СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Критериальное оценивание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроках в начальной школе использую критериальное оценивание. Оно решает следующие задачи:

  1. Делает оценку более объективной как для обучающегося, так и для учителя.
  2. Позволяет обучающемуся оценить собственные знания.
  3. Обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем.
  4. Позволяет оценивать не только результат, но и процесс работы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Критериальное оценивание"»

Критериальное самооценивание и взаимооценивание в начальных классах.

Бадмацыренова А.А.

Новый стандарт ставит перед учителем и обучающимися новые задачи. Обучающиеся начальной школы должны учиться оценивать себя, свои успехи в учёбе, должны анализировать и понимать новую информацию, оценивать не только свои результаты учёбы, но и работы одноклассников. Трезвая грамотная оценка необходима для непрерывного учения. Это основа умения учиться.

Учителю необходимо поддерживать ожидание и уверенность обучающихся в успехе; так организовать учебный процесс, чтобы он увлекал ребёнка; делать каждого обучающегося активным участником собственного обучения.

На уроках в начальной школе использую критериальное оценивание. Оно решает следующие задачи:

  1. Делает оценку более объективной как для обучающегося, так и для учителя.

  2. Позволяет обучающемуся оценить собственные знания.

  3. Обеспечивает обратную связь между обучающимся и учителем.

  4. Позволяет оценивать не только результат, но и процесс работы.

Критериальное оценивание проводится не только в конце, но и в любой части урока.

Начиная с первого класса, я использую на уроках цветовое оценивание. Красный квадратик рядом с работой - не могу, очень трудно; жёлтый – не уверен; зелёный – всё ясно. Можно использовать различные символы. Солнышко – ясно, солнышко в тучах – не совсем понятно, тучка – не справляюсь, и т.п. Использую на уроках работу со светофором или с карточками трёх цветов. Использование подобного оценивания на разных этапах урока, сравнение результатов, позволяет определить всё ли детям понятно, готов ли класс к дальнейшей работе.

Для самооценки самостоятельных работ использую линеечки Г.И. Цукерман, пятиуровневые шкалы.

высокий уровень

выше среднего

средний

ниже среднего

низкий

Ученики оценивают свою работу сами, ставят крестик там, где считают нужным. Перед этим учитель договаривается с учениками, как оценивать свою работу. Затем учитель проверяет работу и соглашается или нет с оценкой детей, ставит метку в другом месте на линеечке.

Начиная со второго класса можно применять такой инструмент самооценки, как «Свидетельство». Оно позволят самому ученику увидеть динамику роста своих знаний по данной теме. Например: свидетельство во 2 классе на уроках математики. Оценка контрольной и самостоятельной работы производится по следующей системе.

Зелёный – знаю и могу решить.

Жёлтый - допускаю 1 – 2 ошибки вычислительных в задачах и математических выражениях.

Коричневый – допускаю 3-5 вычислительных ошибок в нахождении значения выражений.

Синий – допускаю ошибки в выборе действия в задаче.

Красный – не могу решить задачу (найти значение математического выражения).




№/№

Критерии

сент.

окт

ноябрь

декабрь

январь и т.д.

1

Решение задач на уменьшение и увеличение на несколько ед-ц






2

Решение задач на увеличение и уменьшение в несколько раз






3

Решение задач на разностное сравнение






4

Решение задач на кратное сравнение и т.д.






5

Сложение чисел в пределах 100






6

Вычитание чисел в пределах 100






7

Сложение в пределах 1000






8

Вычитание в пределах 1000






9

Умножение табличное






10

Деление табличное






11

Умножение внетабличное






12

Деление внетабличное






Дети могут анализировать с помощью учителя результаты контрольных работ по русскому языку. Используется цветная диаграмма достижений орфографической зоркости.

Кол-во ошибок


Аналогичная работа проводится и на уроках литературного чтения, дети могут самостоятельно отслеживать темп чтения, заносить данные в диаграмму и самостоятельно делать выводы об изменении в результатах.

Свидетельства, диаграммы и графики хранятся в портфолио, чтобы проследить прогресс обучающегося.

Важна не только самооценка, но и критериальное взаимооценивание. Использую на уроках парное взаимооценивание, когда обучающиеся обмениваются работами и оценивают работы друг друга, или класс обсуждает работы в ходе общей дискуссии. Учитель оценивает работу последним. Использую и взаимооценивание после группового выступления, инсценировки, презентации проекта. Оценивание может происходить с помощью линеечек, оценочных листов. Критерии устанавливаются учениками и учителем.

Критерии для инсценировки:

  • правильность;

  • артистичность;

  • точность характеров;

  • элементы костюмов;

  • музыкальное сопровождение.

Для групповой презентации

  • интересная, содержательная;

  • понятная;

  • участвуют все;

  • ответили на все вопросы;

  • я узнал(а) что-то новое;

  • выступающие говорили правильно, чётко, ясно, выразительно.

  • Что бы вы хотели исправить, добавить?

Лист оценки необходим для обучения школьников самооценке достижений, рефлексии и прогнозированию результатов своей работы. В течение учебного года важно использовать листы оценки достижений на этапах целеполагания и рефлексии. Можно включить работу с листом оценки достижений на любом этапе каждого урока, тогда учащиеся получают возможность осмыслить и понять конечный результат обучения за определенный период. 

Листы оценки достижений могут быть включены в портфолио учащегося, т. к. они позволяют отслеживать динамику его достижений. 

Задания на проверку сформированности метапредметных результатов могут быть связаны с предметным содержанием или продуманы к различным познавательным и жизненным ситуациям. Многие задания могут быть разработаны применительно к научно-популярным и художественным текстам. Критерии могут дополняться в соответствии с концепцией УМК и особенностями ООП. 

В приложении представлено примерное оформление листов оценки метапредметных результатов обучения в 1  классе. 


  • Примерное оформление листа оценки

  • метапредметных результатов обучения в 1-м классе

Ф. И. ученика:________________________________

Класс: _________________.

Самооценка ученика осуществляется с помощью следующих символов: "+"- "Я знаю и умею";" " - Пока не знаю, не умею", "?" - Я знаю, но не уверен". 

Критерий оценивания

Примерное задание

Самооценка ученика

Оценка учителя

Регулятивные УУД

Умение принимать учебную цель

Расскажи, какую цель урока мы сегодня достигаем, что мы узнаем нового?

 Примечание: задание дается непосредственно на уроке, в ходе разных этапов

 

 

Умение следовать инструкции учителя

Выполни задание по указанию учителя: открой хрестоматию на странице ___, найди второе предложение, прочитай его и запиши в тетрадь.

 Примечание: дается устная инструкция из 3–4-х шагов

 

 

Умение осуществлять действия по образцу

Выполни задание так, как показано на рисунке

 

 

Умение оценить свой результат по одному критерию

Оцени свою работу на волшебной линеечке. Объясни, почему так себя оценил.

 Примечание: линеечки представляют собой вертикальные отрезки высотой 4 или 6 клеточек. При выполнении любых заданий ученик рисует 3–4 вертикальные линеечки, выбирает, за что будет оцениваться эта работа, и отдельными буквами озаглавливает линеечки: К – красота, П – правильность, С – старание, А – аккуратность и т. д. Озаглавив работу, ученик ставит крестик: вверху, если работа выполнена правильно и красиво, или внизу, если неправильно. Обводя крестики, учитель соглашается с учеником, если не соглашается – ставит крестики на другом уровне

 

 

Познавательные УУД

Умение читать простые модели и схемы, дополнять их

1. Расскажи, что изображает модель?

2. В парке посадили еще 2 дерева. Дорисуй их на модели.

 Примечание: модель представляет собой символическое описание растений: их количества, расположения. Задание дается после прочтения текста о растениях

 

 

Умение понимать простейшие отношения между понятиями, событиями

Какое время года наступает после осени? Почему тает снег? Кто старше? Почему?

 

 

Умение ориентироваться в пространстве

Расскажи про свой путь домой из школы, используя слова: вправо, влево, прямо

 

 

Умение сравнивать и группировать по одному критерию

Сравни объекты по величине, распредели их в группы.

 Примечание: объекты могут быть описаны в научно-популярном тексте, представлены на иллюстрации, рисунке

 

 

Коммуникативные УУД

Умение задавать вопросы

Сформулируй два вопроса к тексту




Умение работать в паре

Выполните задание в паре, следуя инструкции учителя



Умение строить монологическое высказывание

Составь краткий рассказ по иллюстрации



Умение контролировать свои действия

Понаблюдай за собой: получается ли у тебя не перебивать других, не говорить обидные слова?



Чтение: работа с информацией

Умение находить явную информацию в тексте

Выпиши из текста имена главных героев

 

 

Умение ориентироваться в тексте учебной книги

1. Найди страницу ___.

2. Посмотри, что изображено в верхнем левом углу страницы?

3. Найди номер страницы, где начинается рассказ о Москве

 

 

Умение находить 1–2 существенных признака явления (события, понятия) на основе прочтения текста

Расскажи (напиши) почему белочка не замерзает зимой?

 

 

Такие методики оценивания я применяю на уроках в начальных классах. Они позволяют построить обучение на основе сотрудничества учителя и обучающихся, повышают активную роль детей в процессе обучения.