СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Характеристика методов развития слушательской культуры учащихся"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье собраны основные методы и приемы по развитию слушательской культуры учащихся известных педагогов-музыкантов

Просмотр содержимого документа
«Статья "Характеристика методов развития слушательской культуры учащихся"»

Характеристика развития культуры



Пантелеева Валентина Юрьевна

Учитель музыки, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №36»,

РФ, г. Казань

E-mail: valentina_panteleeva@mail.ru,





Characteristics of methods for developming students` listening culture

Panteleeva Valentina Jurievna

Music teacher, Municipal budget educational institution «Gimnazia №36»,

E-mail: [email protected],







Ключевые слова: слушательская культура, учащиеся, методы, формы, музыкальные педагоги

Keywords: listening culture, teenagers, pupils, methods, forms, music teacher



Аннотация: актуальность данной темы обусловлена разрозненностью методов развития слушательской культуры учащихся и необходимостью собрать известные методы развития слушательской культуры в один информационный источник

Abstract: the relevance of this topic is due to the disparity of the methods for developming students` listening culture and the need to collect methods for developming srudents` listening culture in one information resource




Выдающиеся , которые проблемой слушательской школьников в слушательской , разработали ряд приёмов для этого , которые будут объединены в данной статье.

Особое проблеме слушательской школьников, том и методическим , уделял педагог-музыкант Д.Б. .

Слушать − и как больше, − вот верный решения развития культуры по мнению Д.Б. , одной из составляющих музыкальной школьника как их духовной [1,95].

За свою музыкально-педаг деятельность Д.Б. выстраивает систему слушательской на основе им новых , таких как , жанр, , музыкальный , драматургия. Он , что в младшем возрасте слушательской школьника начинаться с музыкальных : песня, , марш, и понятные для .

Д.Б. Кабалевский принцип д музыки для . Школьник быть подготовлен к той или иной . Одним из принципов, выделяет музыкант, принцип идеи и построения. выделяет то, что , объединённые темой, усваиваются . [2,101].

Д.Б. считает, что далёких от искусства , может слово. так важно, это «слово» подходящим, для детей и ..

внимание развития культуры уделяет в концепции А.А. . Он определил девиз для музыкантов: « школьникам художественную и социальную академической » [3,12]. аспект идеи, им, раскрыт в его «Теория образования». предлагает в слушательской следующие :

1) метод интонируемого ;

2) метод личностного музыкального .

Cущность методов на коммуникативной , когда ведёт с воображаемыми разных эпох, с композитором, исполнителя как . Педагог и тот факт, что личностного к музыке реализовывать функции . А.А. Пиличяускас эффе этого в большом ситуативно-эмоциональных . Спонтанные помогают определить отношение к лицам в том или музыкальном .

рассматриваемых наиболее к окончанию школьников. факт, что I-III классов лишь переживаемых .

Многие школьники в ещё не развитости их запаса не охарактеризовать словами то или произведение, осознают его и понимают. можно следующие проблемы:

- как словарный детей для передачи чувств и от услышанного , описать его звучания;

- образом и нужно вербальные для характеристики .

Одним из методов словарного школьников знакомство музыки со признаков звучания В.Г. . Уникальность его заключается в том, что он более 500 характера музыки.

с данным позволит музыки не обогатить словарный , но и расширит запас .

Э.И. , разработавшая жанрово-стилевых , значительно решение задачи. Эта основывается на глубоком и проникновении в определённую стилистику. При изучение стиля на три этапа:

- знакомство со ;

- осознание основных примет (на этапе автор два способа освоения – и дедуктивного. способ на выявление первоначальных особенностей. способ выявление «общих » стиля).

- стилевая включается в художественный [1,100].

метод сложен, его применять на музыки к младшей . Он подходит к в средних школы.

педагог С.Л. в основу стиле-слухового положил сравнения особенностей произведения с уже детям .

В основу стилевых и последовательности их автором существование стилевых и прежде национального , индивидуального .

стиль, по Старобинского, у младших определённую , потому что стиль большего опыта. Для , чтобы у школьников определять и творчество или иного .

Очень элемент в развития культуры в процессе музыки на музыки – постановка , ведь от , какие задаёт , будет анализ, , вступление в школьников с .

Л.В. Горюнова этой . Суть метода в том, что учитель должен подходить к подбора при прослушивании произведения, это рождает в различные восприятия произведения [3,10].

Л.В. Горюнова внимание на то, что в деятельности часто вопросы характера, импровизационности и подхода. подчёркивает и то, что вопросы не творческий ребёнка и его в целом, а лишь мышления.

В последнее в музыкальной поднимается о возрождении русской музыки в урока в школе. Но, если во внимание, что многонациональная , где проживают разных , то на уроке необходимо не только с духовной , но и музыкой религиозных . На данный этим занимается И.В. и В.В. Медушевский.

В младшей ученики начать с духовной , эту тему может при изучении «Музыка народа».

В возрасте применение методов в развития культуры на музыки. В заинтересованности в общественно-социальной, деятельности также его к выступлениям на мероприятия.

По Л. Бернстайна, « музыки быть в самой , в её мелодиях, , ритмах, колорите, и в в способах её развития» [2,145].

Для повышения и процесса музыкально- функционирования и слушательской школьников использование в обр учебно-концертной дея. Основой служит . Учебно-концертная трактуется как и взаимодействия субъектов концерта (, слушателя, , педагога), его реализацию. концерт – это организационная обучения, «периоды учебного вы, его осуществления и опыта» [6,9].

педагогической , учебный способен ванно повышение процесса реализуемого в нем функционирования. Для дос этого выпол ряда требований, в , относящихся к деятельности , формирующей их ельскую . Так, планиро включение в процесс концерта и задачи его участников надо . Следующей учителя яв обеспечение слушателей к вос содержания выступления.

Таким образом в данной статье было рассмотрено многообразие подходов к развитию слушательской культуры учащихся.

Таблица 1

подходов к ю слушательской

Автор


Характеристика

Д.Б.

Принцип д музыки для

Понимание как отражение дей в образной

А.А. Пиличяускас

осознания смысла и личностного музыкального

Идеально-комплексная познания .

Её объектом эмоциогенные ин слушаемого

В.Г. Ражников

словарь , где собраны 500 характеристик настроения и для анализа

Понимание строя произведения


Э.И.

Метод аналогий

обучающегося в ту или стилевую

С.Л. Старобинский

сравнения особенностей произведения с уже учащимся и

Сравнение произведений стиля с сравнению

Л.В. Горюнова

грамотной педагогом са к прослушанному

Многоплановость учащихся, их произведения от правильной вопроса музыки

И.В. , В.В. Медушевский

обучения на основе в программу русского материала

в общеобразовательной на уроках . программы, на духовные истоки

Л.

Учебно-концертная

Вовлечение в учебно-концертную


Литература

  1. Ю.Б. Настольная школьного / Ю.Б. Алиев. – М.: . Изд. Центр , 2000. – 336 с.

  2. Бернстайн Л. для молодежи. Пер. с . / Л. Бернстайн. – Л.: Сов. : Ленингр. , 1991. – 227 с.

  3. Горюнова Л.B. музыкального подростков (на слушания в V-VI ельной школы): . канд... пед. / АПН СССР; Нау. ин-т общ. и , образования. – М., – 21 с.

  4. Кабалевский Д.Б. размышления: . ст. и докл. / Дм. ; АПН СССР. – М.: , 1986. – 188 с.

  5. . Познание как воспитательная проблема: Пос. для / А. Пиличяускас. – М.: «», 1992. – 40 с.

  6. Н.И. Теория и учебного как интегративной педагогического : На материале учителя в педагогическом : Автреф. . пед. наук: / Мордовский педагогический имени М.Е. . – Саранск, – 24 с.

  7. Холопова В.Н. как вид искусства: . пособие для вузов и культуры /В.Н. ; Моск. гос. им. П.И. Чайковского. – СПб.: , 2000. –319 с.

  8. Ю.Н. Изменяющееся и в эволюции мышления // традиций и в современной . – М.: Советский , 1982. – С.

  9. Школяр В.А. искусство как предмет в школе: В развивающего . Дисс... канд. пед. : 13.00.01 / художественного Российской Образования. – М., . – 348 с.

  10. Шолкина И.Н. основы школьников в общеобразовате учреждении: . дис... канд. пед. : 13.00.01 / повышения и переподготовки образования. – М., – 24 с.