ЛИЧНЫЕ ГРАНИЦЫ ПЕДАГОГА
Что такое личные границы? Это то, где заканчиваются мои желания, чувства и свобода, и начинаются чужие. Это шире, чем границы моего «Я», личного пространства и вопросы собственности. Это еще и умение различать свои и чужие чувства, желания и эмоции.
Если личные границы не сформированы, у любого человека – и педагога в том числе - очень сильно страдает самоидентификация.
Он не понимает, где заканчивается он, и начинается другой человек. Он знает, что его граница вполне эфемерна. Любовь, принятие, профессионализм — эта раствориться в другом. Стать его зеркалом, другом, тенью. Такой человек постоянно ищет одобрения, признания.
Если у специалиста нет собственных устойчивых границ, у него возникают сложности в педагогическом взаимодействии с несовершеннолетними. Ребенок в таком взаимодействии часто ощущает как будто его поглощают, прогибают. Он понимает, что его связали по рукам и ногам, чувствует себя очень дискомфортно и начинает сопротивляться. Или наоборот сам оказывает сопротивление, «поглощает» педагога с диффузными границами.
Считается, что границы выстраиваются в возрасте от 2 до 6 лет. В этот период у ребенка часто проявляется кризис «Я САМ», по ощущениям родителей он сопротивляется и делает все назло. На самом деле он с одной стороны, - учится нормам и ограничениям, а с другой, - на самом деле «прощупывает» границы дозволенного. Если эти попытки жестко подавляются взрослыми, то ему так и не удается выстроить демаркационную линию между «Я» и «не-Я».
Если личные границы трещат по швам:
Человек затрудняются в решении задачи, которые требуют построения границ в общении с другими людьми.
Сложности с контактами в социуме: человека окружают авторитарные начальники, которые не платят за сверхурочные; друзья, которые «лучше знают, как ему жить и что делать»; знакомые, которые дают бесцеремонные советы.
Склонность к зависимостям от эмоциональных до химических. Если человек не простроил свои границы, то в его понятие «Я» входит что-то внешнее. Что-то, без чего он представляет своего существования, т.к. это его часть. Ведь он не отделяет себя от мира. Отсюда берутся «я не могу без тебя» и зависимости: эмоциональные, пищевые, сексуальные, алкогольные, наркотические.
Проигрышные стратегии в социуме. Личные границы – это еще умение соотносить внешние условия и свои потребности, видеть иерархию окружающего мира и действовать в ней. человек воспринимает предлагаемые «правила игры» некритично, как обязательные для выполнения, и при этом не может соотнести их с личными интересами.
Неспособность четко и корректно обозначать свои интересы.
Неумение говорить «НЕТ» и болезненное восприятие отказа с чужой стороны.
Неспособность противостоять агрессии. И собственное неумение дать понять, где проходят мои границы, спокойно, уверенно, без агрессии.
Жесткие собственные границы. Когда человек ощущает, что с его границами что-то не так, он часто впадает в обратную крайность – начинает уничтожать потенциальных нарушителей на дальних подступах. Границы становятся непроницаемыми, а человек — недоступным, «волком-одиночкой».
Физические последствия. Слабые границы делают вас мишенью для вирусов, бактерий, паразитов. Оно и понятно. Слабая граница – «заходи кто хочешь, делай, что хочешь». Характерны нейродермиты, синдром хронической усталости, энергетическая разбалансированность.
Если из 9 перечисленных пунктов хотя бы 5 о Вас, значит, пора обратить внимание на собственные границы.
Как работать с травмами границ?
Техника перепросмотра: Выбери ситуацию, когда были нарушены твои личные границы. Например, родители входили в твою комнату без стука, рылись в твоих вещах и т.д. Что-то, что травмировало, обижало, «цепляло» тебя.
Опиши ситуацию на бумаге.
Где это произошло?
Когда это произошло?
Кто были действующими лицами?
Оцени ситуацию по шкале от -10 до +10. -10 – хуже не бывает, 0 – нейтрально, +10 – все просто замечательно.
Теперь измени ситуацию. Важно: ты можешь изменить все что угодно, но не момент времени, в котором это происходит. Можно делать только одно изменение за раз. Иначе разрывается связанность процесса изменений.
Дай объяснение этому изменению. Каким образом это стало возможно?
Расскажи ситуацию заново и оцени, сколько баллов стало теперь.
Если ситуация меньше, чем на +10, то повтори алгоритм.
И так желательно дойти до +10. Или хотя бы улучшить, насколько это возможно в данный период времени. Повторяй алгоритм столько раз, сколько нужно.
Еще один вопрос, который нужно себе задавать во время этой работы: а что нужно, чтобы ситуация была на +10?