СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Кризисы психического развития и их учёт в учебно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрываются теоретические и практические аспекты проблемы проявления возрастных кризисов в дошкольном детстве, их влияние на психическое развитие ребенка. Также представлено обоснование необходимости учета данных возрастных проявлений в учебно-воспитательной работе с детьми, даны практические рекомендации по решению данной проблемы.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Кризисы психического развития и их учёт в учебно-воспитательной работе с детьми дошкольного возраста"»

КРИЗИСЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ИХ УЧЁТ В УЧЕБНО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Еремеева Александра Леонидовна,

4 курс, ГПОУ «Донецкий

педагогический колледж»,

Научный руководитель:

Буланкина И. Г., заместитель

директора по учебной работе

Аннотация. В статье раскрываются теоретические и практические аспекты проблемы проявления возрастных кризисов в дошкольном детстве, их влияние на психическое развитие ребенка. Также представлено обоснование необходимости учета данных возрастных проявлений в учебно-воспитательной работе с детьми, даны практические рекомендации по решению данной проблемы.

Ключевые слова: возрастной кризис, дошкольный возраст, возрастные новообразования.

Кризис является неотъемлемой частью человеческого бытия. Опыт, полученный при переживании кризиса, оказывает существенное влияние на становление личности, ее жизненный путь. Несмотря на многочисленные исследования, проблема возрастных кризисов дошкольного возраста является актуальной до сих пор, т.к. сталкиваясь с ребенком, переживающим кризис, родители и воспитатели зачастую оказываются беспомощными, не могут найти подход к данному ребенку. Хоть и были проведены многочисленные исследования возрастных кризисов, эта проблема остаётся до конца не изученной как с теоретической, так и с практической точки зрения и требует дальнейшего теоретического и практического исследования.

В ходе изучения данной проблемы была сформулирована цель, а именно: изучение теоретических и практических аспектов проблемы проявления возрастных кризисов как составляющей психического развития ребёнка.

Объект исследования – возрастные кризисы детей дошкольного возраста.

Предмет исследования – кризис как составляющая психического развития ребёнка.

Для достижения цели исследования были определены задачи исследования: проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной проблеме; раскрыть сущность понятия «возрастной кризис», обосновать его значение в возрастном развитии личности; рассмотреть особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе; раскрыть особенности протекания возрастных кризисов на протяжении дошкольного детства; рассмотреть проблемы негативных проявлений во время кризисных периодов в трудах учёных и практиков; раскрыть учёт возрастных особенностей протекания кризисного периода в обучении и воспитании детей дошкольного возраста.

На разных этапах исследования использовался широкий набор методов: логико-синтетические (анализ, систематизация и обобщение положений педагогической, психологической, справочной литературы); теоретико-обобщающие (формулирование и обоснование выводов), эмпирические (наблюдение; эмпирические (анкетирование, беседа).

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы педагогов и психологов, изучающих вопросы проблемы возрастных кризисов детей дошкольного возраста, а именно: К.Н. Поливанова, Т.В. Гуськова, М.Г. Елагина и др. основу современных исследований в данном направлении составили труды отечественных ученых Д. Б. Эльконина, Л.С. Выготского, Л.И. Божович и др.

Исследуя теоретические и практические аспекты проблемы проявления возрастных кризисов, выяснили следующее.

Возрастной кризис – особый, относительно непродолжительный по времени период перехода в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу, характеризующийся резкими психологическими изменениями. Форма, длительность и острота протекания возрастного кризиса может заметно различаться в зависимости от индивидуально-типологических особенностей человека, социальных и микросоциальных условий, особенностей воспитания в семье, педагогической системы в целом. Каждый возрастной кризис это и изменение мировоззрения личности, и перемена его статуса по отношению к обществу и к самому себе [2].

В дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути. Направление может быть прогрессивным, обеспечивающим рывок в развитии дошкольника, но также может стать тормозящим, если ограничивать ребенка в проявлении самостоятельности и активности. Каждый возрастной этап характеризуется формированием определенных психологических процессов и особенностей. На определенном этапе ребенку достаточно тех умений и качеств, которые у него уже сформировались. Но наступает время, когда заявляет о себе потребность в крайне важных новых умениях и способах поведения. Эти новые приобретения появляются благодаря внутренним и физическим усилиям ребёнка. Тот переломный период, когда ребенок переходит с одной ступеньки на другую, приводит к качественным изменениям в развитии личности и называется возрастным кризисом. Именно поэтому важно, не ограничивать ребёнка в проявлении самостоятельности и активности, чтобы он мог свободно развиваться, переходить с одной ступеньки развития на другую, преодолевая возрастной кризис.

Роль педагогов дошкольных образовательных учреждений, в том числе, как представителей отличных от семьи социальных отношений, в дошкольный период крайне важна. Именно в этот период происходит становление базовых личностных образований ребенка, закладываются основы социальных отношений. В Типовой образовательной программе дошкольного образования «Растим личность» отмечается, что работа воспитателей должна быть направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности, так и в формах и способах взаимодействия с ребенком [4]. Необходимость учета особенностей протекания кризисных периодов в дошкольном возрасте, а именно, 3-х и 7-ми лет, обусловлена значимостью данных периодов в возрастном становлении ребенка и влиянием протекания кризисных периодов на характер этого становления.

Важнейшими психическими новообразованиями раннего возраста являются возникновение речи и наглядно-действенного мышления. Свидетельством перехода от периода младенчества к периоду раннего детства является развитие нового отношения к предмету, который начинает восприниматься как вещь, имеющая определенное назначение и способ употребления. В младшем дошкольном возрасте происходит переход ребенка к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. Проявление кризиса «трёх лет», когда ребенок, еще недавно такой милый и покладистый, начинает проявлять нетерпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей, вызывает у взрослых опасение и тревогу, желание подавить «всплески бурной самостоятельности». Однако важно понять, что ребенок своим поведение «подает взрослым сигнал» о том, что прежний тип взаимоотношений должен быть изменен, что малыш нуждается в большей самостоятельности, обогащении его деятельности новым содержанием. В тоже время, ребенку нужна конструктивная помощь взрослого, позволяющая ему заметить рост своих достижений, ощутить радость переживания успеха в деятельности [1].

В исследованиях Е.Е. Алексеевой, отмечается, что именно неудовлетворения возрастных потребностей детей, ограничения активной двигательной деятельности, приводит к перевозбуждению, капризам, упрямству [1]. Именно поэтому, особенно важно наладить разумный двигательный режим, насытить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку и т.д. Переход в старшую группу (дети 5-6 лет) связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Педагогу необходимо помочь дошкольникам понять это новое положение, поддержать в детях ощущение «взрослости» и на его основе вызвать у них стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

В возрасте 6-7 лет изменяются пропорции тела, соотношение длины тела и окружности головы приближается к параметрам школьного возраста, складываются интеллектуальные предпосылки для начала систематического школьного обучения. Это проявляется в возросших возможностях умственной деятельности. Важное место в воспитании дошкольника занимает специально организуемая игровая деятельность. Для развития ребенка используются дидактические и коллективные игры. В переходный момент, называемый «кризисом семи лет», дошкольник проявляет упрямство и «немотивированное» сопротивление воле взрослых.

Смирнова Е. О. отмечает, что причины упрямства большей частью бывают связаны с поведением окружающих взрослых людей: непоследовательностью в словах и делах, раздражительностью, отсутствием или недостаточностью внимания к детям. Упрямство в дошкольном возрасте успешно «снимается» такими приемами, как переключение внимания, отвлечение ребенка, использованием элементов внушения, словом и взглядом [3].

Таким образом, воспитателям необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности протекания кризисного периода детей дошкольного возраста, помогая, направляя и поддерживая ребенка в трудный для них период взросления. Тем самым, обеспечивая переход на следующую возрастную ступень развития.

Важно, чтобы работа в данном направлении проводилась не только в дошкольном образовательном учреждении, но и в семье. Результаты анкетирования родителей показали, что очень мало родителей имеют необходимые знания о возрастных кризисах, их протекании. Даже понимая важность данной проблемы, родители отмечали, что не имеют достаточного объема знаний в данном направлении, не обладают необходимым набором умений и средств и, чаще всего, не могут справиться с «кризисными проявлениями» правильно. Педагогам важно обеспечить родителей знаниями по вопросам кризисных проявлений в дошкольном детстве, заинтересовать данной проблемой, вооружить умениями анализировать ситуации и находить конструктивные решения и т.п.

Для практической реализации работы с родителями нами подобраны материалы, на основе которых был создан методический кейс в помощь воспитателям и родителям «Возрастные кризисы: теория и практика». Методической кейс содержит: информационный материал, раскрывающий сущность понятия «возрастной кризис», рекомендации для родителей по предупреждению негативных проявлений кризиса и организации конструктивного общения на различных возрастных этапах, диагностический материал (анкеты для родителей), практический материал (подборка психолого-педагогических ситуаций для обсуждения, разработки деловых игр, набор игровых заданий и упражнений), который можно использовать в работе с родителями с целью повышения уровня их психолого-педагогической грамотности, вооружения конкретными умениями и навыками, позволяющими правильно действовать в сложных ситуациях.

Использование в работе с родителями практических методов способствует укреплению взаимоотношений родителей и ребёнка, овладению взрослыми навыками самоконтроля и развитию способности к осознанию себя, как родителя, своих возможностей в воспитании ребенка, умению увидеть и поддержать мотивацию самостоятельной деятельности ребенка, появлению умения различать виды непослушания и желания овладеть адекватными способами общения с ребенком в «кризисные моменты». В свою очередь, такая работа с родителями мотивирует педагогов к целенаправленной работе по изучению вопросов возрастных кризисов.

Таким образом, в ходе работы над проблемой мы убедились в следующем:

⎯ в дошкольном возрасте кризисы развития ребенка являются тем поворотным моментом, который направляет формирование личности по определенному пути;

⎯ в предкризисной фазе активно формируется личность дошкольников;

⎯ личностные кризисы 1 года, 3-х и 7-ми лет имеют важное значение для дальнейшего психического и личностного развития ребёнка, развития его активности и самостоятельности. Важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время, помнили, что он во всем подражает взрослым и постарались подавать ему хороший личный пример;

⎯ воспитателям необходимо в работе учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, особенности протекания кризисного периода детей дошкольного возраста. Тем самым, обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, помогать, направлять и поддерживать дошкольников в сложный период взросления;

⎯ негативные проявления кризисов связаны, прежде всего, с неправильными действиями взрослых, отсутствием необходимых знаний и умений решения конкретных ситуаций.

Считаем очень важной работу в данном направлении и уверены в необходимости ее продолжения. Осознание взрослыми того, что возрастной кризис является необходимым условием возрастного становления ребенка, что именно в кризисном периоде закладываются основы возрастных новообразований, позволяет ребенку благополучно подняться на следующую возрастную ступень, сохранить психическое и физическое здоровье.

Список использованных источников

1.Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие. 2-е изд. / Е.Е. Алексеева. -.сПб.: Речь, 2008. - 283 с.

2. Карцев А. В. Возрастные кризисы. [Электронный ресурс] / А.В. Карцев А. В // "Психология".-2012. - Режим доступа: https://www.b17.ru 3. Смирнова Е. О. Детская психология: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб./ О.Е.Смирнова. -.СПб.: Питер, 2009. – 304 с:ил. – (Серия «Учебник для вузов»).

4. Типовая образовательная программа дошкольного образования «Растим личность» / Авт.-сост. Арутюнян Л.Н, Сипачева Е.В., Макеенко Е.П., Котова Л.Н, Михайлюк С.И., Бридько Г.Ф., Губанова Н.В., Кобзарь О.В.– ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 208 с.