"Классный руководитель –
ключевая фигура воспитательного процесса"
«Самое надежное, но и самое труднейшее средство сделать людей лучшими есть приведение в совершенство воспитания»
А.В.Суворов
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт дает следующее определение. «Классный руководитель - педагогический работник, осуществляющий классное руководство в общеобразовательной организации» .
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ и Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года (ФГОС 2021) определяют цели и задачи классного руководителя как развитие, воспитание, социализацию личности обучающихся.
Работа классного руководителя не ограничивается только данными определениями, урочными занятиями, выполнением учебных программ и норм. Она значительно шире и сложней. Я предлагаю вам методику «Незаконченное предложение». Необходимо закончить фразу «Классный руководитель – это…»Предлагаю вам поработать в группах и составить портрет классного руководителя используя имена существительные, имена прилагательные и глаголы. ( составляется словесный портрет классного руководителя).
Классный руководитель – ключевая фигура в воспитательной деятельности образовательного учреждения, он является организатором воспитательного процесса. Классный руководитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми. Основное назначение классного руководителя – создание условий для раскрытия потенциала талантов ребенка, для их максимального развития, для сохранения неповторимости личности каждого ученика, для нормального умственного, духовного и физического совершенствования.
Работа классного руководителя - целенаправленная, системная, планируемая деятельность. Большое значение в деятельности классного руководителя имеет сотрудничество с учителями-предметниками. Взаимодействие с ними помогает использовать все многообразие системы образования детей для расширения познавательных, творческих способностей своих воспитанников. Классный руководитель также должен тесно взаимодействовать с администрацией школы, с социальным педагогом, призванными быть посредником между личностью ребенка и всеми социальными институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся.
Классный руководитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
В своей работе классный руководитель постоянно заботится о здоровье своих воспитанников, используя информацию, получаемую от медицинских работников образовательного учреждения.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа классного руководителя с родителями направлена на сотрудничество с семьей в интересах ребенка. Классный руководитель привлекает родителей к участию в воспитательном процессе в образовательном учреждении, что способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в школе и дома. При этом важнейшей задачей остается актуализация содержания воспитательной деятельности, способствующей эмоциональному развитию обучающегося, его речи, интеллекта.
Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час - форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Таким образом, для успешного решения вопросов обучения, воспитания и развития личности ребенка необходимо активное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Свою деятельность классного руководителя я построила на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, на основе личностно - ориентированного подхода с учетом задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе. При планировании воспитательной деятельности принимала во внимание социальные условия жизни, специфику семейных обстоятельств. Познакомилась с родителями, были проведены собрания с участием администрации школы ,социального педагога. Был определен социальный статус семей класса.
Большую помощь в организации работы с классом оказывала администрация школы, социальный педагог и специалисты краевого психологического центра. Велась работа с учащимися класса, цель которой - сплотить детский коллектив через индивидуальные беседы , тренинги, рассказать родителям об особенностях обучения, особенностях возраста и методах подхода в воспитании детей.
В своей работе стараюсь включить ребят своего класса в систему внеурочной деятельности. Это и совместная организация праздничных мероприятий, участие в конкурсах творческой, экологической направленности, организация походов в кино, парки, экскурсии в музей "Моя Россия - моя история", участие в организации Поста №1, проведение классных часов, творческие достижения учащихся.
"Душу формирует и детский сад, и семья. Но прежде всего школа! Я в первый класс пошёл в 1943-м. Зима, война... Какой завтрак тебе дома соберут? Чай из трав. Кусок хлеба. А в школе с самого утра топилась печка. После второго урока учительница заваривала чай всё на тех же травах, каждому наливала в его кружку чуть-чуть разведённого сахарина — личного! Открывалась дверь — и дежурный вносил поднос, на котором лежали пирожки. С чем уж они были, не помню, но они казались нам самыми вкусными на свете! Мы их ели, прихлёбывая кипяток, а учительница в это время рассказывала разные истории. Это называлось — воспитание! Это называлось — забота! Забота о следующем поколении. С этого начинается воспитание любви к Родине — когда ты чувствуешь заботу Родины о себе.."
( из воспоминаний Ю́рия Мефо́дьевича Соло́мина — советского и российского актёра и режиссёра театра и кино, театрального педагога, художественного руководителя Государственного академического Малого театра России)
Ребенок - горящий факел! Это то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.