детей для передачи чувств и от услышанного , описать его звучания;
- образом и нужно вербальные для характеристики .
Одним из методов словарного школьников знакомство музыки со признаков звучания В.Г. . Уникальность его заключается в том, что он более 500 характера музыки.
с данным позволит музыки не обогатить словарный , но и расширит запас .
Э.И. , разработавшая жанрово-стилевых , значительно решение задачи. Эта основывается на глубоком и проникновении в определённую стилистику. При изучение стиля на три этапа:
- знакомство со ;
- осознание основных примет (на этапе автор два способа освоения – и дедуктивного. способ на выявление первоначальных особенностей. способ выявление «общих » стиля).
- стилевая включается в художественный [1,100].
метод сложен, его применять на музыки к младшей . Он подходит к в средних школы.
педагог С.Л. в основу стиле-слухового положил сравнения особенностей произведения с уже детям .
В основу стилевых и последовательности их автором существование стилевых и прежде национального , индивидуального .
стиль, по Старобинского, у младших определённую , потому что стиль большего опыта. Для , чтобы у школьников определять и творчество или иного .
Очень элемент в развития культуры в процессе музыки на музыки – постановка , ведь от , какие задаёт , будет анализ, , вступление в школьников с .
Л.В. Горюнова этой . Суть метода в том, что учитель должен подходить к подбора при прослушивании произведения, это рождает в различные восприятия произведения [3,10].
Л.В. Горюнова внимание на то, что в деятельности часто вопросы характера, импровизационности и подхода. подчёркивает и то, что вопросы не творческий ребёнка и его в целом, а лишь мышления.
В последнее в музыкальной поднимается о возрождении русской музыки в урока в школе. Но, если во внимание, что многонациональная , где проживают разных , то на уроке необходимо не только с духовной , но и музыкой религиозных . На данный этим занимается И.В. и В.В. Медушевский.
В младшей ученики начать с духовной , эту тему может при изучении «Музыка народа».
В возрасте применение методов в развития культуры на музыки. В заинтересованности в общественно-социальной, деятельности также его к выступлениям на мероприятия.
По Л. Бернстайна, « музыки быть в самой , в её мелодиях, , ритмах, колорите, и в в способах её развития» [2,145].
Для повышения и процесса музыкально- функционирования и слушательской школьников использование в обр учебно-концертной дея. Основой служит . Учебно-концертная трактуется как и взаимодействия субъектов концерта (, слушателя, , педагога), его реализацию. концерт – это организационная обучения, «периоды учебного вы, его осуществления и опыта» [6,9].
педагогической , учебный способен ванно повышение процесса реализуемого в нем функционирования. Для дос этого выпол ряда требований, в , относящихся к деятельности , формирующей их ельскую . Так, планиро включение в процесс концерта и задачи его участников надо . Следующей учителя яв обеспечение слушателей к вос содержания выступления.
Таким образом в данной статье было рассмотрено многообразие подходов к развитию слушательской культуры учащихся.
Таблица 1
подходов к ю слушательской
Автор | | Характеристика |
Д.Б. | Принцип д музыки для | Понимание как отражение дей в образной |
А.А. Пиличяускас | осознания смысла и личностного музыкального | Идеально-комплексная познания . Её объектом эмоциогенные ин слушаемого |
В.Г. Ражников | словарь , где собраны 500 характеристик настроения и для анализа | Понимание строя произведения |
Э.И. | Метод аналогий | обучающегося в ту или стилевую |
С.Л. Старобинский | сравнения особенностей произведения с уже учащимся и | Сравнение произведений стиля с сравнению |
Л.В. Горюнова | грамотной педагогом са к прослушанному | Многоплановость учащихся, их произведения от правильной вопроса музыки |
И.В. , В.В. Медушевский | обучения на основе в программу русского материала | в общеобразовательной на уроках . программы, на духовные истоки |
Л. | Учебно-концертная | Вовлечение в учебно-концертную |
Литература
Ю.Б. Настольная школьного / Ю.Б. Алиев. – М.: . Изд. Центр , 2000. – 336 с.
Бернстайн Л. для молодежи. Пер. с . / Л. Бернстайн. – Л.: Сов. : Ленингр. , 1991. – 227 с.
Горюнова Л.B. музыкального подростков (на слушания в V-VI ельной школы): . канд... пед. / АПН СССР; Нау. ин-т общ. и , образования. – М., – 21 с.
Кабалевский Д.Б. размышления: . ст. и докл. / Дм. ; АПН СССР. – М.: , 1986. – 188 с.
. Познание как воспитательная проблема: Пос. для / А. Пиличяускас. – М.: «», 1992. – 40 с.
Н.И. Теория и учебного как интегративной педагогического : На материале учителя в педагогическом : Автреф. . пед. наук: / Мордовский педагогический имени М.Е. . – Саранск, – 24 с.
Холопова В.Н. как вид искусства: . пособие для вузов и культуры /В.Н. ; Моск. гос. им. П.И. Чайковского. – СПб.: , 2000. –319 с.
Ю.Н. Изменяющееся и в эволюции мышления // традиций и в современной . – М.: Советский , 1982. – С.
Школяр В.А. искусство как предмет в школе: В развивающего . Дисс... канд. пед. : 13.00.01 / художественного Российской Образования. – М., . – 348 с.
Шолкина И.Н. основы школьников в общеобразовате учреждении: . дис... канд. пед. : 13.00.01 / повышения и переподготовки образования. – М., – 24 с.