СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «CUBORO» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие учащихся в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

Просмотр содержимого документа
«Статья "КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «CUBORO» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА"»

Любушкина О.А.

МАОУ «СОШ №7»

г.Улан – Удэ, Республика Бурятия


КОНСТРУИРОВАНИЕ И МОДЕЛИРОВАНИЕ В ИНЖЕНЕРНОЙ ЛАБОРАТОРИИ «CUBORO» КАК РЕСУРС ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА


Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка, который связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Современные требования к обучению ставят новые задачи и перед учителем: не пассивное участие учащихся в уроке, а формирование умения работать самостоятельно, развитие творческого мышления, способности прогнозировать свою деятельность. Одна из важнейших задач учителя - включение учащихся в творческую деятельность, увеличение доли их самостоятельности.

Мы стали ориентироваться на реализацию модели компетентностного образования, где упор делается, во-первых, на создание принципиально новой модели образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, нужно создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни».

Если человек способен находить новые пути решения задачи, если он может на основе разрозненных данных построить работающую модель, то он является функционально грамотным.

Функциональная грамотность - явление метапредметное, и поэтому она формируется при изучении всех школьных дисциплин, в том числе и во внеурочной деятельности и поэтому имеет разнообразные формы проявления. Одним их основных направлений модернизации системы образования является обучение учащихся самостоятельно добывать и анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающиеся не только и даже не столько должны узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения.

Особое значение в начальной школе имеет формирование опыта исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельности.

Когда нужно начинать процесс приобщения обучающихся к проектно-исследовательской деятельности?

Опыт нашей школы позволяет нам быть уверенными в том, что приобщать к познавательной, проектно- исследовательской деятельности нужно, начиная с начальной школы.

Реализация этой работы возможна как через учебную (урок), так и через внеурочную деятельность. Широкие возможности для этой работы нам предоставляет образовательная среда «Cuboro».

Образовательная система «Cuboro»:

-знакомит учащихся с основами конструирования и моделирования,

-закрепляет фундаментальные навыки математики и геометрии;

-развивает аналитическое и стратегическое мышление; внимательность, трудолюбие, ловкость, выносливость,

-развивает творческое, логическое инженерное мышление;

-тренирует пространственное воображение;

-учит согласованно работать в команде, коллективе.

Методическая основа «Cuboro – думай креативно» позволяет учащимся работать в качестве юных исследователей, инженеров, математиков, физиков и даже архитекторов, предоставляя им инструкции, инструментарий и задания для межпредметных проектов.

При работе по системе – cuboro все цели тесно перекликаются с основными требованиями новых ФГОС, направленных на развитие личности обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Работа с конструктором cuboro как нельзя лучше способствует формированию универсальных учебных действий (УУД), что является основным направлением нового ФГОС начального образования. Вся работа с новым для детей конструктором может быть организована как одно большое исследование, когда дети, открыв коробку с кубиками, начинают исследовать её содержимое: сопоставление графических изображений кубиков cuboro с множеством желобов и тоннелей с реальными кубиками из набора, организация тактильных игр направленных на поиск/определения кубиками подключая только тактильное восприятие, написание букв, цифр, слов с помощью желобов на поверхности кубиков cuboro, составление простых дорожек от старта до финиша, постоянно усложняя задания задавая себе или друг другу все новые и новые условия и наконец построение простых и далее сложных конструкций.

Большие возможности система cuboro открывает для развития коммуникативных УУД. Дети, работая в парах или группах, учатся договариваться и сотрудничать, представлять свои проекты перед слушателями, выдвигать и доказывать свои идеи, передавать свои знания новичкам или людям не имеющих опыта игры в cuboro.

Очень важно, чтобы дети научились рефлексии своей деятельности, пробовали описывать работу построенной ими системы cuboro, используя специальную терминологию. Для этого ребята получают карточки c заданиями, опираясь на которые они выстраивают свою речь.

Проектирование и исследование - принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование- это процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Проектирование- процесс разработки и создания проекта, решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Поэтому обучающемуся даётся полная свобода действий, акцент в работе с конструктором ставится не на сборку фигур, а на следующее:

-анализ задачи – какие детали имеем, что хотим получить,

-конструирование модели,

-сопоставление возможностей конструкции с требованиями (модель должна быть динамической),

-модификация конструкции и пояснение, насколько функциональна модель.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий истину в результате процедуры исследования. Для учащегося важна ценность достижения истины в его исследовании.

Данный вид работы позволяет ребёнку продемонстрировать собранную конструкцию, защитить конструкторскую идею, тем самым ощутить важность этой работы.

Конструирование модели- это ещё один из способов экспериментировать- подбор нужных деталей, их замена, выбор соответствующей динамики для модели. Конструирование - это творческий процесс и каждый может найти свое решение в изготовлении той или иной детали и модели в целом. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задатки реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Особый интерес представляют для нас регулятивные УУД, которые отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все её компоненты: цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценку.

Какие же регулятивные УУД можно развивать у младших школьников, используя в учебной деятельности конструктор Cuboro Basis?

1.Развитие способности к целеполаганию.

Ребёнок учится ставить перед собой учебную задачу, самостоятельно разрабатывая модель конструкции.

2.Развитие способности к планированию.

После постановки цели, обучающийся составляет план деятельности по созданию конструкции. При этом ребёнок учится действовать как по имеющимся в инструкции схемам, так и по схемам, разработанным им самостоятельно. Указания по выполнению плана могут быть как письменными или графическими, так и устными.

3.Развитие способности к прогнозированию.

Выбирая различные способы выполнения задания младший школьник учится предвидеть результаты своей деятельности.

4.Формирование действия контроля.

Получив ту или иную модель, учащийся имеет возможность самостоятельно проверить правильность её выполнения. При этом ребёнок может объективно оценить не только результат своей деятельности, но и работу своих одноклассников.

5.Формирование действия коррекции.

Обнаружив ту или иную ошибку в своей работе, младший школьник имеет возможность внести коррективы на любой стадии сборки модели. Он учится критично относиться к результатам своей деятельности и деятельности окружающих. Таким образом, происходит формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

6.Развитие способности к оценке.

Младший школьник получает возможность сравнивать свою модель с моделями одноклассников, а значит, способен оценить уровень выполнения своей работы: сложность, функциональность, внешнюю эстетичность. На основе полученных результатов ребёнок может сделать выводы об уровне своих знаний и умений.

7.Формирование волевой саморегуляции.

Процесс сборки конструкции требует терпения. Если по каким-то причинам ученику приходится выполнять работу сначала, возвращаясь уже к пройденной стадии, ему необходимо приложить некоторое волевое усилие для успешного устранения недочётов.

Основными результатами интеграции данного курса в систему начального образования считаю:

  • популяризацию научно-технического знания среди учащихся, начиная с уровня начального общего образования;

  • вовлечение школьников в проектно-исследовательскую и инженерную деятельность;

  • формирование положительного отношения к профессии инженера;

  • формирование позитивного мнения о перспективности творческой работы в научно-технической сфере;

  • формирование внутренней мотивации учебной деятельности (познавательных мотивов), ориентированной на овладение новыми знаниями и усвоение способов их добывания.


Литература:

1) https://cuboro.ru/articles/razvitie-prostranstvennogo-i-inzhenernogo-myshleniya-na-zanyatiyakh-s-konstruktorom-cuboro/

2) https://cuboro.ru/articles/propedevtika-inzhenernogo-obrazovaniya-posredstvom-vklyucheniya-v-obrazovatelnoe-prostranstvo-nachal/